Рефераты. Детерминизм и индетерминизм






казанских чиновников, не имевших среднего образования. По ходу одной из

лекций он несколько раз вынужден был возвращаться к пятому постулату

Эвклида (о параллельности прямых), но каждый раз обнаруживал полное

непонимание его чиновниками. Тогда Лобачевский решил: "Если постулат не

понимают, может быть он не верен?" Повод этот привел Лобачевского к

глубоким раздумьям, в результате которых появилась его неэвклидова

геометрия. Причиной же ее появления, разумеется, были явления более

существенные: противоречия, накопившиеся в самой геометрии.

2.2. Возможность и действительность

После того как мы познакомились с основными элементами каузальной

детерминации (сама причина, условия, повод), логично перейти к рассмотрению

категорий "возможность" и "действительность".

До сих пор, рассматривая категории "необходимость и случайность",

"причина и следствие", мы имели в виду действительное (актуальное) бытие

предметов и явлений. Но кроме бытия действительного существует, как уже

отмечалось, бытие возможное, потенциальное, то есть все, что со временем

станет действительным, выступает сначала как возможное. Движение, по

Аристотелю, и есть "осуществление возможного как такового".

Само понятие "действительность" употребляется в философской литературе

в двух смыслах. В широком смысле под действительностью понимается весь

реальный мир, и тогда действительность включает в себя и собственные

тенденции, способности к развитию, т.е. возможности. В узком смысле под

действительностью имеют в виду не всякое бытие, а лишь сформировавшееся,

развившееся.

В этом узком смысле мы говорим о действительности, соотнося ее с

парной ей категорией возможности. Возможность есть закономерная тенденция

развития объекта, при определенных условиях переходящая в действительность.

Тогда действительность есть реализованная возможность. Возможность так же

объективна, как и действительность. В этом человек убеждается при

созерцании непрерывных изменений в окружающем мире, а также в ходе своей

практической деятельности по мере превращения цели (возможности) в

результат (действительность).

Любая возможность представляет собой такое состояние в развитии, когда

часть необходимых детерминирующих факторов уже налицо, но "комплект" их еще

недостаточен, либо такое состояние, когда этот "комплект" уже представлен,

но составляющие его компоненты еще недостаточно зрелы. С учетом этого

различают возможности реальные и формальные. Под реальными возможностями

имеются в виду также возможности, которые определяются необходимыми

свойствами и связями предмета (например, возможность перехода вещества из

одного агрегатного состояния в другое). Формальные же возможности

определяются случайными свойствами и связями предмета, причем это множество

случайностей должно пересечься в одной точке. Воспользуемся известным

гегелевским примером с турецким султаном, который может стать Папой

Римским. При каких условиях это может произойти? Во-первых, нужно, чтобы

султан-мусульманин вдруг захотел обратиться в христианскую (и именно

католическую) веру, что не вытекает с необходимостью из его природы

человека, тем более человека такого высокого ранга. Во-вторых, нужно, чтобы

он стал католическим священником и дослужился до кардинала, ибо иначе он не

может быть кандидатом в Папы, и весь этот путь тоже унизан случайностями. В-

третьих, нужно, чтобы на самих выборах (в этой своеобразной точке

бифуркации) он получил предпочтение перед другими, равными ему, а может

быть, даже превосходящими его, кандидатами. Согласимся, что такую

витиеватую возможность превращения турецкого султана в Папу Римского нельзя

назвать реальной.

В свою очередь, реальная возможность предстает перед нами в двух

ипостасях; в одних ситуациях как возможность абстрактная, в других — как

конкретная. Абстрактной возможность предстает перед нами тогда, когда для

ее реализации на данной стадии все необходимые для этого факторы еще не

выявились, но закономерно должны обнаружить себя на следующей. Конкретная

возможность связана, таким образом, с полным набором факторов, необходимых

для ее превращения в действительность.

В последнее время в связи со становлением синергетики как одного из

общенаучных методов выделяют также возможности обратимые и необратимые.

Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением которой

в действительность первоначальная действительность становится возможностью;

необратимой — такая, с превращением которой в действительность

первоначальная действительность становится невозможной[2]. В качестве

примера обратимой возможности можно вернуться к процессу перехода из одного

агрегатного состояния в другое: каждый раз для вещества сохраняется

возможность возвращения в первоначальное состояние, ибо данный процесс

представляет собой не развитие, а просто изменения. Там же, где налицо

процесс развития, мы имеем дело с необратимой возможностью: из стадии

"взрослости" никак нельзя физически вернуться на стадию "детства".

