Рефераты. Диалектика инженерного творчества






познании мира;

- прагматическое (конкретное), описывающее методологию решения

инженерных задач.

А. философский аспект. В методологии процесса принятия решения

усматриваются все положения диалектического материализма и прежде всего:

- обнаружение (вскрытие) противоречий в рассматриваемом явлении;

- преодоление этих противоречий, т. е. собственно - принятие решения.

Материалистической основой здесь является то, что для обнаружения и

преодоления противоречий используется реальная (истинная, подтверждаемая

экспериментом) информация, анализ которой осуществляется на научной основе

(принципах, законах и конкретных знаниях). Часто противоречия проявляются в

форме определенных недостатков, трудностей принципиального характера. Этапу

вскрытия противоречий предшествует постановка задачи о принятии решения, в

которой определяется цель (или цели, возможно, противоречивые), выбор

критериев, выделяются переменные параметры, ограничения, неизменные

параметры (среда). Здесь особенно проявляется роль человеческого фактора.

Далее - преодоление противоречия, т.е. поиск решения поставочной

задачи, осуществляется с помощью разных приемов. В завершающей стадии

принятия решения (при осмыслении результата), важно понимать, что

достигнутое имеет ценность относительной, а не абсолютной истины, т, е.

преодолевая одни противоречия, мы порождаем другие, и развитие продолжается

и здесь особенно важен взгляд вперед, умение оценить последствия.

Таким образом, принятие решений в философском понимании представляется

как диалектико-материалистический процесс познания, идущий по пути

обнаружения и преодоления противоречий. Это представление согласуется с

ленинской теорией познания истины в известной триаде: чувственное

восприятие - абстрактное мышление- практика.

Постановка задачи осуществляется на первом этапе познания как итог

наблюдения натурных явлений, фактов.

На втором этапе познания в результате абстрагирования создается

содержательная модель явления (системы). Вскрываются внутренние

противоречия системы, определяются пути и средства преодоления этих

противоречий, теоретически решается проблема.

На третьем этапе познания, осмысливая полученные результаты, вновь

обращаются к эксперименту как единственному источнику доказательства

достоверности полученного решения. Здесь устанавливается диалектика

взаимосвязи (причинные связи) результатов с постановкой задачи,

определяются новые задачи, совершенствуются старые решения. В этом суть

циклического процесса познания.

Б. Прагматический аспект. Сюда мы относим многочисленные практические

методы принятия решений, изложенные ниже, в том числе Акоффа, Альтшуллера и

др. Принятие решения рассматривается как процесс, состоящий условно по

меньшей мере из четырех этапов.

Первый этап - исследование проблемы и постановка цели (задачи).

Часто исследование потребности протекает медленно, часто

бессознательно, а то и подспудно. Исследование потребности заканчивается

постановкой задачи на разработку нового решения, на преодоление вскрытого

основного противоречия.

Второй этап - разработка альтернативных вариантов нового (искомого)

решения, т.е. поиск разных путей преодоления основного противоречия.

Третий этап - оценка и ранжирование альтернативных решений с точки

зрения их приближения к требованиям, сформулированным в процессе постановки

задачи.

Четвертый этап - тесно связан с предыдущими, как и все между собой.

После выбора и утверждения одного из альтернативных вариантов необходимо

глубокое и системное осмысление полученного результата, какие новые

проблемы порождаются? Если результаты неудовлетворительны, то необходимо

вернуться к начальной стадии процесса, к следующему витку поиска решения.

Представим алгоритмы процесса принятия решения с различных позиций,

философии, системного подхода и разнообразных практических методов принятия

решений (табл. 1). Из этой таблицы видно, что просматривается единая

диалектико-материалистическая суть и принципиальная сквозная схема поиска

от постановки задачи через вскрытие противоречий к их разрешению

(преодолению) и, наконец, осмыслению результата. Можно сказать, что формы

разные, а суть - одна.

