безразличные для него в данный момент, но в действительности являющиеся
сигналами о вероятных будущих воздействиях. Причина здесь как бы действует
из будущего.
Другой пример связан с причинами перехода от рабовладения к новой,
феодальной, общественно-экономической формации. Попытки объяснить этот
переход предшествующей ему технической революцией или, по крайней мере,
новым техническим уровнем производства оказались неудачными. Положение
проясняется только при учете двух обстоятельств. Во-первых,
производительные силы общества включают в себя не только технику, но и
человека, причем в качестве главной производительной силы, и во-вторых, в
понятие "ступень развития производительных сил" наряду с характером и
уровнем, как мы видели, входят также и потребности их развития. Переход к
феодализму стал необходимостью, потому что раб как производитель
материальных благ уже не отвечал потребностям развития производительных
сил. Таким образом, в данной исторической ситуации принципиальное изменение
статуса работника являлось первейшей предпосылкой качественного изменения
технического уровня производства, а не наоборот. Причина здесь действовала
Детерминация будущим имеет прямое отношение ко всей человеческой
деятельности, если вспомнить ту известную нам цепочку деятельности, которая
начинается потребностями индивида и общества и обязательно включает в себя
цель. В аристотелевской классификации причин цель выступает как конечная
причина (causa finalis)[5]: все, что мы делаем осознанно, мы делаем в силу
(а значит — по причине) своей целевой установки.
В последнее время делаются попытки представлять цель более широко, в
кибернетическом, обобщенном виде. И тогда цель предстает перед нами как
некоторое конечное состояние, к которому стремится система. Разумеется, в
такой постановке вопроса много дискуссионного, но содержится и рациональное
зерно. Основоположник системного подхода Людвиг Берталанфи называл живые
системы "эквифинальными" именно в связи с их способностью достигать
одинакового результата, в известном смысле, независимо от начальных
условий.
3. Непричинные виды детерминации
Беспричинных явлений не существует. Но это не означает, что все связи
между явлениями в окружающем мире относятся к причинно-следственным. Как
подчеркивалось выше, каузальность — самый существенный и всеобщий, но
отнюдь не единственный тип детерминации. Наряду с каузальностью (и в
относительном единстве с нею) обнаруживаются и такие весьма значимые типы
детерминации, как функциональная связь, коррелятивная связь, связь
состояний.
Рассмотрение указанных типов детерминации характерно лишь для
постклассической науки и постклассической философии. Понятно почему: ведь в
классической науке (и соответственно в философии) господствовал
лапласовский детерминизм с его абсолютизацией динамической однозначной
причины.
3.1. Функциональная связь
Большой заслугой постклассической науки и философии является, в
частности, их пристальное внимание к функциональному типу детерминации. При
этом функциональная связь понимается как такое отношение между объектами,
при котором изменения каждого из них сопутствуют друг другу. Именно
"сопутствуют", а не "причиняются" друг другу. Как правило, объекты,
находящиеся между собой в функциональном взаимодействии, связаны
генетически (каузально) лишь в том смысле, что являются производными одного
и того же основания. В самой же функциональной связи объектов отсутствуют
главные признаки причинно-следственной связи — производительность (объекты
не производят друг друга), ассиметричность во времени (они сосуществуют,
одно из них не предшествует другому), необратимость.
Разницу между каузальной и функциональной связью попытаемся
проиллюстрировать на таком примере. Некоторые философские школы, желая
объяснить трагедии двадцатого века (две мировые войны, кровопролитные
революции), связывают их с выходом в конце XIX, и особенно в двадцатом
веке, на авансцену истории радикально настроенных, но недостаточно
культурных народных масс. Спору нет, выход масс в сферу активного
исторического творчества сопровождается значительными и долгосрочными
социокультурными издержками, хотя в целом и представляет собой явление
прогрессивное. Но нельзя рассматривать активную деятельность масс как
причину указанных трагедий: сам этот выход масс на авансцену истории был
следствием неприемлемого для них антигуманного хода общественного развития.
Следовательно, между этими трагедиями и невиданной доселе активностью масс
связь не причинно-следственная, а функциональная.
