Рефераты. Детерминизм и индетерминизм






безразличные для него в данный момент, но в действительности являющиеся

сигналами о вероятных будущих воздействиях. Причина здесь как бы действует

из будущего.

Другой пример связан с причинами перехода от рабовладения к новой,

феодальной, общественно-экономической формации. Попытки объяснить этот

переход предшествующей ему технической революцией или, по крайней мере,

новым техническим уровнем производства оказались неудачными. Положение

проясняется только при учете двух обстоятельств. Во-первых,

производительные силы общества включают в себя не только технику, но и

человека, причем в качестве главной производительной силы, и во-вторых, в

понятие "ступень развития производительных сил" наряду с характером и

уровнем, как мы видели, входят также и потребности их развития. Переход к

феодализму стал необходимостью, потому что раб как производитель

материальных благ уже не отвечал потребностям развития производительных

сил. Таким образом, в данной исторической ситуации принципиальное изменение

статуса работника являлось первейшей предпосылкой качественного изменения

технического уровня производства, а не наоборот. Причина здесь действовала

из будущего.

Детерминация будущим имеет прямое отношение ко всей человеческой

деятельности, если вспомнить ту известную нам цепочку деятельности, которая

начинается потребностями индивида и общества и обязательно включает в себя

цель. В аристотелевской классификации причин цель выступает как конечная

причина (causa finalis)[5]: все, что мы делаем осознанно, мы делаем в силу

(а значит — по причине) своей целевой установки.

В последнее время делаются попытки представлять цель более широко, в

кибернетическом, обобщенном виде. И тогда цель предстает перед нами как

некоторое конечное состояние, к которому стремится система. Разумеется, в

такой постановке вопроса много дискуссионного, но содержится и рациональное

зерно. Основоположник системного подхода Людвиг Берталанфи называл живые

системы "эквифинальными" именно в связи с их способностью достигать

одинакового результата, в известном смысле, независимо от начальных

условий.

3. Непричинные виды детерминации

Беспричинных явлений не существует. Но это не означает, что все связи

между явлениями в окружающем мире относятся к причинно-следственным. Как

подчеркивалось выше, каузальность — самый существенный и всеобщий, но

отнюдь не единственный тип детерминации. Наряду с каузальностью (и в

относительном единстве с нею) обнаруживаются и такие весьма значимые типы

детерминации, как функциональная связь, коррелятивная связь, связь

состояний.

Рассмотрение указанных типов детерминации характерно лишь для

постклассической науки и постклассической философии. Понятно почему: ведь в

классической науке (и соответственно в философии) господствовал

лапласовский детерминизм с его абсолютизацией динамической однозначной

причины.

3.1. Функциональная связь

Большой заслугой постклассической науки и философии является, в

частности, их пристальное внимание к функциональному типу детерминации. При

этом функциональная связь понимается как такое отношение между объектами,

при котором изменения каждого из них сопутствуют друг другу. Именно

"сопутствуют", а не "причиняются" друг другу. Как правило, объекты,

находящиеся между собой в функциональном взаимодействии, связаны

генетически (каузально) лишь в том смысле, что являются производными одного

и того же основания. В самой же функциональной связи объектов отсутствуют

главные признаки причинно-следственной связи — производительность (объекты

не производят друг друга), ассиметричность во времени (они сосуществуют,

одно из них не предшествует другому), необратимость.

Разницу между каузальной и функциональной связью попытаемся

проиллюстрировать на таком примере. Некоторые философские школы, желая

объяснить трагедии двадцатого века (две мировые войны, кровопролитные

революции), связывают их с выходом в конце XIX, и особенно в двадцатом

веке, на авансцену истории радикально настроенных, но недостаточно

культурных народных масс. Спору нет, выход масс в сферу активного

исторического творчества сопровождается значительными и долгосрочными

социокультурными издержками, хотя в целом и представляет собой явление

прогрессивное. Но нельзя рассматривать активную деятельность масс как

причину указанных трагедий: сам этот выход масс на авансцену истории был

следствием неприемлемого для них антигуманного хода общественного развития.

Следовательно, между этими трагедиями и невиданной доселе активностью масс

связь не причинно-следственная, а функциональная.

