Рефераты. Что такое свобода личности и в чем смысл жизни?






- Что из этого, если я научусь делать свой выбор, независимо от мнения

других, и это приведет мой корабль на рифы. Спасет ли меня твой волшебный

меч?

- Дикки, когда это безопасность стала твоим основным стремлением? Бегство

от безопасности – вот единственный способ превратить твои последние слова

из «Ну и что?» в ДА! Отказ от безопасности не означает саморазрушение.

Никто не садится в боевой самолет, вначале не научившись летать на

учебном. Маленькие решения, незначительные приключения до того, как

перейдешь к важным. И в один момент ты вспомнишь: это мой выбор! Я

построил эту жизнь! Я хотел ее больше всего на свете, я полз, я шел, я

бежал к ней, и вот она здесь![1]»

Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна

иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол,

своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в

негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека,

социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной

основы существования общества.

При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы

понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности

людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а

при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.

Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что

ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы

людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав

человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой

деградации, как личности, так и общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в

котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата

за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего

она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в

разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда

конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.

Необходимо формирование подлинно гуманистических ценностей, выработка

привлекательного социального идеала, включающего как основной момент своего

содержания идею о свободе личности. При этом свобода личности должна

пониматься как взаимодействие гармонично развивающегося общества, в котором

учтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возможностей для

удовлетворения потребностей развития и самовыражения личностью.

Достижение идеала свободы возможно лишь при условии совершенствования

одновременно всех сторон личности и всех условий его социального бытия.

Дальнейшие направления исследования свободы личности как социального

феномена будут сопряжены с расширением и совершенствованием прав и свобод

личности на основе развитой экономики и политического плюрализма.

Свободная экономика, объединившись с правовым государством, основным

принципом которого станет социальная защита личности, обеспечение равенства

всех субъектов прав и свобод по отношению к закону, незыблемость свободы

личности, ее прав и интересов, взаимная ответственность государства и

личности создадут новый вариант демократического и гуманного общества,

способного воплотить в действительность свободу личности и всестороннее

развитие человека.

Часть 3. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ

При изучении философской антропологии невозможно обойти вопрос о

смысле и цели человеческого существования. Если вопрос о соотношении духа и

природы, мышления и бытия называют основным вопросом философии, то вопрос о

смысле жизни можно назвать одним из основных «человеческих» вопросов,

который задает себе, наверное, каждый человек, не только философ.

На данный вопрос разные философские учения отвечают по-разному.

Представители идеалистических концепций обращают свой взор к Богу, духу,

идеям, представители материализма концентрируют внимание на объективной

действительности и реальной жизнедеятельности людей. До сих пор этот вопрос

остается открытым. На наш взгляд, он и останется таковым: каждая личность

должна решить и будет решать его по-своему.

Применительно к жизни отдельной личности данный вопрос имеет реальный

смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на

этот вопрос, то само существование человека было бы действительно

бессмысленным. Ф.М.Достоевский по этому поводу сказал, что без твердого

представления себе, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей

истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы».

Преобладающим направлением античных исследований является направление

«Смысл жизни - в самой жизни человека». Первоначально размытые, нечеткие

контуры этого направления по мере развития философской мысли становятся все

более определенными. Процесс их внутренней дифференциации постепенно

приобретает все более очевидное выражение. Выделяют подходы:

V Человек живет, чтобы чувствовать и наслаждаться (гедонистический

подход)

V Человек живет, чтобы быть счастливым (эвдеменистский подход)

V Человек живет, чтобы действовать (деятельностный подход)

V Человек живет, чтобы страдать и быть пассивным

Последний подход ближе к эпохе Нового Времени и философии Востока.

В античности считалось, что человек – существо природное. Этим и

объясняется преобладание данной парадигмы в том временном периоде: человек,

подобно растению и животному, должен жить, получать удовольствие, выполнять

свое предназначение – продолжить цикличность жизни.

В чем, на наш взгляд, отрицательная сторона жизни ради удовольствий:

без страданий, бездумно предаваясь чувственным наслаждениям, человек

оказывается рабом своих страстей, погоня за наслаждениями становится путем

к разврату и другим порокам. Насладившись одним, человек испытывает

потребность в более сильных наслаждениях, впечатлениях, которые могут быть

сопряжены с затратой значительных ресурсов, что может приводить к очень

серьезным последствиям.

Каков тут выход? Данная парадигма имеет право на существование,

необходима лишь поправка на «духовность» наслаждений.

Например, Эпикур, говоря об удовольствиях и наслаждении как цели жизни

человека, предлагает средство их достижения – добродетель. Так как

добродетель – это средство в отношении к удовольствию, то необходима

организация этих средств и искусное подчинение их желаний цели. А это и

есть дело разума, задача науки и мудрости. Эпикур и Сократ единодушно

признают тождество знания с добродетелью. Эпикур усматривает в знании

конкретное и осязаемое благо – удовольствие. Добродетель, знание, мудрость

– все они одинаково потеряли бы всякий смысл, если бы перестали доставлять

удовольствие.

Жить и действовать сегодня – жизнь и есть цель в каждый данный момент,

отмечает автор учебника «Основы философии»[2]. Никакой будущий рай на небе

или блага на земле не могут сами по себе придать ей смысл. Вместо того

чтобы поклоняться кумиру прогресса, а это уже мысль А.И.Герцена, - «не

проще ли понять, что человек живет не для совершения судеб, не для

воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился и

родился (как ни дурно это слово) для настоящего, что вовсе не мешает ему ни

получать наследство от прошедшего, ни оставлять кое-что по завещанию».

В эпоху Средневековья получает развитие парадигма «Смысл жизни – вне

жизни человека».

Социальным основанием, благоприятным для развития этой парадигмы,

явилось кризисное состояние средневекового общества, когда четко проявилась

дисгармония между личным и общественным, препятствующая упованиям человека

на общество как надежную опору в жизни.

Недовольство действительностью, осознание недолжного характера сущего

может реализоваться в различных способах мировоззренческой и деятельностной

ориентации, предполагающей либо примирение с действительностью, либо

стремление ее изменить.

И в том, и другом случае утрата веры в силы и разум человека ведет к

поискам потусторонних средств для оправдания его бытия.

В качестве источника высших жизненных ценностей могут выступать Бог,

идея и пр. Классическим образцом подобного истолкования мира явилось

христианское учение, поддерживающее доминантную значимость парадигмы «Смысл

жизни – вне жизни человека», на протяжении всей эпохи Средневековья.

Позже начинает развиваться подход «Человек живет, чтобы действовать».

Сторонниками этой концепции выступают М.Монтень, Ж.-Ж.Руссо, П.А.Гольбах,

Фейербах, Спенсер.

«Смысл жизни в служении высшему существу» видели Декарт и Спиноза.

Самопознание и самосовершенствование – вот истинная цель жизни человека. У

Спинозы более чем у кого-либо проявляется тенденция: Бог, религия – путь к

обретению человеком высшего блага – путь к самосовершенствованию человека.

Здесь Спиноза выступает непосредственным предшественником немецкой

классической философии с ее утверждением самопознания и самореализации.

И в настоящее время это наиболее массовое направлении в сознании

миллионов людей. У верующих это доминанта. Однако они ставят себе и

светские цели, в том числе самосовершенствования и самореализации, правда в

религиозном аспекте.

«Смысл жизни – в служении идее». Эту точку зрения разделяли Т.Мор, А.

Сен-Симон, Ф.Бэкон, Дж.Локк, К.Маркс. Под идеей они понимали социальное

равенство, коммунизм, благополучное будущее, новую форму организации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.