Рефераты. Дучовная жизнь человека(наука,религия,искусство)






предварительно изолируемого от окружающей среды, чтобы не учитывать

отдельные сопровождающие факторы, не оказывающие влияние на это явление.

Вначале формулируется гипотеза, являющая собой рационально упорядоченный

априорный опыт, а затем доказывается ее истинность (как правило, с помощью

эксперимента). Экспериментом подчеркивается соединение теории с практикой:

математический метод доказывает свою действенность в реальном мире. Именно

поэтому происходит интенсивное развитие практически ориентированных наук,

а также техники.

Принято выделять три типа научности: классическую, неклассическую,

постнеклассическую, в соответствии с которыми можно выделить и три типа

рациональности. Так, классический тип рациональности можно было бы

характеризовать как стремление к объективности, универсальности знания,

нацеленность на поиск окончательной истины (это характерно, прежде всего,

для науки Нового времени). Неклассический тип рациональности

характеризуется субъективностью процесса познания, сочетанием

рационального и иррационального в процессе познания. Постнеклассический

тип научной рациональности характеризуется субъективными проявлениями

бытия ученого, который включен в сложные, многоуровневые, познавательные

системы, а также сочетанием рационального и внерационального способов

постижения истины.

Технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной

жизни, - это лишь предметы технической деятельности человека, материальные

результаты его технических усилий и размышлений. Приобщение же к

технической цивилизации прививается воспитанием, обучением, передачей

технических знаний. Техника относится к сфере материальной культуры. Но

материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными

узами. Поэтому техника должна быть понята как совокупность технических

устройств, различных видов технической деятельности по созданию этих

устройств, а также технических знаний.

К сфере техники относится не только использование, но и само производство

научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных

знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто

думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением

новых знаний. Таким образом, современная техника, и прежде всего

техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня это

очевидно, однако в истории развития общества соотношение науки и техники

постепенно менялось.

Современная гуманитарная наука также во многом зависит от

научно-технического прогресса, поскольку новейшие достижения науки и

техники значительно влияют на сам характер творчества в этой области.

Наиболее заметно это становится в связи с развитием компьютерной техники,

изменившей коммуникационное поле современной культуры, методы и средства

гуманитарного исследования.

Глобальная компьютеризация современного общества влияет на формы и

характер общения между людьми, способы контроля за информацией, степени

свободы ее получения и выбора. Превращение всего человечества в единую

информационную систему может помочь раскрытию творческого потенциала

личности, осуществить синтез не только между «двумя культурами» -

гуманитарными и естественными науками, но и вообще между всеми видами

творческой деятельности.

С другой стороны, научно-технический прогресс сегодня приводит к проблеме

так называемого кризиса культуры. XX в. - не только «золотой век науки»,

но и век разочарования в науке. Наука не всесильна, наконец, ее плоды

часто употреблялись и употребляются во вред человечеству, а неразумное

использование сотворенных человеческим разумом достижений становится

реальной угрозой его гибели. Если наука «становится также и свободной по

отношению к проблемам прав человека, религиозным ценностям и ценностям

личности, по отношению к контролю за творчеством, то это несет с собой

угрозу появления очень негуманного мира и уничтожения самого человека с

помощью его собственных технических и научных результатов.

1.3. Искусство

Искусство находится с картиной мира в очень тесной - прямой и обратной -

связи. Так, искусство есть отраженная в художественном произведении

картина мира его автора (для коллективного творчества - авторов). В

результате искусство любой исторической эпохи более или менее полно

воспроизводит доминирующую в то время картину мира со всеми ее

индивидуально-своеобразными вариациями. Эта картина составляет ядро

художественной информации, т.е. входит в содержание искусства и

определенным образом его организует. В то же время, в силу своей

универсальности, картина мира заключает в себе программу собственного

художественного представления, потому что актуальный для каждой эпохи

своеобразный набор творческих методов, с помощью которых в искусстве

реализуется картина мира, в известном смысле сам является результатом этой

картины.

В любом художественном произведении неразрывно связаны как проявления

ценностного отношения человека к миру, так и их освоение с помощью

художественных средств.

Эстетический анализ искусства может основываться на различных подходах.

Например, в XIX в. появились психологический, социологический,

педагогический подходы к изучению эстетических явлений, а в ХХ в. -

математический, кибернетический, теоретико-информационный,

культурологический и многие другие.

