можно услышать в повседневной жизни. Бесспорно, надо учиться мыслить,
овладевать приемами активизации мыслительного процесса. Но одно это редко
приведет к результатам, если не пользоваться системным подходом.
Действительно, прежде чем решить, как думать, надо определить над чем
думать, т.е. правильно выделить проблемную ситуацию и поставить для нее
задачу, определить основное противоречие системы и искать средство его
преодоления, не забывая о связях системы, учете ограничений. Чтобы выявить
проблемную ситуацию, целесообразно провести анализ (поиск) надсистемы, в
которую входит данная система. Нужен системный мыслительный процесс,
системный подход к принятию решений. Только тогда на каждом этапе этого
алгоритма активизация мышления принесет наибольшую пользу.
Рассматривая методы принятия решений условно разделим их на две группы:
общие, охватывающие неограниченно широкий круг проблем, и более частные,
относящиеся к синтезу новых технических объектов, т.е. непосредственно к
инженерной деятельности.
Общие системообразующие методы, используемые в процессе принятия
решений.
Принятие решений по Р. Акоффу.
Акофф выделяет в системе для принятия решения следующие факторы [16] –
и в этом виден системный подход.
- Человек, принимающий решение, т.е. тот, кому предстоит решать
проблемы. Может быть как отдельный индивидуум, так и небольшая группа людей
и даже большой коллектив;
- управляемые переменные, т.е. параметры и ситуации, которыми может
управлять лицо, принимающее решение;
- неуправляемые переменные, которыми не может управлять лицо,
принимающее решение: в совокупности эти переменные образуют «окружающую
среду» или «фон проблемы»;
- внутренние либо внешние ограничения на возможные значения управляемых
и неуправляемых переменных;
- возможные исходы (решения, результаты) - должно быть не менее двух
неравноценных, т.к. в противном случае не имеет значения; какое решение
принять.
Пять принципов поиска нового по системе профессора П К Ощепкова
Формулируя свои принципы, автор указывает на то, что они приемлемы не
только при постановке и решении крупных естественнонаучных и технических
проблем, но и при решении любого практического вопроса. Приводим эти
принципы.
1 Анализ поставленной перед собой задачи с точки зрения ее
современности и общественной потребности в ней. Раскрытие внутренних
противоречий в процессах обусловивших или обуславливающих постановку
задачи.
2 Проверка правомерности постановки задачи с точки зрения общих законов
природы:
3 Проверка осуществимости решения задачи на современном уровне науки
техники и производства
4 Разработка общей системы решения задачи и выбор основного, т.е.
определяющего эксперимента:
5 Анализ полученных результатов головного эксперимента и нахождение
диалектической взаимосвязи их с поставленной задачей.
Шаблонное и нешаблонное мышление по де Боно [17]
.
Не орудуйте логикой, как дубинкой. К этому хотелось бы призвать тех
ревнителей логического мышления, которые превозносят его, как образец
шаблонно или логически мыслящие люди избирают, по их мнению, самую разумную
позицию и затем, развивая ее по законам логики, пытаются решить проблему.
Исключительную эффективность нешаблонного мышления мы можем видеть в
экстремальных и казалось бы тупиковых ситуациях.
Но и здесь, так и везде, не нужно впадать в крайности, начисто отвергая
логическое. Истина здесь заключается в том, что оба типа мышления не
исключают, а дополняют друг друга.
Различие между шаблонным и нешаблонным мышлением состоит в том, что при
шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она
его обслуживает.
Дж Джонс в [18] называет шаблонное мышление «психологической
инерцией», под которой подразумевается бессознательное предрасположение к
какому-нибудь конкретному методу или образу мышления которые обычно
характеризуют выражением «идти по проторенной дорожке». Психологическая
инерция - это отрыжка существующих методов обучения, по которым обучаемого
пытаются «наполнить» не методами добычи знаний а готовыми конкретными
рецептами.
Логика.
В основе формально-логических методов принятия решений лежит
использование логических законов выводного значения, полученного логически
из предшествующих знаний без непосредственного отношения к опыту.
Основателем логики считается Аристотель.
Одно из основных требований логики - обязательность последовательного
непротиворечивого, обоснованного мышления. Нельзя считать истинными знания,
содержащие логические противоречия. Логика помогает интенсифицировать любую
умственную деятельность.