В этом и проявляется универсальность методологии материалистической

диалектики.

АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.

Таблица 1

| |Постановка задачи |Вскрытие противоречий|Преодоление |Осмысление |

| | | |противоречий. |результата. |

| | |(внутренних) | | |

|В терминах|Теория познания: «Чувственное познание – абстрактное мышление|

|философии |- практика» |

|В терминах|Обоснование |Определения | | Определить |

|принятия |постановки задачи: |трудности, выделить |Инверсология; |причинные |

|решений |анализ процессов |главные трудности |Логика; |связи между |

| |породивших данную |(противоречия); |Эвристика; |переменными и|

| |задачу, вскрытие |построение модели |Интуиция; |конечными |

| |внутренних |задачи; выявить: |Творчество, |результатами,|

| |противоречий этих |управляемые |наука, |оценить |

| |процессах; |переменные |искусство; |последствия |

| |актуальность задачи;|(изменяемые |Математическое|принятого |

| | |параметры) |программирован|решения. |

| |общественная |ограничения к ним; |ие; |Нахождение |

| |потребность |неуправляемые |Оптимизация; |диалектическо|

| |(важность) решения |переменные |Деловые игры, |й взаимосвязи|

| |задачи.; |(неизменяемые |ТРИЗ, АРИЗ и |с исходной |

| |правомерность с |параметры); |др. |задачей. |

| |позиций законов |нельзя ли снять | |Возможность |

| |природы, |ограничения? | |постановки |

| |осуществимость на |Перевести некоторые | |новой задачи |

| |современном уровне |неуправляемые | |(качественно |

| |развития; выбор и |переменные в | |новый замысел|

| |обоснование |управляемые? | |задачи) |

| |критериев оценки |Возможности других | | |

| |результата (лицо, |выходов (целей). | | |

| |принимающее | | | |

| |решение). | | | |

|В терминах| Исследование | Построение и анализ| Поиск | Оценка |

|системного|потребности; |дерева противоречий. |концепций |решения. |

|подхода |Уяснение задачи; |Анализ структуры |системы. |Обратные |

| |Постановка цели; |системы по принципу |Построение и |связи. |

| |Анализ структуры |иерархичности: |анализ дерева |Воздействие |

| |системы; |управляющие и |функций |выхода на |

| |Целостность, |управляемые элементы |системы. |вход. |

| |Элементы, Связи; |и подсистемы. |Функциональные| |

| |Взаимодействие со |Анализ влияния |и | |

| |средой; |окружающей среды на |конструктивные| |

| |Функциональность; |систему. |модули | |

| |Выбор и обоснование | |системы. | |

| |критериев оценки | |Системотехника| |

| |результата; | |. | |

| |Анализ с позиций | | | |

| |надсистемы. | | | |

Обучают ли методам принятия решений.

Известно, что инженеров не обучают методам принятия решений, если не

считать некоторых методов математического программирования, пригодных для

решения ряда задач, поддающихся формализации. Но многие и многие задачи

формализовать не удается. Не обучают инженеров и системному подходу. Так

что говорить о системном подходе к принятию решений не приходиться. А ведь

становление творческой личности проявляется в конечном счете в умении

принять эффективное решение. Какую информацию надо собрать? Как действовать

в условиях противоречивой избыточной или недостаточной информации? Мудрость

решений приходиться постигать «своим умом». Многие решения принимаются без

должного обоснования, сознательного системного анализа.

По мере усложнения решаемых технических задач все большее значение

приобретает методология научного и инженерного творчества.

Системный подход, изложенный выше, выражает мировоззрение, исходящее из

диалектико-материалистических позиции. В этом смысле системный подход к

принятию решений вполне согласуется с ленинской теорией познания. В

методологии процесса принятия решений усматриваются все положения

диалектического материализма.

Как думать и над чем думать

Для принятия решения надо лучше думать – такую рекомендацию нередко

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.