Рефераты. Цивилизация






элементов системы действий в том смысле, что ни одна из них не может быть

сведена к другой или к их комбинации. Каждая из систем необходимо

предполагает существование других, ибо без личностей и культуры не может

быть социальной системы».

Социологическая позиция Т. Ларсонса, сосредоточивает внимание на

основных компонентах «действия вообще» и в этом смысле на «потребностях-

установках индивидуального действующего лица». Но хотя вырисовывающиеся при

этом системы (социальная система; культура; личность) не могут быть сведены

друг к другу, они связаны воедино общей системой координат действия. И

проблема в конечном счете сводится к следующему; «каким образом вполне

устойчивая культурная система может быть связана с характеристиками как

личности, так и социальной системы, чтобы обеспечивалось полное

«соответствие» между стандартами культурной системы и мотивацией отдельных

действующих лиц данной системы?»^ Важно следующее, содержащееся в данной

позиции теоретическое обстоятельство: культура, с одной стороны, является

продуктом, с другой, - детерминантой систем человеческого социального

взаимодействия. Если принять его во внимание, то тогда мо-жет возникнуть

вопрос, направляющий нас в русло темы, вынесенной в заголовок данного

подраздела: как культура обеспечивает сохранение социальной системы (вопрос

о механизмах ее разрушения мы пока не рассматриваем).

В социальном измерении культура - это, в первую очередь, мир окружающих

пас вещей, несущих па себе отпечаток человеческого труда, существующих в

обществе отношений, уровня и особенностей взаимодействия человека с

природной средой и т.д. В этом смысле «культура» - это обработанная,

очеловеченная, «окультивированная» природа. Окружающие нас вещи предстают

как мир «оживших» предметов, как предметно воплощенные человеческие усилия,

мастерство, нормы, традиции, эстетические вкусы и нравственные ценности,

перенесенные человеком на созданные им творения. И само их создание

соответствует и индивидуальным потребностям, и общественным ценностям и

идеалам, т.е. определенной культурной традиции.

Этот мир дает нам представление как о социальной системе в целом

(своеобразие, самобытность общества, наличие определенных социальных слоев,

групп, институтов - жрецы и писцы в древних цивилизациях, ремесленные цеха

и гильдии в средневековых городах Европы), так и о входящих в систему

социального взаимодействия индивидах. В этом случае тип общественной и

индивидуальной культуры воплощается в определенных культурных образцах,

которые обозначаются как «заученное поведение», «комплекс образцов

поведения», «совокупность образцов, определяющих жизнь» и т.д. Именно ими и

определяется институализация индивидуального поведения (в одном случае -

жреческая каста как основа социальной организации, в другом - рационально

организованная система бюрократического управления и т.д.).

Следовательно, в результатах человеческой деятельности, в форме

завершенных ее материальных и духовных образований находят свое воплощение

особенности индивидуальной деятельности в различных типах культуры, типах

человеческого общества, на определенных этапах его исторического развития.

Здесь культурология опирается на этнографические описания, этнологию

(учение о народе-этносе), на социологические измерения общества. Однако в

отличие от его социально-философского рассмотрения культуролог доводит свое

исследование до социально-психологического уровня, выявляя национальный

характер народа, менталитет (строй, особенности мышления) этноса и эпохи.

По сути, речь идет о выявлении институциональных связей, институтов,

которые переводят субъективную деятельность индивидов в объективный план.

Здесь можно говорить не только о том, «что» производят, и не только о том,

«кто» производит, каково культурное лицо (обычаи, нравы и традиции) этноса,

а главное - о том, как производят. И это «как» характеризует прежде всего

способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы

получения информации и передачи их от поколения к поколению.

Следовательно, культура характеризует обновляющееся бытие человека, а

поскольку человек - это социальное существо, и его жизнь невозможна вне

общества, то культура есть самообновляющееся в процессе человеческой

деятельности социальное бытие индивида. Весь мир человеческой культуры (как

материальной, так и духовной) предстает живой и самовозобновляющейся

субстанцией (т.е. тем, что самостоятельно существует, без всякой

зависимости извне), основания которой -алгоритм, способы, характеристики

трудовой, художественной и интеллектуальной деятельности человека. Весь

вопрос - чем задается этот алгоритм, способ, характерные особенности

(культурные особенности) жизнедеятельности народа.

