Рефераты. Дучовная жизнь человека(наука,религия,искусство)






взаимоотношений.

Во все времена религия в своей практике использовала все виды искусства -

музыку, изобразительные искусства, драматургию, поэзию, ораторское

ис-кусство и литературу (притчи). Направленная на внушение людским массам

идей определённой системы, что предполагало установление общего языка, она

неизбежно в своих основополагающих священных книгах отражала науч-ное

знание, накопленный опыт и мудрость человечества.

1.1.Искусство и религия

Большую часть своей истории искусство находилось в подчиненном положении

по отношению к религии. Здесь имеется в виду не столько собственно

религиозное искусство, имеющее культовое предназначение, сколько

тотальность религиозного мироощущения, подчиняющего себе все остальные

стороны культуры. Лишь в европейской культуре Нового времени определяющая

роль в формировании мировоззрения переходит к науке. В XX веке

упраздняется диктат рациональности, но религия уже не допускается в

активную культурную жизнь. И теперь искусство занимает отчасти место

религии, отчасти - науки (в том, что касается формирования картины мира).

Искусство оказалось способным не отвергать, а, напротив, вместить в себя

предшествующий опыт мировидения и опыт мировидения других культур. Именно

в искусстве стало возможным сосуществование различных точек зрения,

позиций, ценностей, которые воплотились в плюрализме художественных

методов. Поэтому искусство может быть расценено как модель неповторимости

бытия, творчески представляющая нам чувственно-рациональное постижение

мира.

Вообще говоря, соотношение между научной, художественной и религиозной

картинами мира (как у отдельного индивидуума, так и в обществе) довольно

сложное. Равновесие наблюдается редко, а сохранить его очень непросто:

обычно одна картина мира является лидирующей, а остальные находятся в

подчиненном положении. В чем-то юмористические образы ученого-энтузиаста,

свободного художника и религиозного фанатика показывают, что может

произойти, когда нарушается баланс между различными способами

мировосприятия.

На уровне обыденного сознания искусство многими воспринимается как

связующее звено между наукой и религией, а при непосредственном же

сопоставлении религии и науки. Фактически религиозная картина мира

рассматривалась как объективно-научная (причем как представителями церкви,

так и их оппонентами-учеными). Понятно, что с развитием

естественнонаучного знания религиозные представления стали тормозом на

пути развития европейской науки. Но в последнее время несовершенство мира,

руководствующегося лишь научной картиной мира, получает признание со

стороны научного же сообщества. Дегуманизация культуры и общества,

последовавшая за научно-технической революцией, заставляет искать синтез

между наукой и религией.

Итак, художественная, научная и религиозная картины мира в чем-то

пересекается друг с другом, но в то же время обладают своими неповторимыми

особенностями, подобно тому, как и сами искусство, наука и религия влияют

друг на друга, но не сводятся к одному знаменателю.

Религия занимает особое, совершенно уникальное место в системе культуры,

тем более в системе культуры современной, казалось бы, информационной и

«секуляризированной». В последние века много говорилось об «иллюзорности»

религии, и следовало бы ожидать, что в эпоху научно-технического прогресса

религия обречена на «вымирание». Однако факты говорят о том, что религия

по-прежнему играет важную роль в жизни множества людей. Каждому человеку

свойственно стремление поиска смысла жизни, который дал бы ему возможность

познать как самого себя, так и свое место в мире. И в этом поиске одни

обращаются к науке, другие - к материальным благам, третьи - к искусству,

многие же - к религии. Религиозное чувство настолько присуще людям, что

некоторые философы даже определяют человека как «homo religiosus».

Таким образом, религия - это реальный феномен, чрезвычайно важный для

любой культуры. Исходя из этого, нас не будут интересовать проблемы

происхождения религии, требующие особого рассмотрения; нам достаточно

самого факта существования феномена религии. Попробуем определить, какое

же место занимает религия в системе культуры, возможен ли ее объективный

анализ и, наконец, каковы особенности современной религиозности.

Подобным образом религиозное сознание несомненно подвержено влиянию

современной ему культуры, но, с другой стороны, само оказывает

значительное воздействие на культурную динамику в обществе. Мы склонны

рассматривать религию именно в контексте культуры, т.е. как подсистему

культуры, ее неотъемлемую часть. Такой подход позволяет объяснить,

например, процессы трансформации религии в современном мире. Это не

исключает очевидного факта влияния религии на культуру и общество:

известно, что при определенных условиях состояние любой системы может

определяться поведением лишь одной ее подсистемы.

