Рефераты. Цивилизационный подход к истории






Цивилизационный подход к истории

Содержание

Введение 2

Цивилизация. Сущность цивилизационного подхода 3

Особенности Российской цивилизации 10

Многомерное видение истории 13

Заключение 18

Библиография 20

Введение

Забегая несколько вперед, отметим, что лейтмотивом многих выступлений

сегодня является стремление заменить формационный подход к

крупномасштабному членению исторического процесса на цивилизационный. В

наиболее четком виде эта позиция излагается се сторонниками следующим

образом: превратить понятие цивилизация, которым историография до сих пор

оперировала только как инструментом описательным, в ведущую (высшую)

парадигму исторического познания.

Так что же такое цивилизация?

Сам термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский,

государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой

исторической и философской ( в том числе футурологической) литературе он

употребляется в четырех смыслах:

1. Как синоним культуры — например, у А. Тойнби и других

представителей англо-саксонских школ в историографии и философии.

2. Как определенная стадия в развитии локальных культур, а именно

стадия их деградации и упадка. Вспомним нашумевшую в свое время книгу О.

Шпенглера «Закат Европы».

3. Как ступени исторического развития человечества, следующие за

варварством. Такое понимание цивилизации мы встречаем у Л. Моргана, вслед

за ним у Ф. Энгельса, сегодня у А. Тоффлера (США).

4. Как уровень (ступень) развития того или иного региона либо

отдельного этноса. В этом смысле говорят об античной цивилизации,

цивилизации инков и т. п.

Мы видим, что эти понимания в одних случаях в значительной степени

накладываются и дополняют друг друга, в других — являются

взаимоисключающими.

Для того, чтобы определиться с понятием цивилизации, необходимо,

очевидно, предварительно проанализировать ее наиболее существенные черты.

Цивилизация. Сущность цивилизационного подхода

Ниже проанализируем основные особенности цивилизациию

Во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация

общества. Это означает, что переходная эпоха, скачок от животного царства к

социуму завершен; организация общества по кровно - родственному принципу

сменилась организацией его по соседско-территориальному, макроэтническому

принципу; законы биологические отошли на второй план, подчинившись в своем

действии законам социологическим.

Во-вторых, цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим

общественным разделением труда и развитием информационно-транспортной

инфраструктуры. Разумеется, речь идет не об инфраструктуре, свойственной

современной волне цивилизации, но к концу варварства прыжок от

родоплеменной изолированности уже был совершен. Это позволяет

характеризировать цивилизацию как социальную организацию со всеобщей связью

индивидов и первичных общностей.

В-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение

общественного богатства. Собственно говоря, сама цивилизация родилась на

базе появившегося (в результате неолитической технической революции и

резкого роста производительности труда) прибавочного продукта. Без

последнего было бы невозможно отделение труда умственного от труда

физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т.

д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только

его вещественно-материальное воплощение, но и ценности духовного порядка, в

том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их

всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура

общественных отношений.

Суммируя выделенные черты, можно согласиться с определением, согласно

которому цивилизация есть собственно социальная организация общества,

характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях

воспроизводства и приумножения общественного богатства.

Несколько слов об основаниях (базисах) формаций и цивилизаций, о

водоразделе между ними. Вопрос этот до сих пор является дискуссионным, но,

очевидно, надо исходить из того, что и в том, и в другом случае базис

представляет собой несомненно материальное образование, хотя и принадлежат

они к разным сферам общественного бытия: в фундаменте цивилизации в целом и

каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем

резонно говорить о трех ступенях (волнах) в развитии цивилизации —

земледельческой, индустриальной и информационно-компьютерной. В основе же

формации — базис экономический, то есть совокупность производственных

отношений.

