Рефераты. Диалектика инженерного творчества






можно услышать в повседневной жизни. Бесспорно, надо учиться мыслить,

овладевать приемами активизации мыслительного процесса. Но одно это редко

приведет к результатам, если не пользоваться системным подходом.

Действительно, прежде чем решить, как думать, надо определить над чем

думать, т.е. правильно выделить проблемную ситуацию и поставить для нее

задачу, определить основное противоречие системы и искать средство его

преодоления, не забывая о связях системы, учете ограничений. Чтобы выявить

проблемную ситуацию, целесообразно провести анализ (поиск) надсистемы, в

которую входит данная система. Нужен системный мыслительный процесс,

системный подход к принятию решений. Только тогда на каждом этапе этого

алгоритма активизация мышления принесет наибольшую пользу.

Рассматривая методы принятия решений условно разделим их на две группы:

общие, охватывающие неограниченно широкий круг проблем, и более частные,

относящиеся к синтезу новых технических объектов, т.е. непосредственно к

инженерной деятельности.

Общие системообразующие методы, используемые в процессе принятия

решений.

Принятие решений по Р. Акоффу.

Акофф выделяет в системе для принятия решения следующие факторы [16] –

и в этом виден системный подход.

- Человек, принимающий решение, т.е. тот, кому предстоит решать

проблемы. Может быть как отдельный индивидуум, так и небольшая группа людей

и даже большой коллектив;

- управляемые переменные, т.е. параметры и ситуации, которыми может

управлять лицо, принимающее решение;

- неуправляемые переменные, которыми не может управлять лицо,

принимающее решение: в совокупности эти переменные образуют «окружающую

среду» или «фон проблемы»;

- внутренние либо внешние ограничения на возможные значения управляемых

и неуправляемых переменных;

- возможные исходы (решения, результаты) - должно быть не менее двух

неравноценных, т.к. в противном случае не имеет значения; какое решение

принять.

Пять принципов поиска нового по системе профессора П К Ощепкова

Формулируя свои принципы, автор указывает на то, что они приемлемы не

только при постановке и решении крупных естественнонаучных и технических

проблем, но и при решении любого практического вопроса. Приводим эти

принципы.

1 Анализ поставленной перед собой задачи с точки зрения ее

современности и общественной потребности в ней. Раскрытие внутренних

противоречий в процессах обусловивших или обуславливающих постановку

задачи.

2 Проверка правомерности постановки задачи с точки зрения общих законов

природы:

3 Проверка осуществимости решения задачи на современном уровне науки

техники и производства

4 Разработка общей системы решения задачи и выбор основного, т.е.

определяющего эксперимента:

5 Анализ полученных результатов головного эксперимента и нахождение

диалектической взаимосвязи их с поставленной задачей.

Шаблонное и нешаблонное мышление по де Боно [17]

.

Не орудуйте логикой, как дубинкой. К этому хотелось бы призвать тех

ревнителей логического мышления, которые превозносят его, как образец

шаблонно или логически мыслящие люди избирают, по их мнению, самую разумную

позицию и затем, развивая ее по законам логики, пытаются решить проблему.

Исключительную эффективность нешаблонного мышления мы можем видеть в

экстремальных и казалось бы тупиковых ситуациях.

Но и здесь, так и везде, не нужно впадать в крайности, начисто отвергая

логическое. Истина здесь заключается в том, что оба типа мышления не

исключают, а дополняют друг друга.

Различие между шаблонным и нешаблонным мышлением состоит в том, что при

шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она

его обслуживает.

Дж Джонс в [18] называет шаблонное мышление «психологической

инерцией», под которой подразумевается бессознательное предрасположение к

какому-нибудь конкретному методу или образу мышления которые обычно

характеризуют выражением «идти по проторенной дорожке». Психологическая

инерция - это отрыжка существующих методов обучения, по которым обучаемого

пытаются «наполнить» не методами добычи знаний а готовыми конкретными

рецептами.

Логика.

В основе формально-логических методов принятия решений лежит

использование логических законов выводного значения, полученного логически

из предшествующих знаний без непосредственного отношения к опыту.

Основателем логики считается Аристотель.

Одно из основных требований логики - обязательность последовательного

непротиворечивого, обоснованного мышления. Нельзя считать истинными знания,

содержащие логические противоречия. Логика помогает интенсифицировать любую

умственную деятельность.