Любую возможность, даже формальную, следует все же отличать от

невозможного — от того, что несовместимо с законами природы, общества и

мышления и потому нереализуемого. Всем нам со школьной скамьи известен

термин "перпетуум-мобиле" — вечный двигатель. Сколько горячих голов в

разные века брались за его создание. Но "вечный двигатель" невозможен, ибо

сама его идея противоречит важнейшему закону природы — закону сохранения

энергии.

Уже Гегель отверг метафизическую концепцию, согласно которой следствие

всегда пассивно, не оказывает активного обратного воздействия на породившую

его причину. В действительности же причина и следствие находятся в

диалектическом взаимодействии. Следствие оказывает известное

противодействие и таким образом из пассивной субстанции превращается в

активную, начинает выступать по отношению к первопричине как причина. Если

прохождение тока является причиной нагревания нити, то в свою очередь

нагревание нити изменяет силу тока, то есть видоизменяет причину.

2.3. Причина и следствие в их диалектической взаимосвязи

Практика убеждает, что между причинами и следствиями существует

многообразная взаимообусловленность. Одно и то же следствие может быть

порождено многими причинами. Так, миграция сельского населения в города

порождается таким комплексом причин, как неудовлетворенность бытовым и

культурным обслуживанием, жилищными условиями, содержанием и условиями

труда и т.д., целый комплекс причин действует в процессе усиливающейся

сейчас миграции из города в деревню (безработица, невозможность

прокормиться на пенсию или низкую зарплату и т. д.). В свою очередь, одна и

та же причина может вызывать целый комплекс следствий. Переход к

информационно-компьютерному технико-технологическому базису, например,

порождает необходимость в новом типе труженика, качественно изменяет

условия реализации хозяйственной функции семьи, обеспечивает общество

надежными средствами коммуникации, делает возможным всемирное

информационное пространство.

Как соотносятся между собой причина и следствие во времени? Существуют

три типа временной направленности причинно-следственных связей[3]:

1) детерминация прошлым. Такая детерминация по существу является

всеобщей, ибо отражает объективную закономерность, согласно которой причина

в конечном счете всегда предшествует следствию. Эту закономерность очень

тонко подметил Лейбниц, давший следующее определение причины: "Причина есть

то, что заставляет какую-нибудь вещь начать существовать"[4];

2) детерминация настоящим. Познавая природу, общество, собственное

мышление, мы неизменно обнаруживаем, что многие вещи, будучи

детерминированными прошлым, находятся и в детерминирующем взаимодействии с

вещами, сосуществующими одновременно с ними. Не случайно представление об

одновременной детерминирующей связи мы встречаем в разных областях знания —

физике, химии (при анализе равновесных процессов), в биологии (при

рассмотрении гомеостазиса) и т.д. Детерминированность настоящим имеет

прямое отношение и к тем парным категориям диалектики, между которыми

существует причинно-следственная связь. Как известно, форма любого явления

находится под определяющим воздействием содержания, но это отнюдь не

означает, что содержание предшествует форме вообще и в своей первоначальной

точке может быть бесформенно;

3) детерминация будущим. Такая детерминация, как подчеркивается в ряде

исследований, хотя и занимает более ограниченное по сравнению с

рассмотренными выше типами место среди детерминирующих факторов, вместе с

тем играет заметную роль. К тому же надо учитывать всю относительность

термина "детерминация будущим": будущие события еще отсутствуют, об их

реальности можно говорить только в том смысле, что они с необходимостью

наличествуют в качестве тенденций в настоящем (и наличествовали в прошлом).

И все же роль этого вида детерминации весьма существенна. Обратимся к двум

примерам, связанным с сюжетами, о которых уже шла речь,

Детерминация будущим лежит в основе объяснения открытого академиком

П.К. Анохиным опережающего отражения действительности живыми организмами.

Смысл такого опережения, как подчеркивалось в главе, посвященной сознанию,

в способности живого реагировать не только на предметы, которые сейчас

непосредственно воздействуют на него, но и на изменения, вроде бы

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.