гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.
В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес к теме
человека. Важное место в современной философии заняла тема глобальных
проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной
ситуацией в мире.
В 20-30-х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как
«философия человеческого существования». Основной темой в этой философии
стала тема существования человека в отчужденном мире общественных
отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если
он не желает умереть как личность, духовно. Мир и человек имеют будущее,
только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а
творить этот мир, делая его более человечным.
Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход
оперирует разнообразными научными знаниями о человеке. Но синтез научных
знаний не дает образ цельного человека, понимания его живой субстанции.
Человек не только материально-социальная система, которую можно изучить и
измерить, но духовная вселенная, уникальный мир, “микрокосм” управляемый
ценностями и смыслами, что не удается обнаружить всесильной науке.
Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека
является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных
мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными
причинами. В третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о
сущности и природе человека, смысле его существования.
Для исследования человека как весьма сложного объекта научного
познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий
достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе
человека, смысле его существования.
Прежде всего, человек - это высшая ступень живых организмов на земле,
субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Понятие человек -
понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода,
социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и
общесоциальные черты человека.
Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется
понятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются самобытные,
неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.
Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в
процессе воспитания и самовоспитания, духовно- практической деятельности и
взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными
качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована
лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся
динамична. Личность- это всегда творчество, победа и поражение, поиск и
обретение, преодоление рабства и обретение свободы.
Рассмотрение проблемы роли личности в истории требует сперва определить
само понятие “личность” в его социологическом аспекте и проанализировать
современные трактовки вопроса, каким образом соотносятся между собой
личность и общество.
Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств,
свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре,
более широко - в социальной жизни. Такой подход обеспечивает то, что ничто
человеческое (за исключением немного, сугубо инстинктивного, чисто
биологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку,
не исчезают в личности. Вместе с тем, в личности они представлены лишь в
тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид,
соответственно, - это единичный человек как биосоциальное существо, особь.
Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости,
присущей данной личности.
Следовательно: а) личность - это любой человек (а не только яркий,
исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и
сознательный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может
быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.
Проблема “личность и общество” рассматривается в двух основных
относительно независимых, но тесно взаимосвязанных ракурсах:
а) Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная
жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с
потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать
ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно
собственной логике развития.
Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так
или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные
институты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном
счете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный
институт выражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с тем,
приобретает определенную и довольно ощутимую независимость, обладает
собственной логикой развития, которая несводима к логике элементарных
связей между людьми.
Выделяется как бы два “этажа” социальных процессов.
Первый - глубинный, проявляющий свою определяющую в истории человечества
роль в конечном счете. Эти глубинные процессы выходят на поверхность в
периоды кардинальных структурных изменений, реформ, революций и т.д., когда
сами люди стремятся по-новому обустроить свои отношения, социальные
институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных
потребностей, формы организации социальных связей. В глубинах социальной
жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том числе
самоограничения человека ради самого человека. Результатом таких
исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика
приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека.
Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и
практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав
человека, в жизни развитых демократий и т.д.
На втором этаже реализуются относительно спокойные, стабильные процессы
социальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость
социальных институтов, общества от личности; прежде всего бросается в глаза
тот факт, что индивид застает как готовые устойчиво функционирующие
социальные связи, институты и не вправе их переустраивать, изменять по
своему разумению. По своей длительности, исторической протяженности эти
периоды стабильности занимают большую (подавляюще большую) часть
человеческого общества.
б) Второй ракурс проблемы “личность и общество”: как личность
взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна
проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные
связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию,
жизненный путь личности, ее взлеты и падения.
В последние годы все явственнее обнаруживает себя то обстоятельство, что
не получили столь же убедительного ответа проблемы автономии и
неповторимости, уникальности конкретной личности. И это стало серьезным
моментом, сдерживающим развитие как социологических, так и философских
знаний.
Главные трудности, с которыми столкнулись, например, социологи при
описании личности, связаны не только и не столько с тем, что
социологическая и другие науки долгие годы не обращала внимания на проблемы
автономии личности, ее индивидуальности. Объяснение этих трудностей лежит
гораздо глубже - в рамках подхода, избранного в свое время социологией,
проблемы автономии и индивидуальности возникали как случайные,
несущественные, а может быть даже как помехи, но не как изначальные и во
многом решающие моменты.
Значительное большинство моделей личности рассматривают ее как
совокупность общественных отношений, социальных ролей; она скорее
напоминает сколок общества, его индивидуальную проекцию. Активность
личности, ее автономия, воображение, предпочтения в этом случае - явления
производные, вторичные, полностью определяемые средой, ее культурой и т.д.
Это активность адаптации, приспособления, заимствования, подражания.
Функции, роли личности, их типичное для данной исторической среды,
социальной группы и т.д., содержание во многом “продавливает” в духовных
структурах человека определенные типологические свойства.
Сейчас же взаимодействие личности и социальной среды в самом общем виде
понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности,
преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях
индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих
потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего
лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.
В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего
существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних
условий, обстоятельств своей жизни.
Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по
формуле: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личностью из
предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность личности
проявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений, условий,
требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по-
своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном,
благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6