3.2. Коррелятивная связь
Во многих отношениях с функциональной связью сходна коррелятивная
связь — взаимная зависимость явлений, обнаруживающаяся в их соотнесенности,
в их соответствии друг другу. Так же как и функциональные, коррелятивные
связи суть связи сосуществования, одновременности; так же как и
функциональные, они, не будучи причинно-следственными, в то же время
предполагают "впереди себя" какую-то общую причину, приводящую к такой
соотнесенности, соответствию. Но если функциональная связь обычно бывает
более или менее прозрачной, и ее основание выявляется без особых
трудностей, то при коррелятивных связях такое "прояснение" осложняется
наличием между соотнесенными явлениями целого ряда промежуточных,
опосредующих факторов. Так, уже давно было замечено, что совершенно белые
кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются глухими, но
объяснить подобную соотнесенность стало возможным только сегодня, исходя из
законов генетики.
Коррелятивные связи вообще сначала были открыты в биологии — Ж. Кювье,
а затем Ч. Дарвиным. Свой "закон соотношения роста" Дарвин интерпретировал
как закон, согласно которому известные формы отдельных частей органического
существа всегда связаны с определенными формами других частей, не
находящихся, казалось бы, ни в какой связи с первыми. "Казалось бы" — ибо
на самом деле находятся, но связь эта завуалирована, еще должна быть
выявлена.
Сегодня коррелятивные, соотносительные связи изучаются многими
науками, и знание о них имеет не только сугубо теоретическое, но и большое
прикладное значение (в том числе используется в технике).
3.3. Связь состояний
У каждого объекта существует, по крайней мере, два типа отношений:
взаимодействие данного объекта с другими объектами и отношение разных
состояний одного и того же объекта[6]. Это разные отношения. Взаимодействие
объекта с другими телами носит динамический (силовой) характер, вызывает
его изменения и потому является причиной. Состояние же тела в данный момент
хотя и влияет на состояние этого тела в последующий момент времени, не
носит причинного характера.
Какой же элемент детерминации выражает собой в таком случае
предшествующее состояние объекта по отношению к его нынешнему состоянию?
Очевидно, таким элементом, выражающим сущность связи состояний, выступает
условие, о роли которого в детерминационном комплексе уже шла речь. Такой
вывод ни в коей мере не является уступкой так называемому кондиционализму —
учению, которое смешивает условия с причиной, отождествляет их, а в
некоторых своих вариантах даже попросту подменяет условиями причину.
Итак, предшествующее состояние выступает как фактор, определяющий
собой не только само порождение конкретными причинами последующего
состояния объекта, но и многие характеристики этого состояния (его форму,
масштабы, временные параметры и т.д.).
Закономерную связь состояний мы ощущаем сегодня, являясь невольными
свидетелями (а многие и активными участниками) происходящих в России
изменений. Доперестроечное состояние общества не кануло в лету, оно во
многом обусловливает пределы возможных сегодня реформации. Во-первых,
сохраняется тип массового сознания, характерный для предыдущего состояния
общества. Во-вторых, не в пользу начавшихся реформ срабатывает сравнение
двух состояний — предыдущего и настоящего — по многим важным бытийным
характеристикам (уверенность в завтрашнем дне, уровень материального
благосостояния большинства, степень социальной защищенности и т.д.). Если
же брать еще шире, то все, наработанное в предшествующих состояниях
российской истории, все наше социокультурное достояние обусловливает имидж
сегодняшних изменений.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем разница между понятиями "детерминизм" и "каузальность"?
2. Какие два типа детерминизма известны в истории науки и философии?
3. Сохраняется ли причина неизменной в процессе осуществления своего
действия?
4. На каком основании мы можем говорить о возможном, то есть о том,
чего еще нет?
5. Как отличить реальную возможность от формальной?
6. Как соотносятся между собой причина и следствие во времени?
7. Какие Вы знаете непричинные виды детерминации?
8. Встречаетесь ли Вы с коррелятивными связями в изучаемых Вами
специальных науках?
9. В чем несостоятельность кондиционализма?
-----------------------
[1] См.: Огородников В.П. Познание необходимости. М., 1985. С. 17.
[2] См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. С. 420.
[3] Подробно об этом: Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное
познание. М., 1977. С. 97 — 180.
[4] Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 2. С. 229.
[5] См.: Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на
Западе. М., 1986.
[6] См.: Свечников ГА. Понятие причинности в физике // Физическая наука
и философия. М., 1973
Страницы: 1, 2, 3