построили великий комплекс ступ Боробудур. К середине IX в. яванские короли
завоевали Суматру, а также Малайский полуостров. На всей этой территории
процветала Махаяна, включая все четыре класса тантр. В конце Х в. великий
индийский мастер Атиша посетил Сурварнадвипу, которую можно
идентифицировать как Суматру. Он ездил туда с целью возвращения махаянской
преемственной линии учений о Бодхичитте, о том, как раскрыть сердце всех и
стать буддой, чтобы помогать людям. Он вернул эти учения не только в Индию,
но и в Тибет, где способствовал возрождению буддизма после периода
преследований и упадка. Атиша сообщил, что в это время в Индонезии были
распространены учения Калачакра Тантры. В конце XIII в. на Суматре, Яве и в
Малайзии распространился ислам, завез нный сюда арабскими и индийскими
купцами, основавшими на побережье торговые центры. К концу XV в. здесь
господствовал ислам, а буддизм был утрачен. Только на Бали сохранилась
смешанная форма индуистского шиваизма и махаянского тантрического буддизма.
В этот период Махаяна и все четыре класса тантр попали также в Непал,
где со времени короля Ашоки существовала ранняя Хинаяна. Махаяна не только
вытеснила Хинаяну, но и сохранилась в индийской санскритской форме до наших
дней среди неваров в Центральном Непале.
Тибет
Первыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, был народ чианг.
Это произошло в конце IV в. н.э., когда они управляли частью северного
Китая, что, однако, не оказало влияния на собственно Тибет. В первой
половине VII в. состоялись первые контакты Тибета с буддизмом (его
махаянской традицией), пришедшим из Хотана, расположенного в южной части
бассейна реки Тарим в Восточном Туркестане. Эти события имели место во
время правления короля Сонгцен гампо, который властвовал в центральном и
восточном Тибете, в Шан-Шуне в Западном Тибете, в северной части Мьянмара
(Бирма) и, в течение некоторого времени, в Непале. Он женился на китайской
и непальской принцессах; обе принцессы привезли с собой изображения Будды,
а также астрологические и медицинские тексты тех традиций, которым они
следовали. Король направил в Кашмир миссию с целью разработки более
совершенной системы тибетской письменности; существовавшая в Тибете
письменность была заимствована из Шан-Шуна, она также испытала некоторое
влияние хотанской письменности. В это время начали переводить с санскрита
буддийские тексты, однако работы не имели большого масштаба.
Между этим периодом и известным диспутом в монастыре Самье в конце
VIII в., когда во время правления короля Тризонг-детцена было принято
решение, что в Тибете будет принята не китайская, а индийская форма
буддизма, состоялись контакты с другими буддийскими традициями. В это время
владычество Тибета распространялось на государства-оазисы пустынь
Восточного Туркестане, контакты с буддизмом в Западном Туркестане
простирались до Самарканда. Именно король Тризонг-детцен завоевал и в
течение короткого времени удерживал китайскую столицу Чанъянь. Хотя на этом
диспуте китайский буддизм был отвергнут, некоторое влияние традиции чань
можно обнаружить в тех школах тибетского буддизма, которые говорят о двух
типах верующих: о тех, кто достигает всего сразу же, и о тех, кто проходит
путь постепенно. Первая школа напоминает учение чань о стремительном
просветлении (о нем было сказано выше), однако в Тибете оно
интерпретируется совершенно по-другому.
В Киргизии были обнаружены руины буддийских монастырей, датируемые VI-
Х вв. Неясно, принадлежат ли они традиции западных тюрков или уйгуров, а
также сколь велико было здесь влияние Тибета. В долинах рек Или и Чу,
расположенных восточнее или западнее озера Иссык-Куль, найдено множество
наскальных буддийских надписей на тибетском языке, датируемых именно этим и
более поздним периодами, что свидетельствует о присутствии тибетской
буддийской культуры в этих районах.