Логика - это плавный непрерывный процесс без скачков и разрывов. А как
же с помощью логики объяснить диалектический скачок - переход количества в
качество?
По-видимому, истина лежит где то посередине между привлекательными
идеями нешаблонного мышления и жесткими правилами логики.
Что может ЭВМ.
Формализованную часть алгоритма принятия решения (т.е. целенаправленный
перебор вариантов) ЭВМ, как чудесный помощник человека, может выполнять
наилучшим образом: многократно расширенная область и количество
перебираемых вариантов, быстродействие ЭВМ позволяют выбрать лучшие из них.
Но ведь основная часть алгоритма системного подхода к принятию решения
остается неформализованной, выполняется человеком до применения ЭВМ и
строго ограничивает роль ЭВМ постановкой задачи, моделью, целью, критерием
и т.д. Только при таком сознательном понимании роли ЭВМ человек может ее
эффективно использовать.
Математический подход к принятию решений.
Лишь несколько десятилетий назад искусство принятия решений, которое
базировалось на опыте, интуиции и здравом смысле в некоторой мере стало
превращаться в точную математическую науку. Сейчас проблемы принятия
решений изучаются специалистами в области системного анализа, исследования
операций и управления используются многомерная теория полезности как
самостоятельная научная дисциплина методы многокритериальных задач принятия
решений, методы оптимизации Важным этапом развития проблемы явились системы
диалоговой оптимизации с широким использованием ЭВМ и устройств отображения
данных.
Нейросетевые технологии.
Наш мир все активнее наполняется развивающимися интеллектуальными
системами, нейрокомпьютерами, нейроподобными системами. Успешно развивается
нейроинформатика и ее различные приложения от неироинформатики до различных
применений неиросетей в технике и технологиях, в финансовых и медицинских
проблемах, в распознавании образов, диагностике, прогнозировании и многих
других их задачах.
Привлекают новые большие возможности распараллеливания процессов,
увеличения быстродействия, прямой связи между входными и выходными
параметрами, умение нейросетей обучаться и доучиваться в процессе
функционирования, реально отражать меняющиеся свойства обслуживаемого
нейросетью объекта в течение его эксплуатации и др.
Эвристика как наука о творческом мышлении.
Эвристический метод часто рассматривается как то, что сокращает перебор
различных вариантов решений в «лабиринте» поиска, т.е. несет как бы
сокращающую функцию. Вместо последовательного систематического перебора
вариантов, используемого для решения типичных задач, в нестандартных
ситуациях используют эвристические нешаблонные оригинальные процедуры.
Среди них имеются так называемые догадки - «ага-решения», когда решение еще
не сформулировано, но способ его схвачен. Это и есть эвристика. Над
проблемой можно работать годы, но идея может возникнуть мгновенно как
результат озарения. Постепенно с накоплением такого опыта решений
складывается у изобретателя свой собственный набор эвристических приемов.
Их обобщение может сложиться в методику решения некоторых задач.
Инверсология как способ интенсификации мыслительного процесса.
Инверсология [19] (от латинского слова inverso, что означает
переворачивание перестановка) - прямое продолжение диалектического мышления
и, прежде всего такой его категории, как «отрицание отрицания».
Рассматривая инверсию как относительно простой, но весьма мощный метод
возникновения новых взглядов на решаемые в науке и технике задачи,
Дж.Джонсон [18] характеризует его следующим образом: «Если некоторый объект
обычно рассматривают снаружи, то применение метода инверсии означает, что
теперь он будет исследован изнутри. Если в рассматриваемом устройстве
некоторая деталь всегда распечаталась вертикально, то инверсия означает,
что ее переворачивают вверх дном, ставят в горизонтальное положение или
помещают под некоторым углом. Если одна часть системы движется, а другая
неподвижная, то инверсия означает, что эти части меняются местами».
Мозговой штурм
Этот наиболее известный и широко применяемый метод генерирования новых
идей появился в США в 1957 г. Идея его состоит в творческом сотрудничестве
группы специалистов которые, являясь как бы единым мозгом, пытаются штурмом
овладеть проблемой. В процессе такого штурма участники выдвигают и
развивают собственные идеи, идеи своих коллег, используя одни идеи для
развития других, комбинируя их.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12