Рефераты. Древнеиндийская философия






чувственным восприятием, то каков же подход философии ньяя/вайшешика к

концепции Атмана? Тело, разум и чувства находятся в прямой зависимости от

Атмана, который по сути дела, является оживляющим (одухотворяющим)

принципом. Но каким же способом человек может осознать собственное Эго?

Следует ли с этой целью идентифицировать себя с Атманом или стоит искать

другие пути самопостижения? Согласно философии ньяя/вайшешика, человек

познает свое эго путем непосредственного осознания. Следовательно, «Я»

становится предметом личностного опыта. Что же касается восприятия других

людей, то их существование определяется на основании умозаключений, также

сделанных на основании личного, чувственного познания. Человек зрительно

идентифицирует их физическую оболочку и поступки и делает вывод о том, что

имеет дело с конкретными индивидуумами.

Подобно другим индуистским школам, ньяя/вайшешика рассматривает также и

концепцию мокши, или освобождения от мирских страданий. Для достижения

мокши необходимы усилия, основанные на понимании. Соответственно , эта

система не делает различий между умозрительным знанием и практическим

поиском путей к освобождению; оба аспекта представлены одним и тем же

процессом. Понимание является лишь необходимым условием духовного роста.

2. САНКХЬЯ.

Санкхья по праву считается древнейшей философской школой, о чем

свидетельствуют многочисленные ссылки на это учение в «Швегашватара-

упанишаде» и «Бхагавадгите». Однако не исключено, что в древних источниках

термин санкхья (знание, мудрость) употреблялся в утилитарном смысле.

Ключевыми понятиями системы являются пракрити (материя) и пуруша (духовное

начало). Судя по тому, что эти категории упоминаются в «Махабхарате», можно

сделать вывод о том, что система никак не моложе древнего эпоса.

Концептуальная основа школы построена на тех же тезисах, что

провозглашают и другие индуистские учения, - осмысление реальности бытия и

поиск путей к освобождению от страдания. Практические рекомендации

духовного роста дает сопутствующая санкхье йога.

Согласно санкхье, конечная реальность проявляется в двух ипостасях:

как пракрити (материя) и пуруша (сознание, духовное начало). Пракрити

представляет первичную субстанцию мироздания. Она сплетена из трех гунн

(буквально – веревок, канатов): саттвы (реальность, озарение; на

психологическом уровне тождественна счастью); раджаса (затемненность,

безостановочная активность, порождающая боль); тамаса (темное инертное

начало, порождающее невежество т безразличие).

Пракрити воплощенная в трех гунах, соотносится с причинным

материальным миром, ограниченным во времени и пространстве. Однако

первозданная, невоплощенная пракрити существует вне времени и причинности,

недоступна для эмпирического восприятия и является бессознательным

(бездуховным) началом.

Другими словами, вселенная возникла из непроявленной материальной

субстанции, недоступной чувственному восприятию. Эта реальность является

комбинацией качеств (гунн), но сама по себе не может быть идентифицирована.

В противоположность первой категории выступает пуруша, как чисто

духовное начало. Это понятие не следует понимать как разум, Эго или

интеллект, так как санкхья трактует последние три понятия как утонченные

материальные формы. Пуруша представляет вечный, неменяющийся принцип

индивидуальности, стоящий вне времени и пространства. Существуют разные

доказательства существования Пуруши, включая предпосылку об очевидности

таких проявлений, как воплощенные в пракрити удовольствие, боль и

безразличие. Помимо этого утверждается, что освобождение от невзгод имеет

смысл лишь в том случае, когда существует независимый от физической

оболочки Дух.

В соответствии с философией санкхья принцип самосознания (джива)

включает в себя одухотворенное пурушей Эго (аханкара), чувства и физическое

тело. Иначе говоря речь идет о двух основополагающих вселенских категориях.

Однако личности, не достигшие просветления, не способны идентифицировать

свое истинное «Я» - пурушу, и мотивация их поступков в основном зависит от

чувственных потребностей физического тела. Поэтому освобождение достижимо

лишь при условии дифференциации Пуруши и пракрити.

Иными словами, человек освобождается, как только осознает различие

между собственной духовной природой и подчиненными принципами Эго,

интеллекта, чувственного восприятия и физического тела. Методологию такого

освобождения предлагает Йога.