3.2. Коррелятивная связь

Во многих отношениях с функциональной связью сходна коррелятивная

связь — взаимная зависимость явлений, обнаруживающаяся в их соотнесенности,

в их соответствии друг другу. Так же как и функциональные, коррелятивные

связи суть связи сосуществования, одновременности; так же как и

функциональные, они, не будучи причинно-следственными, в то же время

предполагают "впереди себя" какую-то общую причину, приводящую к такой

соотнесенности, соответствию. Но если функциональная связь обычно бывает

более или менее прозрачной, и ее основание выявляется без особых

трудностей, то при коррелятивных связях такое "прояснение" осложняется

наличием между соотнесенными явлениями целого ряда промежуточных,

опосредующих факторов. Так, уже давно было замечено, что совершенно белые

кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются глухими, но

объяснить подобную соотнесенность стало возможным только сегодня, исходя из

законов генетики.

Коррелятивные связи вообще сначала были открыты в биологии — Ж. Кювье,

а затем Ч. Дарвиным. Свой "закон соотношения роста" Дарвин интерпретировал

как закон, согласно которому известные формы отдельных частей органического

существа всегда связаны с определенными формами других частей, не

находящихся, казалось бы, ни в какой связи с первыми. "Казалось бы" — ибо

на самом деле находятся, но связь эта завуалирована, еще должна быть

выявлена.

Сегодня коррелятивные, соотносительные связи изучаются многими

науками, и знание о них имеет не только сугубо теоретическое, но и большое

прикладное значение (в том числе используется в технике).

3.3. Связь состояний

У каждого объекта существует, по крайней мере, два типа отношений:

взаимодействие данного объекта с другими объектами и отношение разных

состояний одного и того же объекта[6]. Это разные отношения. Взаимодействие

объекта с другими телами носит динамический (силовой) характер, вызывает

его изменения и потому является причиной. Состояние же тела в данный момент

хотя и влияет на состояние этого тела в последующий момент времени, не

носит причинного характера.

Какой же элемент детерминации выражает собой в таком случае

предшествующее состояние объекта по отношению к его нынешнему состоянию?

Очевидно, таким элементом, выражающим сущность связи состояний, выступает

условие, о роли которого в детерминационном комплексе уже шла речь. Такой

вывод ни в коей мере не является уступкой так называемому кондиционализму —

учению, которое смешивает условия с причиной, отождествляет их, а в

некоторых своих вариантах даже попросту подменяет условиями причину.

Итак, предшествующее состояние выступает как фактор, определяющий

собой не только само порождение конкретными причинами последующего

состояния объекта, но и многие характеристики этого состояния (его форму,

масштабы, временные параметры и т.д.).

Закономерную связь состояний мы ощущаем сегодня, являясь невольными

свидетелями (а многие и активными участниками) происходящих в России

изменений. Доперестроечное состояние общества не кануло в лету, оно во

многом обусловливает пределы возможных сегодня реформации. Во-первых,

сохраняется тип массового сознания, характерный для предыдущего состояния

общества. Во-вторых, не в пользу начавшихся реформ срабатывает сравнение

двух состояний — предыдущего и настоящего — по многим важным бытийным

характеристикам (уверенность в завтрашнем дне, уровень материального

благосостояния большинства, степень социальной защищенности и т.д.). Если

же брать еще шире, то все, наработанное в предшествующих состояниях

российской истории, все наше социокультурное достояние обусловливает имидж

сегодняшних изменений.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем разница между понятиями "детерминизм" и "каузальность"?

2. Какие два типа детерминизма известны в истории науки и философии?

3. Сохраняется ли причина неизменной в процессе осуществления своего

действия?

4. На каком основании мы можем говорить о возможном, то есть о том,

чего еще нет?

5. Как отличить реальную возможность от формальной?

6. Как соотносятся между собой причина и следствие во времени?

7. Какие Вы знаете непричинные виды детерминации?

8. Встречаетесь ли Вы с коррелятивными связями в изучаемых Вами

специальных науках?

9. В чем несостоятельность кондиционализма?

-----------------------

[1] См.: Огородников В.П. Познание необходимости. М., 1985. С. 17.

[2] См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. С. 420.

[3] Подробно об этом: Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное

познание. М., 1977. С. 97 — 180.

[4] Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 2. С. 229.

[5] См.: Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на

Западе. М., 1986.

[6] См.: Свечников ГА. Понятие причинности в физике // Физическая наука

и философия. М., 1973

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.