Подчеркивая роль технико-технологического базиса цивилизации, отнюдь

не следует непосредственно и только из него выводить все, что характеризует

данное конкретное общество. В реальном же историческом процессе все обстоит

гораздо сложнее, ибо в фундаменте социума наряду с технико-технологическим

базисом присутствуют (и занимают достойное место) также природные (включая

демографические) условия жизни общества и этнические, вообще конкретно-

исторические особенности жизни и развития данного общества. Все это в

совокупности своей и составляет реальный фундамент жизнедеятельности

социума как системы. Выбрасывая из интерпретации исторического процесса

какой-либо из указанных компонентов, мы либо искажаем картину, либо вообще

вынуждены отказаться от решения конкретной проблемы.

Как, например, объяснить, почему при одном и том же в принципе технико-

технологическом базисе мы обнаруживаем серьезно отличающиеся друг от друга

варианты исторического развития?

Почему, скажем, в большинстве регионов земного шара возникновение

государства явилось следствием зашедшего уже далеко процесса

классообразования, а в некоторых заметно опережало этот процесс? Очевидно,

при прочих равных и прежде всего при одном и том же технико-технологическом

базисе, налицо какой-то дополнительный фактор, определяющий специфику

рассматриваемого явления. В данном случае в качестве дифференцирующего

фактора выступали природно-климатические условия, предопределяющие

необходимость централизованных усилий по сооружению и эксплуатации крупных

ирригационных систем. Здесь государство выступало первоначально прежде

всего в своей хозяйственно-организаторской ипостаси, в то время как в

других регионах все начиналось с функции классового подавления.

Или — почему отличаются друг от друга исторические пути разных

социально-этнических общностей? Было бы опрометчиво сбрасывать со счетов

этнические особенности народов. В частности, при всем неприятии в целом

концепции этногенеза и понимания сущности этноса у Л. Н. Гумилева нельзя не

заметить то рациональное зерно, которое содержится в его суждениях о

пассионарности как мере энергетического наполнения, активности и

сопротивляемости этноса внешним воздействиям Не менее опрометчиво

сбрасывать со счетов и исторические особенности развития исследуемого

социума. Это замечание справедливо и при решении проблем современности,

прогнозировании успеха или неуспеха предпринимаемых реформ. Так, оптимизм в

отношении судьбы нынешних политических и экономических реформ у нас

значительно уменьшается, как только мы начинаем хоть мало-мальски учитывать

собственное историческое наследство. Ведь главное, очевидно, не в том, от

какого наследства мы сможет отказаться в ходе реформ, главное в том — от

какого отказаться не сможем. А в нашем наследии — и многовековые пласты

патриархально-коммунистического, общинного менталитета с его как

отрицательными, так и положительными моментами; и массовидный конформизм,

вошедший в плоть и кровь в последние несколько десятилетий; и не менее

массовидное непослушание; отсутствие сколько-нибудь значимых

демократических традиций и многое другое.

Все три рассмотренных компонента фундамента рефлексируются

общественной психологией, и это отражение оказывается необходимым связующим

звеном между фундаментом общественной жизни и складывающимися на этой

основе производственными отношениями, экономическим базисом. Таким образом,

неполнота традиционной схемы формации обнаруживается не только в элиминации

из фундамента таких важных «кирпичей», как природные (в том числе

демографические) условия и этнические (вообще исторические) особенности, но

и в игнорировании социально-психологического компонента общественного

развития: базис и надстройка оказываются связанными непосредственно.

Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно занимались и

занимаются изучением феномена цивилизации. Собственно говоря, именно в это

время возникла философия цивилизации как самостоятельная философская

дисциплина. Последователи неокантианства (Риккерт и М. Вебер) рассматривали

ее прежде всего как специфическую систему ценностей и идей, различающихся

по их роли в жизни и организации общества того или иного типа. Интересна

концепция немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера. Сущность ее заключается

в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и

обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму,

по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого культура, умирая,

перерождается в цивилизацию. Таким образом, цивилизация рассматривается как

противоположность культуре. Это означает, что единой общечеловеческой

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.