Видимо, культура в этом плане - это уровень отношений, сложившихся в

коллективе) те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией,

обязательны для представителя данного этноса и различных его социальных

слоев. Культура предстает формой трансляции (передачи) социального опыта

через освоение каждым поколением не только предметного (в первую очередь,

предметы производства) мира культуры, навыков и приемов технологического

отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, причем

эта, регулирующая социальный опыт, роль культуры такова, что она формирует

устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о

прекрасном, видение природы во всех его этнических особенностях и

колоритах.

Во взаимодействии человека с природой культура играет особую роль, не

сводимую к социальной (общественной). Социальная организация (техноло-

гический и экономический уровень развития) может быть одинаковой у

различных народов, но невозможно спутать их художественные вкусы, обычаи,

традиции. Национальный мир -это единый космос, в котором слиты человек и

исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию

этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его

практической деятельности. Природа - это, таким образом, не только

окружающие человека поля, леса и рощи, это и то, что человек получает при -

родах, от рода. Культура связывает (а не только разъединяет) человека с

природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ

добывания пищи и самого человека во всех его этнических проявлениях.

Вот в этом изначальном культурном космосе находится человек, здесь

формируются его ценностные установки, способы ориентации, формируются его

вкусы и жизненные идеалы. Этот культурный фундамент, в котором вызревают

архетипы (основные типы поведения, коренящиеся в глубинах психики),

первоначально не выражен на понятийном уровне, он присутствует в массовой

психологии и определяет всю человеческую деятельность, ее цель, средства и

результат. Это исходное состояние коллективной (и соответственно

индивидуальной) психики реализуется и преобразуется в способы освоения

действительности. Человек как наследник культуры осваивает, таким образом,

национальное достояние, опыт взаимодействия человека с природой.

Другое дело, что такое освоение происходит в процессе деятельного (а не

пассивно-созерцательного) отношения к миру, усвоения определенной роли в

семье, в обществе. Сама деятельностная сфера может сохранять национальный

колорит или же приобретать массовидный характер, поэтому мы и предложили

различать сферу субъекта культуры и деятельностную сферу, через которую

происходит перенесение родовой культуры на индивидуальные результаты

материального и духовного труда.

Естественно, что и в сохранении, и трансляции присущих культуре

образцов поведения, ценностей, регулирующих прежде всего отношения между

людьми в обществе, должна быть определенная устойчивость, код. Эта

устойчивость и есть традиция в существовании и развитии культуры, которая

является одним из механизмов иера-хизации (освящения) культурных ценностей.

Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культура - это не

только и не столько результат человеческой деятельности, сколько способ

этой деятельности и человеческой жизни в целом. В этом смысле можно

говорить об «окультуренности» человека в исторических формах его

существования благодаря сохранению традиций и, наоборот, разрыв культурных

связей и традиций грозит крахом народной культуры. Традиция конкретизирует

социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во

взаимоотношениях с природой, что может проявляться и в наличии конкретных

традиций: в традиционных ремесленных промыслах, художественном творчестве,

поэтическом народном творчестве и т.д.

Общество в целом и объединяющую его культуру характеризует не только

традиция, но и новация (способ обновления культуры). Тип культуры отражает

своеобразие способа обновления и накопления опыта, принятого в данном

обществе. В традиционном обществе социальная регламентация, определяющая в

нем место человека, связывает получение знания от единого и достоверного

источника, которым и освящается данный порядок. Англичанин Дарт и индиец

Прадхан описывают традиционную культуру Непала, где в отличие от

европейской системы образования и наряду с ней непальские школьники,

называя в качестве исходного источника знания мудрых старых людей, далее

полагают, что те, в свою очередь, получили их от богов. Культуры

нетрадиционного типа основаны на системе образования, науки, когда всеобщий

(знаковый) способ получения знания не затрудняется традицией, а всякое

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.