Нужно не только описывать взаимоотношения религии с другими культурными

феноменами, но и осознать их как единство, как составляющие системы

культуры. Лишь тогда станет возможным перейти от уровня описания к

пониманию того, как проявляет себя религия в той или иной культуре, какой

конкретный вклад она вносит в культуру, как она влияет на многочисленные

процессы (и, наоборот, какому влиянию подвергается со стороны культуры и

общества). Для этого же необходимо определить основные структурные

элементы религии и ее функции в системе культуры.

Тяга многих людей к религии объясняется тем, что в системе культуры

религия выполняет очень важные функции: спасительно-компенсаторную

(религия дает надежду на спасение), коммуникативно-интегративную

(благодаря религии происходит общение и объединение людей),

мировоззренчески-регулятивную (религия дает определенное объяснение мира,

на основе которого создаются определенные нормы и ценности). Кроме того,

выделяют и т.н. латентные функции религии, невыразимые в словах, когда

религия воспринимается как дающая возможность существования в мире.

Существование религии обогащает всю систему культуры в целом. Если

отказать религии в праве на существование (а такие попытки в истории

неоднократно предпринимались), тем самым культура лишится своих важнейших

функций. Конечно, «свято место пусто не бывает», поэтому функции религии

частично переходят к другим подсистемам культуры, менее для этого

приспособленным. Например, к искусству или науке. С развитием общества

происходит рационализация и латентных функций религии, когда религиозные

институты начинают ориентироваться не на духовные, а на материальные

ценности. И в этом случае искусство парадоксальным образом становится

более религиозным, чем сама религия, поскольку оно противопоставляет

художественно-символическое, эстетическое мировосприятие

бюрократическо-деловому клерикальному подходу. Но обычно наука, искусство,

хотя и относятся к духовной сфере, все же значительно уступают религии в

обращенности к «предельному». Поэтому свои функции в системе культуры

религия успешно выполняет уже многие тысячи лет, являясь обязательной

составляющей любой культуры.

1.2. Наука и культура

В современном мире влияние науки на все сферы человеческой жизни - от

производства и техники до экономики и политики - очень значительно. ХХ век

можно справедливо назвать «золотым веком науки», ведь открытия ученых и

технические достижения коренным образом изменили жизнь каждого из нас и

судьбы цивилизации в целом. В то же время перед человечеством сегодня

стоят серьезные проблемы: глобальный экологический кризис, отчуждение

человека от природы, дегуманизация общества. Часть ответственности несет

за это наука. Появляется насущная необходимость пересмотра основ своего

мировоззрения, понимания своего места в природе.

Многочисленные религии, политические партии, движения предлагают свои

варианты решения современных проблем. Но с точки зрения науки (по крайней

мере, классической) выход из кризиса невозможен без обладания научной

картиной мира. Под этим термином подразумевается рационалистичная система

мышления, сформированная прежде всего на основе естественнонаучного

подхода.

Деление системы наук на естественные и технические, с одной стороны, и на

гуманитарные и общественные, с другой, весьма условно. Ведь основная

функция науки как сферы человеческой деятельности - выработка и

теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Конечно, специфика предмета науки должна учитываться, но это не значит,

что необходимо противопоставлять друг другу различные области научного

знания, лежащего в основе научной картины мира. И непосредственные цели

науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений

действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых

ею законов, в сущности, совпадают как для гуманитарных, так и для

естественных наук.

Наука отделилась от обыденного знания в глубокой древности. Началом

развития науки можно считать процесс накопления единичных эмпирических

фактов, происходивший в течение длительного времени. Уже в древнем Египте,

Месопотамии, Индии стали появляться первые признаки становления научного

знания: возникли древняя медицина, астрология, математика. Благодаря

появлению философии в древней Греции и Риме стали возникать научные (а не

мифологические) теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени

факты. Однако отсутствие методологии и опоры на опыт не позволило

развиться большинству естественных наук (за исключением разве что

математики). В то же время многие гуманитарные науки уже в античную эпоху

достигли больших успехов.

Так, метод новой науки состоит в аналитическом рассмотрении явления,

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.