Рефераты. Человек






В современной литературе делается попытка дать комплексный анализ

человека как социоприродного, космопланетарного существа, в котором в

единое целое объединены космическая, биологическая, психическая, социальная

и культурная стороны индивида.

2. Бессознательное в структуре человеческой психики.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его

признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для

Платона признание существования бессознательного послужило основой создания

теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах

психики человека.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во

сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но

реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные»

реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению

автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к

деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным

явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в

психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на

том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию,

приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же

специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно

детерминировано общественными условиями существования человека, выступая

как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — это

совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных

воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь

психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание»,

«сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения

действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени

и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В

бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный

контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во

сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но

реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные»

реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению

автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые

побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К

бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления,

возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях так называемых

постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку в

экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен

выполнить некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников и

развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил

указание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить

столь странный поступок. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук

был плохо завязан, не только для окружающих, но и для него самого выглядели

явно неубедительными. Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во

время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение

функционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что

действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В

некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и

надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального

опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником

или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и

фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.

Вообще, сознание – это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования,

начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его

сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в основном

определяющей жизнь и поступки людей. Представление о многослойности психики

человека существовало ухе в древневосточной философии. Концепция

бессознания впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология»,

1720), трактовавшим бессознание как низшую форму душевной деятельности,

лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно

островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). В европейской

традиции об этом также писал Кант, свою концепцию бессознательного создали

Э.Гартман и И.Ф.Гербарт. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в

виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К.Г.Юнгом

введено понятие «коллективного бессознательного», характерного для каждого

народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности. В

современной глубинной психологии это понятие широко используется для

трактовки всех психических форм жизни человека. В современной оно толкуется

как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не

представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное»

применяется также для характеристики группового поведения, цели и

последствия которого не осознаются членами и лидерами группы. Личное

бессознательное и коллективное бессознательное влияют на жизнь индивида и

ход исторического процесса.

3. Смысложизненные устремления человеческого бытия.

В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в

отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему

человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он

должен, человек утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В

итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то,

что другие хотят от него (тоталитаризм).

Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно лишь

субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Смысл не

только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека

направляет его совесть. Одним словом, совесть - это орган смысла. Ее можно

определить как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл,

который кроется в любой ситуации. Смысл - это всякий раз также и конкретный

смысл конкретной ситуации. Это всегда »требование момента», которое всегда

адресовано конкретному человеку. И как неповторима каждая отдельная

ситуация, так же уникален и каждый отдельный человек.

Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека

ожидает другой смысл. Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой

особый смысл. Из всего этого вытекает, что смысл должен меняться как от

ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ.

Нет такого человека, для которого жизнь не держала бы на готове какое-

нибудь дело, и нет такой ситуации, в которой нам бы не была предоставлена

жизнью возможность найти смысл.

Человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и

находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в

действии, в создании чего-либо. Во-вторых, он видит смысл в том, чтобы

переживать что-то, и, наконец, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить.

Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он способен

видеть смысл.

В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены

смысла. Это можно объяснить тем, что представляющиеся нам негативными

стороны человеческого существования - в частности, трагическая триада,

включающая в себя страдание, вину и смерть, - также могут быть

преобразованы в нечто позитивное, в достижение, если подойти к ним с

правильной позиции и с адекватной установкой.

Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл,

заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы

обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы

беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, -

именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим.

Существует определение, гласящее, что смыслы и ценности - не что иное,

как реактивные образования и механизмы защиты. Но являются ли смыслы и

ценности столь относительными и субъективными, как полагают? Смысл

относителен постольку, поскольку он относится к конкретному человеку,

вовлеченному в особую ситуацию. Можно сказать, что смысл меняется, во-

первых, от человека к человеку и, во-вторых, - от одного дня к другому,

даже от часа к часу. Конечно, предпочтительнее говорить об уникальности, а

не об относительности смыслов. Уникальность, однако, - это качество не

только ситуации, но и жизни как целого, поскольку жизнь - это вереница

уникальных ситуаций. Человек уникален как в сущности, так и в

существовании. В предельном анализе никто не может быть заменен - благодаря

уникальности каждой человеческой сущности. И жизнь каждого человека

уникальна в том, что никто не может повторить ее. Нет такой вещи, как

универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных

ситуаций. Однако среди них есть и такие, которые имеют нечто общее, и,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.