Рефераты. Древнеиндийская философия






ведийских знаний: познание самоочевидно и тождественно самосознанию. Иными

словами, голые факты не отражают истинного знания. Итак, налицо явный

дуализм позиции. Разум существует вне связи с объектами изучения, а знание

не является производным от осмысления результатов эмпирического процесса,

но незыблемым и непреложным. Коль скоро извечная истина не может быть

выявлена с помощью фактических свидетельств, стоит принять ее такой, какой

она отображена в «Ведах». Можно сказать , что вклад этой школы в индуизм

состоит в утверждении незыблемости соблюдения законов Дхармы. «Веды» как

основной источник непреходящего знания должны вновь и вновь

переосмысливаться и комментироваться в свете практического применения. Все

что выходит за рамки предписаний, представляет очевидную угрозу отягощения

кармы и соответственно, умножения страданий в будущем.

5.ВЕДАНТА.

Философская система веданта (буквально – завершение вед) и поныне

пользуется большой популярностью . Ключевым понятием считается Брахман –

конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного

созерцания и углубленной медитации. Аргументация веданты сводится к

следующему:

? Брахман бескачествен (не являясь частью феноменального мира, он и не то и

не это);

? только обусловленность подразумевает конкретное понятие и качественные

характеристики;

? соответственно, Брахман непостижим в рамках условных понятий.

Согласно веданте, Брахман воплощается в физические формы, но при этом

остается неизменен, является Первопричиной всего сущего, но поскольку он

вечен и неделим, не может рассматриваться в свете причинно-следственных

связей.

Веданта является религиозно – философской системой, объединяющей множество

учений, которые , в свою очередь отличаются богатством идей (порой

противоречивых) и воззрений. Следует помнить, что основные идеи являются

творческим осмыслением «Упанишад». Помимо рукотворных источников знания,

веданта признает заповеди и личные умозаключения.

ОППОЗИЦИОННЫЕ УЧЕНИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Рассмотренные ранее философские течения развивались на основе

ведийской традиции. Все остальные – включая джайнизм, буддизм, локаяту, о

которых речь пойдет далее - развивались самостоятельно. Как правило

территориально эти учения ассоциируются с северо-восточными районами Индии,

соответствующими современным провинциям Западная Бенгалия и Бихар.

1. ЛОКАЯТА.

Материалистическое учение локаята отрицает существование

внечувственных субстанций и загробной жизни, другими словами, иных миров,

кроме феноменального. Вера в подобные явления считается плодом фантазии.

Коль скоро логическое осмысление непроявленных объектов невозможно, а

умозаключение не является достоверным источником знания, безусловное

доказательство существования духовных категорий несостоятельно.

Умозаключение становится весомым доказательством лишь тогда, когда

подтверждается хотя бы возможностью чувственного восприятия обЪекта.

Однако, как указывал Вернер, истинность (или ложность) исходной посылки

материализма (то что не видимо - не существует) сама по себе недоказуема, а

является своего рода метафизическим постулатом. Иначе говоря, все зависит

от интерпретации эмпирических данных.

Школа локаята рассматривает сознание как результат взаимодействия

элементов, составляющих человека, подобно тому как , пьянящее свойство

алкогольного напитка является результатом ферментации первоначальных

компонентов.

Существовало несколько направлений локаяты, одно их которых

рассматривало Эго как совокупность материальных компонентов, поглощаемых во

время еды (созвучно высказыванию «вы становитесь таким, какова ваша пища»),

другое акцентировало внимание на чувственном восприятии, третье

отождествляло сознание с жизненными силами. Еще одно направление этой школы

признает существование в человеке разумного начала, хотя последнее

считается таким же смертным, как и физическое тело.

Этические нормы учения основаны на конечности земного существования:

человек должен получить максимум удовольствия от жизни, а величайшим

наслаждением является обладание прекрасной женщиной. Жертвенность и

изучение «Вед» считаются бессмысленным времяпровождением глупцов и

импотентов. С дугой стороны последователи локаяты учат тому, что личное

удовольствие не должно причинять страданий другим людям. В этом смысле

жертвоприношения животных и агрессивные действия считаются неприемлимыми.

2. БУДДИЗМ.

В 6 в.до н.э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной

из трех философских теорий:

? ортодоксальным индуизмом, основанный на ведийских знаниях и строгом

соблюдении ритуалов и предписаний;

? аскетической практикой и медитацией , которую проповедовали независимые

духовные учителя (отшельники – шраманы),;

? материалистической и гедонистической философией школы локаята.

Эта эпоха характеризовалась развитием торговли, оттоком населения в города

и, как результат, ослаблением внутриклановых связей и племенных традиций.

Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха

Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной

Индии. Названный в последствии Буддой (буквально пробужденный,

просветленный). Прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет,

отшельник, мудрец) после чего «прозрел» (527 г. До н.э.)и передал свои

духовные достижения людям.

Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними:

«путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и

морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений,

страданий, физического и морального изнеможения). Средний путь – путь

знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления,

самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая

благодать.

Ключевые концепции буддизма

Пратитья Самутпада. Представляет фундаментальную концепцию буддийской

философии и может быть переведен трояко.

?зависимое начало;

?обусловленное воспроизводство;

?взаимосвязь.

Общий смысл концепции можно передать следующими словами: «Сущностным

является то, что возникает; то что погибает, перестает быть таковым». Т.е.

при определенных условиях объект проявляется, а с изменением этих условий –

исчезает. Предусматривает три признака проявления вселенной.

- Анигга. Все в мире подвержено постоянному процессу перемен.

- Анатта. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существует само

по себе.

- Дукха. Термином дукха обозначают все неприглядные стороны жизни, даже

удовольствие, ибо известно, что все рано или поздно кончается.

Четыре благородные (арийские) истины, открытые Буддой

1. Жизнь есть не что иное, как дукха (страдание и неудовлетворенность)

2. Причиной страданий является танха (привязанность к жизни как к

источнику страдания; иллюзорное отношение к реальности, когда желаемое

выдается за действительное) .

3. С избавлением (ниродха) от привязанностей исчезает причина страдания.

4. Во избежание привязанностей следует придерживаться срединного пути,

называемого маггой.

Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения»

1. правильное видение –понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

2. правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении

мыслей ( с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

3. правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу,

характер;

4. правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми.,

непричинение зла другим;

5. правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом

поступке;

6. правильное умение – усердие и трудолюбие;

7. правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают

дальнейшую жизнь;

8. правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи

с космосом.

Тройственный путь

Благородный восьмиступенчатый путь не является единственным способом

осуществления Дхармы. Весьма распространенной является доктрина,

представляющая следующие аспекты:

? сила (нравственность) – свод заповедей;

? самадхи (медитация) – расширение сознания;

? праджня ( мудрость) – отражение двух предыдущих аспектов в практическом

воплощении. Мудрость достижима на трех уровнях:

- шрутамайя-праджня – мудрость, почерпнутая во время чтения сутр;

- чинтамайя-праджня – мудрость, почерпнутая в ходе самосозерцания и

размышления;

- бхаванамайя-праджня – высшая мудрость, обретенная в прцессе духовной

практики.

Анатта. Учение Будды стало с одной стороны, творческим развитием

индуистских традиций и понятий с другой – полностью опровергло некоторые

религиозно-философские концепции. Индуизм придерживается понятия высшего

«Я» (Атмана), которое хоть и присуще физическому телу, но в то же время

полностью независимо от него. В учении анатты Будда отрицает концепцию

Вечного Атмана. Истинное «Я» - это то, что чувствует, видит, думает и

осуществляет жизненный выбор. Иными словами, не существует никакой

неуловимой субстанции.

Буддизм никогда не был застывшей и окончательно оформленной

религиозной доктриной. Так что неудивительно, что со временем возникло

множество философско-религиозных школ и течений. Более того, в процессе

развития буддизм органично впитал в себя многие культурные и религиозные

традиции, которые были интерпретированы в русле базовых концептуальных

подходов.

3.ДЖАЙНИЗМ.

Центральной идеей этого религиозно-философского учения является

принцип ахимсы (непричинение вреда). Подобно другим философским школам ,

ждайнизм не довольствуется чисто умозрительными рассуждениями и главной

целью ставит реализацию средств преодоления людских страданий. Адепты

учения видят спасение в победе над мирскими страстями, ограничивающими

возможности сознания. Само слово джина означает победитель. В джайнской

традиции существовало 24 вероучителя, известных как создатели брода, то

есть те, кто вел своих последователей через бурный поток мирских невзгод

навстречу спасению и покою. Существует исторически достоверное

свидетельство о последнем из них Махавире (599 -527гг.до н.э.). Как и

Сидхартха Гаутама ушел из дома и в течении нескольких лет вел аскетический

образ жизни. Во время своих скитаний познакомился с основателем

оппозиционной индуистской секты аджавиков –Госалой. Так же есть сведения о

его встрече и диспуте с Буддой. В 42 года достиг просветления, с тех пор

стал известен как Джина, а его последователи стали называться джайнами –

соратниками победителя.

Базовые концепции

Главным трудом по философии джайнизма является «Таттвартха-

сутра».Центральные темы : непричинение вреда, отказ от категоричных

суждений и отказ от собственности.

