Рефераты. Древне Греческая философия о человеке и обществе






вредящим делу и разрушающим душу. Сократ на стороне отсталой деревни -

против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал

Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, не-

прерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность

Сократа.

Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он

хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не тре-

бовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям,

но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жерт-

вы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов

и не позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты. Словом, гражда-

нин должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках

"благородных господ".

Мир идей Платона

Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и

не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, ма-

териальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное

целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но

зато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Это

самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос.

Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром

идей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно.

Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материаль-

ного мира. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, поко-

ится в вечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождест-

венное абсолютной красоте.

Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он при-

знаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то

есть объективного идеального бытия.

Основные философские принципы платонизма:

1. Идея вещи есть смысл вещи.

2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений

вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет

собою в сравнении с ними уже новое качество.

3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и еди-

ничностей, которая является законом для возникновения и получения этих еди-

ничных проявлений вещи.

4. Идея вещи невещественна.

5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным

существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция,

которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или

выше неба.

Однако, сильной стороной философии Платона, его положительным

вкладом в историю философии менее всего является его объективный идеализм

как мировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящим еди-

ничному, оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип единич-

ного, как закон проявления этого единичного, как модель его построения.

Учение о государстве

Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя

из основных положений своего этико-политического учения. Государственные

формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия,

плутократия и демократия. Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается

от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват

власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.

Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и мораль-

ных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам.

Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя.

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Пла-

тона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написаны

в

жанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например,

Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о

модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание како-

го-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государст-

ва, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть

Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Автор неодно-

кратно пробовал воплотить в жизнь свой проект оптимального государствен-

ного управления. На Сицилии, в Сиракузах, во времена Платона было правле-

ние просвещенного тирана Дионисия, а его шурин Деон был поклонником

Платона. Попытки афинского философа применить свои теории если не для

управления всей территорией, то хотя бы небольшим селением, едва не закон-

чились гибелью, и только из-за Диона его только продали в рабство. Аннике-

рид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного фило-

софа, купил его и немедленно дал ему свободу. Так же бесславно закончились

и

две последующие попытки устроить в Сиракузах государственное управление

на основах разума.

Платона многое в уже существующих государствах не устраивало прин-

ципиально. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причина

порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотого века"

имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных интересов",

обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основ-

ным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четы-

ре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в

их строе.

1. Тимократия власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты

"совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были сво-

бодны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется

спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и

"при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обу-

славливает переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение

на

богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно

беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона,

приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность

бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития,

борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государст-

венной системы тирании.

4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком силь-

но, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток сво-

боды при демократии приводит к возникновению государства, вообще не

имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.

Отрицательные формы государственной власти Платон противопостав-

ляет своему видению "идеального" общественного устройства. Огромное вни-

мание автор уделяет определению в государстве места правящего класса. По

его мнению, правителями "идеального" государства должны быть исключи-

тельно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность,

разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость го-

сударства Платона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное непри-

ятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Платон

считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его

(нельзя улучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут охра-

нять "идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают

"...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именно

поэтому деятельность философов обуславливает существование "идеального"

государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных

людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона.

Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь

"идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, там

не

будет места порывам души и чувствам.

Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаются за-

конами и устройством государства, то естественно предположить, что в нем

существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом.

Действительно, основной закон существования "идеального" государства со-

стоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к ко-

торому он пригоден.

Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на три класса.

Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для госу-

дарства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, свя-

занные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей

и перепродажей это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то,

что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все

они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного разви-

тия. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда:

кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не

может стать земледельцем.

Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классы

воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессио-

нальным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей

Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.

Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды,

которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это дос-

тигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переход

этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что если даже

среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса,

то его необходимо "понизить" без сожаления. Таким образом, Платон считает,

что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем

делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет

заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.