Рефераты. буддизм






построили великий комплекс ступ Боробудур. К середине IX в. яванские короли

завоевали Суматру, а также Малайский полуостров. На всей этой территории

процветала Махаяна, включая все четыре класса тантр. В конце Х в. великий

индийский мастер Атиша посетил Сурварнадвипу, которую можно

идентифицировать как Суматру. Он ездил туда с целью возвращения махаянской

преемственной линии учений о Бодхичитте, о том, как раскрыть сердце всех и

стать буддой, чтобы помогать людям. Он вернул эти учения не только в Индию,

но и в Тибет, где способствовал возрождению буддизма после периода

преследований и упадка. Атиша сообщил, что в это время в Индонезии были

распространены учения Калачакра Тантры. В конце XIII в. на Суматре, Яве и в

Малайзии распространился ислам, завез нный сюда арабскими и индийскими

купцами, основавшими на побережье торговые центры. К концу XV в. здесь

господствовал ислам, а буддизм был утрачен. Только на Бали сохранилась

смешанная форма индуистского шиваизма и махаянского тантрического буддизма.

В этот период Махаяна и все четыре класса тантр попали также в Непал,

где со времени короля Ашоки существовала ранняя Хинаяна. Махаяна не только

вытеснила Хинаяну, но и сохранилась в индийской санскритской форме до наших

дней среди неваров в Центральном Непале.

Тибет

Первыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, был народ чианг.

Это произошло в конце IV в. н.э., когда они управляли частью северного

Китая, что, однако, не оказало влияния на собственно Тибет. В первой

половине VII в. состоялись первые контакты Тибета с буддизмом (его

махаянской традицией), пришедшим из Хотана, расположенного в южной части

бассейна реки Тарим в Восточном Туркестане. Эти события имели место во

время правления короля Сонгцен гампо, который властвовал в центральном и

восточном Тибете, в Шан-Шуне в Западном Тибете, в северной части Мьянмара

(Бирма) и, в течение некоторого времени, в Непале. Он женился на китайской

и непальской принцессах; обе принцессы привезли с собой изображения Будды,

а также астрологические и медицинские тексты тех традиций, которым они

следовали. Король направил в Кашмир миссию с целью разработки более

совершенной системы тибетской письменности; существовавшая в Тибете

письменность была заимствована из Шан-Шуна, она также испытала некоторое

влияние хотанской письменности. В это время начали переводить с санскрита

буддийские тексты, однако работы не имели большого масштаба.

Между этим периодом и известным диспутом в монастыре Самье в конце

VIII в., когда во время правления короля Тризонг-детцена было принято

решение, что в Тибете будет принята не китайская, а индийская форма

буддизма, состоялись контакты с другими буддийскими традициями. В это время

владычество Тибета распространялось на государства-оазисы пустынь

Восточного Туркестане, контакты с буддизмом в Западном Туркестане

простирались до Самарканда. Именно король Тризонг-детцен завоевал и в

течение короткого времени удерживал китайскую столицу Чанъянь. Хотя на этом

диспуте китайский буддизм был отвергнут, некоторое влияние традиции чань

можно обнаружить в тех школах тибетского буддизма, которые говорят о двух

типах верующих: о тех, кто достигает всего сразу же, и о тех, кто проходит

путь постепенно. Первая школа напоминает учение чань о стремительном

просветлении (о нем было сказано выше), однако в Тибете оно

интерпретируется совершенно по-другому.

В Киргизии были обнаружены руины буддийских монастырей, датируемые VI-

Х вв. Неясно, принадлежат ли они традиции западных тюрков или уйгуров, а

также сколь велико было здесь влияние Тибета. В долинах рек Или и Чу,

расположенных восточнее или западнее озера Иссык-Куль, найдено множество

наскальных буддийских надписей на тибетском языке, датируемых именно этим и

более поздним периодами, что свидетельствует о присутствии тибетской

буддийской культуры в этих районах.

Добуддийская тибетская традиция бон достигла расцвета в королевстве

Шан-Шун, самый западный район ее распространения - Тазик. Трудно сказать,

расположен ли Тазик на территории современного Таджикистана. Эту традицию

исследует отождествлять с распространенным в Центральной Азии шаманизмом,

хотя они и имеют общие черты. В тибетском буддизме присутствует некоторое

влияние шаманизма, преимущественно в таких ритуалах, как привязывание к

деревьям молитвенных флагов, выполнение всевозможных обрядов с целью

умилостивить духов, хранителей горных перевалов и т. д. Традиция бон

существует и в наши дни, но она столь тесно слилась с буддизмом, что

практически является еще одной его линией. В этой традиции используется

другая терминология и другие названия священных образов, однако основные

техники имеют очень много общего с тибетскими буддийскими техниками,

развившимися на основе первой волны распространения буддизма в Тибете.