Логика - это плавный непрерывный процесс без скачков и разрывов. А как

же с помощью логики объяснить диалектический скачок - переход количества в

качество?

По-видимому, истина лежит где то посередине между привлекательными

идеями нешаблонного мышления и жесткими правилами логики.

Что может ЭВМ.

Формализованную часть алгоритма принятия решения (т.е. целенаправленный

перебор вариантов) ЭВМ, как чудесный помощник человека, может выполнять

наилучшим образом: многократно расширенная область и количество

перебираемых вариантов, быстродействие ЭВМ позволяют выбрать лучшие из них.

Но ведь основная часть алгоритма системного подхода к принятию решения

остается неформализованной, выполняется человеком до применения ЭВМ и

строго ограничивает роль ЭВМ постановкой задачи, моделью, целью, критерием

и т.д. Только при таком сознательном понимании роли ЭВМ человек может ее

эффективно использовать.

Математический подход к принятию решений.

Лишь несколько десятилетий назад искусство принятия решений, которое

базировалось на опыте, интуиции и здравом смысле в некоторой мере стало

превращаться в точную математическую науку. Сейчас проблемы принятия

решений изучаются специалистами в области системного анализа, исследования

операций и управления используются многомерная теория полезности как

самостоятельная научная дисциплина методы многокритериальных задач принятия

решений, методы оптимизации Важным этапом развития проблемы явились системы

диалоговой оптимизации с широким использованием ЭВМ и устройств отображения

данных.

Нейросетевые технологии.

Наш мир все активнее наполняется развивающимися интеллектуальными

системами, нейрокомпьютерами, нейроподобными системами. Успешно развивается

нейроинформатика и ее различные приложения от неироинформатики до различных

применений неиросетей в технике и технологиях, в финансовых и медицинских

проблемах, в распознавании образов, диагностике, прогнозировании и многих

других их задачах.

Привлекают новые большие возможности распараллеливания процессов,

увеличения быстродействия, прямой связи между входными и выходными

параметрами, умение нейросетей обучаться и доучиваться в процессе

функционирования, реально отражать меняющиеся свойства обслуживаемого

нейросетью объекта в течение его эксплуатации и др.

Эвристика как наука о творческом мышлении.

Эвристический метод часто рассматривается как то, что сокращает перебор

различных вариантов решений в «лабиринте» поиска, т.е. несет как бы

сокращающую функцию. Вместо последовательного систематического перебора

вариантов, используемого для решения типичных задач, в нестандартных

ситуациях используют эвристические нешаблонные оригинальные процедуры.

Среди них имеются так называемые догадки - «ага-решения», когда решение еще

не сформулировано, но способ его схвачен. Это и есть эвристика. Над

проблемой можно работать годы, но идея может возникнуть мгновенно как

результат озарения. Постепенно с накоплением такого опыта решений

складывается у изобретателя свой собственный набор эвристических приемов.

Их обобщение может сложиться в методику решения некоторых задач.

Инверсология как способ интенсификации мыслительного процесса.

Инверсология [19] (от латинского слова inverso, что означает

переворачивание перестановка) - прямое продолжение диалектического мышления

и, прежде всего такой его категории, как «отрицание отрицания».

Рассматривая инверсию как относительно простой, но весьма мощный метод

возникновения новых взглядов на решаемые в науке и технике задачи,

Дж.Джонсон [18] характеризует его следующим образом: «Если некоторый объект

обычно рассматривают снаружи, то применение метода инверсии означает, что

теперь он будет исследован изнутри. Если в рассматриваемом устройстве

некоторая деталь всегда распечаталась вертикально, то инверсия означает,

что ее переворачивают вверх дном, ставят в горизонтальное положение или

помещают под некоторым углом. Если одна часть системы движется, а другая

неподвижная, то инверсия означает, что эти части меняются местами».

Мозговой штурм

Этот наиболее известный и широко применяемый метод генерирования новых

идей появился в США в 1957 г. Идея его состоит в творческом сотрудничестве

группы специалистов которые, являясь как бы единым мозгом, пытаются штурмом

овладеть проблемой. В процессе такого штурма участники выдвигают и

развивают собственные идеи, идеи своих коллег, используя одни идеи для

развития других, комбинируя их.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.