Стоит сказать несколько слов о гносеологии санкхьи и, в частности, о

позиции этой школы по отношению к причинно-следственным связям. Согласно

санкхье, чувственное познание материального мира воспринимается человеком

через ментальные образы. Не отрицая сущностность внешних проявлений,

признается, что человек не способен до конца познать мир как таковой, а сам

процесс познания сводится к восприятию чувственных впечатлений. Итак, мы

рассмотрели первый из трех источников познания. Вторым и третьим являются,

соответственно, умозаключение (аналогично школе ньяя) и шрути (знание,

почерпнутое из священных текстов). Однако на практике адепты редко

апеллируют к первоисточникам, ограничиваясь восприятием, умозаключением и

аналогией.

Заметим, что здесь можно отметить явное расхождение с позицией

философии ньяя. Последняя рассматривает мир как объект для чувственного

изучения, а с точки зрения философов санкхьи природа вещей до конца не

познаваема., то есть является не более чем чувственным впечатлением.

3. ЙОГА.

Йога представляет собой совокупность религиозно-философских дисциплин,

ведущих к освобождению. Основоположником учения считается Патанджали

(живший ок.200 ил 400 г.н.э.), систематизировавший основные методики в

своей «Йога-сутре», древнейшем письменном руководстве по йоге.

Несмотря на то что позиции йоги и санкхьи совпадают, существует и

принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается

концепции личного божества (Ишвары). Доказательство существования Ишвары

сводится к выявлению качественных характеристик бытия. Так, один объект

превосходит другой по размерам и, следовательно, необходим критерий

(эталон) соотнесения величин. Эта посылка в свою очередь подразумевает

наличие Высшего Существа, носителя всех мыслимых категорий и качеств,

относительно которых осуществляется оценка всего сущего. Однако, вечный,

всемогущий Ишвара не считается Творцом материального мира. Эта концепция

Бога существенно отличается как от западной, так и той, что предложена

системой ньяя/вайшешика.

Своей целью йога ставит освобождение Пуруши (достижение мокши), а это

требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершнствования

подразумевает восемь этапов:

1. Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни).

2. Соблюдение предписаний – внутренней и внешней чистоты.

3. Статические упражнения (позы-асаны).

4. Овладение гармоничным дыханием.

5. Направление сознания внутрь с целью подготовки физ. тела к дух. опыту.

6. Сосредоточение внимания на объекте.

7. Созерцание объекта.

8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания).

Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы

реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль

источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования

постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение

Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной

подготовки йога.

4. МИМАНСА.

Последователи мимансы подвергли «Веды» логическому обоснованию и

придавали большое значение ведическим гимнам, текстам некоторых «Брахман» и

Упанишад». Это религиозно-философское учение подразделяется на две школы:

1. Пурва – миманса (ранняя) – особое внимание направлено на

соблюдение общественного и религиозного долга (дхармы) в свете ведийских

учений; иногда это направление называют дхарма – мимансой.

2. Уттара – миманса (более позднее учение) – основой является

концепция Брахмана как Первопричины всего сущего; внимание уделяется скорее

исследованию природы реальности, а не управляющим принципам; иногда эту

школу именуют брахма – мимансой.

Уттара – мимансу также называют ведантой, последней из шести

рассматриваемых философских систем. Отметим, что термин «ранняя» следует

понимать не в хронологическом порядке , а в свете того, что система

веданты несколько переосмыслила некоторые базовые принципы, обозначенные в

ведийской литературе. Заметим, что истоки обеих школ не совсем ясны.

Принято считать, что учение было впервые изложено в «Миманса-сутрах»,

Джаймини, жившим в 3 в.н.э. Однако задолго до написания этого трактата

учение передавалось из уст в уста. Наиболее известна поздняя интерпретация

сделанная бхашьей (комментарий к сутре) в период между 3 и 4 вв.н.э.

Отправной точкой учения является предпосылка о том, что имеют смысл только

те утверждения, которые предписывают условия действия причины. Суть такого

заявления заключается в том, что «Веды» рассматриваются как истина в

конечной инстанции. Познаваемы лишь события (факты) личной жизни, что же

касается вечных понятий , то они непостижимы, потому что не поддаются

описанию и идентификации. Таким образом, знания, изложенные в «Ведах»

существуют вне рамок условного мира.

Теория познания мимансы исходит из посылки вечности и непреложности

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.