Первая волна буддизма пришла в Тибет преимущественно благодаря усилиям

Падмасамбхавы, или Гуру Ринпоче, как он стал известен среди тибетцев. Он

положил начало традиции Ньингма, или "старых (переводов)". В середине IX в.

имели место сильные гонения на буддизм, и традиция Ньингма продолжала

существовать в основном тайно, многие тексты были спрятаны в пещерах и

обнаружены вновь через несколько столетий.

После наступления более благоприятного времени, начиная приблизительно

с Х в., из Индии пригласили новых учителей и в Тибет пришла другая волна

буддизма. Она известна как период "новых (переводов)", когда получили

развитие три главные традиции: Сакья, Кагью и Кадам. В XIV в. традиция

Кадам была преобразована в Новую Кадам, или Гелуг. В традиции Кагью

существуют две главные линии. Дагпо Кагью развилась из линии Тилопы,

Наропы, Марпы, Миларепы и Гампопы. Она подразделяется на 12 разных линий,

одна из них Карма Кагью, главой которой традиционно является Кармапа.

Наиболее важными из этих 12 линий являются Другпа, Дрикунг и Таг-лунг

Кагью. Вторая главная линия Кагью, Шангпа, ведет свое происхождение от

индийского мастера Кхьюнгпо Налжор. Традиция Сакья идет от великого

индийского мастера Вирупы, а Кадам - от индийского мастера Атиши, который,

прежде чем отправиться в Тибет, совершил путешествие в Индонезию с целью

возрождения некоторых линий Махаяны, попавших туда, как уже упоминалось, из

Индии. Традиция Новая Кадам, или Гелуг, была основана Тзонкапой.

Одной из величайших фигур в тибетском буддизме является Далай-лама;

Далай-лама 1 был учеником Тзонкхапы, когда 3-й его "перерожденец" прибыл в

Монголию, ему дали имя "Далай", по-монгольски "океан", а предыдущие его

перерождения после смерти были признаны как Далай-ламы 1 и II. Далай-лама

IV родился в Монголии; Далай-лама V объединил весь Тибет и стал не только

духовным, но и политическим лидером. Неверно полагать, что Далай-лама

является главой традиции Гелуг; ее возглавляет Гандэн Три Ринпоче. Далай-

лама стоит выше любого главы любой из традиций, являясь покровителем всего

тибетского буддизма. Панчен-лама 1 был одним из учителей Далай-ламы V. В

отличие от Далай-ламы Панчен-лама занимается исключительно духовными

делами. Когда возраст Далай-ламы и Панчен-ламы был подходящим, тогда один

из них мог стать учителем другого.

Анализируя четыре традиции тибетского буддизма, мы приходим к выводу,

что общее у них составляет приблизительно 85%, Все они следуют учениям

Индии как своей первоначальной основе. Все они изучают философские догматы

четырех буддийских традиций Индии, рассматривая это как путь к достижению

все более тонкого понимания реальности. В этом отношении они все

признавали, что наиболее совершенной является Мадхьямика. Все они соблюдают

традицию проведения диспутов, широко распространенную в индийских

монастырях, а также традицию великих созерцателей Индии, махасиддх. Все они

следуют объединенному пути сутры и тантр, которые являются общей махаянской

основой этих учений. Общей для них является и традиция монашеских обетов;

это традиция хинаянской школы Мула-Сарвастивады, развившаяся из

Сарвастивады и незначительно отличающаяся от распространенной в Юго-

Восточной Азии и Китае традиции Тхеравады. В Тибете не получила

распространения традиция полностью посвященных монахинь, хотя в тибетских

монастырях существовал институт послушниц. Приблизительно 85% монашеских

обетов не отличаются от обетов других традиций. Однако незначительные

различия существуют. Одежда монахов темно-бордового цвета, а рубашки не

имеют рукавов.

Буддийские тексты переводились на тибетский язык главным образом с

санскрита, лишь некоторые были переведены с китайского, в случае, когда был

утерян санскритский подлинник. Тексты хранятся в двух главных собраниях:

Кэнгьюр, объединяющий подлинные слова Будды, и Тэнгьюр, в котором собраны

индийские комментарии. Это самый крупный корпус буддийской канонической

литературы, содержащий наиболее полное изложение индийской буддийской

традиции, что особенно ценно, так как начиная с ХII-ХIII вв. буддизм в

Индии потерял влияние в результате тюркских вторжений из Афганистана.

Большинство утраченных санскритских подлинников сохранилось исключительно в

тибетских переводах.

Таким образом, Тибет стал наследником индийского буддизма в то время,

когда в самой Индии он оформился в виде традиции, признающей постепенный

путь. Великий вклад тибетцев в буддизм состоит в дальнейшем развитии его

организации и методов обучения. Тибетцы разработали способы раскрытия всех

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.