Анекантавада. Неприятие абсолютных истин. Суть вещей следует воспринимать в

зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Т.е. любое

знание является условным.

Атомизм и анимизм. Джайнизм основан на учении о дискретном , прерывном

строении материи и различает четыре вида проявления микрочастиц (атомов):

воздух, огонь, воду, землю. Атомарные образования этих первоэлементов

объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные

объекты. Однако мир состоит не только из материальных предметов, но и

атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее очевидна. К

ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя

обозначается как душа или джива. Т.е. мы имеем дело со вселенной, в которой

все находится во взаимодействии физических и не физических структурных

элементов. Феноменальный мир по сути дела вечен, несмотря на условность его

земных проявлений.

Атеизм и вечно меняющаяся вселенная. В своей основе джайнизм атеистичен.

Не признает конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого признается

достижение душой конечной реальности. Мир безначален, но находится в

постоянном процессе эволюции и инволюции. При этом никаких доказательств не

требуется, процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими

законами. Следовательно, вселенной управляет не Бог , а карма.

В джайнизме сосуществуют два направления: секта дигамбаров (одетых

сторонами света) и шветамбаров (одетых в белое). С точки зрения крайнего

аскетизма монах не должен владеть чем-либо или испытывать привязанность к

чему бы то ни было. Поэтому, коль скоро одежда может стать объектом

вожделения, джайнский монах должен быть обнаженным. Обе секты признавали

справедливость утверждения, но шветамбары пошли на компромисс и позволили

своим последователям носить одежду, а дигамбары воплотили монашеский идеал

на практике, хотя в наше время на публике их адепты прикрываю свое тело.

Несмотря на аскетическую этику джайнизма, светские адепты учения нередко

становятся преуспевающими дельуами. У мирян элемент непривязанности к

земным благам принимает форму благотворительности. Так состоятельные

последователи традиции финансируют строительство храмов и материально

поддерживают общины.

В заключении можно сказать, что межу философией Буддизма и джайнизма

есть много общих аспектов : и Гаутама и Махавира исповедовали атеизм и

указывали на изменчивость и непостоянство окружающего мира; оба

подчеркивали значимость доктрины ахимсы как ключевого понятия морали и

духовного роста; оба указывали на путь от мирского существования к

монашеству как наиболее желательный; отрицали авторитет ведийских знаний

и культовой практики. Однако между учениями есть существенное различие.

Буддизм не признает ни самости Эго, ни дживы, как некой материальной

субстанции, напротив, «Я» провозглашается лишь как условная концепция. Не

мене важно отметить, что джайнизм (как и санкхья) охотно поднимает

вселенские вопросы и рассуждает о жизни после смерти, в то время как

буддизм считает подобные мудрствования бесплодными и уводящими в сторону.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Томпсон М.Восточная философия/Пер.с англ.Ю.Бондарева.-М.: ФАИР-

ПРЕСС, 2000.- 384с.:

2. Философия и религия на зарубежном Востоке 20в.: Сборник статей / АН

СССР, Ин-т философии.Отв.ред. М.Т.Сепаняннц. – М.:Наука, 1985.-272с.

3. Энциклопедия для детей.Т.6, ч.1.Религии мира. – Э68 2е изд.,испр. и

доп.-М.:Аванта+, 1996.-720с.:ил.

4. Адо А.В. и др.Философский словарь/Под ред.И.Т.Фролова. 5е изд.-

М.:Политидат, 1987.-588с.

5. Радугин. История философии.

6. Эрикер К.Буддизм/Пер.с англ.-1999-304с.:ил.-ФАИР-ПРЕСС.

7. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных

вузов.-1999.-352с.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….2

Этапы развития………………………………………………….3

Онтология древнеиндийской философии……………………4

Гносеология древнеиндийской философии…………………4

Некоторые ключевые концепции………………………………4

Ортодоксальные философские школы……………………….7

1.Ньяя/Вайшешика……………………………………………….7

2.Санкхья…………………………………………………………..8

3.Йога……………………………………………………………….9

4.Миманса………………………………………………………...10

5.Веданта………………………………………………………….10

Оппозиционные учения индийской философии……………11

1.Локаята………………………………………………………….11

2.Буддизм…………………………………………………………12

3.Джайнизм……………………………………………………….14

ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

- филиал

МОСКОВСКОГО ОТКРЫТОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Финансово-экономический факультет

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ:

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Сдала: студентка фин.эк.ф-та

спец.менеджменторганизации

1 курса з/о: Ульянова О.Г.

Проверила: преподаватель

кандидат философских наук:

Захарова Н.С.

г.Пермь,2003г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.