Как и следовало ожидать, в современной культуре меняется сам статус

искусства. Если «классические» эстетика и искусствознание привыкли иметь

дело с «элитарным» искусством, основанным на определенных системах

ценностей, то сегодня ситуация изменилась коренным образом. Еще А. Моль

заметил, что «система китча должна рассматриваться как демократическое

искусство, которое фактически составляет 95% общего эстетического

воздействия, а остальные 5% приходится на движения авангарда,

художественные гетто, систему галерей, на целый комплекс элитарных

феноменов, которые чужды интересам и представлениям людей современного

общества». Сегодня же вообще сложно говорить об искусстве в прежних

понятиях «элитарного» и «массового»: постмодернизм декларирует чистое

искусство, принимающее мир таким, как он есть. В единой художественной

среде находится место и для шлягеров-однодневок, и для «элитарных»

шедевров прошлого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Функция познания мира, основная для науки, свойственна также и искусству,

но направлена она преимущественно на познание духовного мира. Однако

искусство выполняет и множество других, разительно отличающихся между

собой функций. Это необходимо человечеству, ибо только совместное

использование обоих методов может обеспечить полноту познания и выбор

решения в необозримом множестве проблем во всех сферах человеческой

деятельности, от личных бытовых до широкомасштабных, “стратегических”,

общесоциальных. Противопоставление науки и искусства имеет чисто

психологическую природу. В действительности они взаимодополняют друг друга

и их сосуществование естественно. Сложнее вопрос о взаимоотношениях науки

и искусства с религией.

Во все времена религия в своей практике использовала все виды искусства -

музыку, изобразительные искусства, драматургию, поэзию, ораторское

искусство и литературу (притчи). Направленная на внушение людским массам

идей определённой системы, что предполагало установление общего языка, она

неизбежно в своих основополагающих священных книгах отражала научное

знание, накопленный опыт и мудрость человечества.

Искусство, например, музыка существовало всегда и вне церкви как фольклор,

а примерно с XII века историки музыки прослеживают и то, чему было дано

название “третий пласт” - светское, бытовое искусство, от трубадуров,

карнавальной музыки и т.п. до современной оперетты и рока. Однако церковь

растила, формировала и использовала музыку высокого духовного плана, в

которой развивалась и форма, техника искусства и его высокие

художественные нормы.

Искусство неоценимо важно в религиозном ритуале, так как оно обладает

удивительной способностью укреплять восприятие интуитивных (в том числе

мистических) идей, эмоций, мироощущений, доводя людей до экстаза,

катарсиса. Синкретическое искусство ритуала, совокупное действие различных

его видов является особым дополнительным фактором.

Совершенно ясно, что сосуществование и взаимопроникновение светского

искусства и религии в условиях свободы религий и атеизма вполне возможны.

Сложнее было с наукой. Её развитие вступило в противоречие с

представлениями о структуре мира, закреплённых в древних основополагающих

религиозных книгах, если эти представления принимать в буквальном смысле,

а не символически. Столкновение было неизбежно, поскольку знание

развивается и обогащается не только количественно, но и качественно,

принципиально, иногда изменяя самые его основы.

Возникшее противостояние в эпоху Возрождения привело к реакции

консервативной церкви, которую в наиболее жестокой форме, в инквизиции,

можно охарактеризовать словами «шаг влево, шаг вправо - считаю еретиком».

В сочетании с коренными социальными преобразованиями той эпохи прежняя

канонизированная религия, которая в предшествующем веке была, естественно,

органически обязательной для каждого, породила новые её формы

(протестантизм и т.п.), а сама религиозность стала ослабевать и терять

своих приверженцев. Быстрое развитие науки привело к тому, что к началу ХХ

века в образованной среде религия для очень многих либо модифицировалась в

привычный обычай с вялым признанием существования некой неопределенной, но

всеохватывающей силы, высшего духа, либо вообще потеряла значение.

Особенно силен был этот неагрессивный атеизм российской интеллигенции

среди тех, кто занимался естественными науками. Наряду с этим многие

глубокие мыслители искали новые пути для религиозной (христианской)

идеологии, совместимые с психологией новой эпохи в развитии человечества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.WWW.BANKREFERATOV.RU

2. Бердяев Н.А. О культуре // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.,

1990. С. 246-261.

3. Воробьева М. Современное религиоведение в России: особенности и

перспективы развития.

4. Электронное издание: www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=49.

3

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.