Добуддийская тибетская традиция бон достигла расцвета в королевстве
Шан-Шун, самый западный район ее распространения - Тазик. Трудно сказать,
расположен ли Тазик на территории современного Таджикистана. Эту традицию
исследует отождествлять с распространенным в Центральной Азии шаманизмом,
хотя они и имеют общие черты. В тибетском буддизме присутствует некоторое
влияние шаманизма, преимущественно в таких ритуалах, как привязывание к
деревьям молитвенных флагов, выполнение всевозможных обрядов с целью
умилостивить духов, хранителей горных перевалов и т. д. Традиция бон
существует и в наши дни, но она столь тесно слилась с буддизмом, что
практически является еще одной его линией. В этой традиции используется
другая терминология и другие названия священных образов, однако основные
техники имеют очень много общего с тибетскими буддийскими техниками,
развившимися на основе первой волны распространения буддизма в Тибете.
Первая волна буддизма пришла в Тибет преимущественно благодаря усилиям
Падмасамбхавы, или Гуру Ринпоче, как он стал известен среди тибетцев. Он
положил начало традиции Ньингма, или "старых (переводов)". В середине IX в.
имели место сильные гонения на буддизм, и традиция Ньингма продолжала
существовать в основном тайно, многие тексты были спрятаны в пещерах и
обнаружены вновь через несколько столетий.
После наступления более благоприятного времени, начиная приблизительно
с Х в., из Индии пригласили новых учителей и в Тибет пришла другая волна
буддизма. Она известна как период "новых (переводов)", когда получили
развитие три главные традиции: Сакья, Кагью и Кадам. В XIV в. традиция
Кадам была преобразована в Новую Кадам, или Гелуг. В традиции Кагью
существуют две главные линии. Дагпо Кагью развилась из линии Тилопы,
Наропы, Марпы, Миларепы и Гампопы. Она подразделяется на 12 разных линий,
одна из них Карма Кагью, главой которой традиционно является Кармапа.
Наиболее важными из этих 12 линий являются Другпа, Дрикунг и Таг-лунг
Кагью. Вторая главная линия Кагью, Шангпа, ведет свое происхождение от
индийского мастера Кхьюнгпо Налжор. Традиция Сакья идет от великого
индийского мастера Вирупы, а Кадам - от индийского мастера Атиши, который,
прежде чем отправиться в Тибет, совершил путешествие в Индонезию с целью
возрождения некоторых линий Махаяны, попавших туда, как уже упоминалось, из
Индии. Традиция Новая Кадам, или Гелуг, была основана Тзонкапой.
Одной из величайших фигур в тибетском буддизме является Далай-лама;
Далай-лама 1 был учеником Тзонкхапы, когда 3-й его "перерожденец" прибыл в
Монголию, ему дали имя "Далай", по-монгольски "океан", а предыдущие его
перерождения после смерти были признаны как Далай-ламы 1 и II. Далай-лама
IV родился в Монголии; Далай-лама V объединил весь Тибет и стал не только
духовным, но и политическим лидером. Неверно полагать, что Далай-лама
является главой традиции Гелуг; ее возглавляет Гандэн Три Ринпоче. Далай-
лама стоит выше любого главы любой из традиций, являясь покровителем всего
тибетского буддизма. Панчен-лама 1 был одним из учителей Далай-ламы V. В
отличие от Далай-ламы Панчен-лама занимается исключительно духовными
делами. Когда возраст Далай-ламы и Панчен-ламы был подходящим, тогда один
из них мог стать учителем другого.
Анализируя четыре традиции тибетского буддизма, мы приходим к выводу,
что общее у них составляет приблизительно 85%, Все они следуют учениям
Индии как своей первоначальной основе. Все они изучают философские догматы
четырех буддийских традиций Индии, рассматривая это как путь к достижению
все более тонкого понимания реальности. В этом отношении они все
признавали, что наиболее совершенной является Мадхьямика. Все они соблюдают
традицию проведения диспутов, широко распространенную в индийских
монастырях, а также традицию великих созерцателей Индии, махасиддх. Все они
следуют объединенному пути сутры и тантр, которые являются общей махаянской
основой этих учений. Общей для них является и традиция монашеских обетов;
это традиция хинаянской школы Мула-Сарвастивады, развившаяся из
Сарвастивады и незначительно отличающаяся от распространенной в Юго-
Восточной Азии и Китае традиции Тхеравады. В Тибете не получила
распространения традиция полностью посвященных монахинь, хотя в тибетских
монастырях существовал институт послушниц. Приблизительно 85% монашеских
обетов не отличаются от обетов других традиций. Однако незначительные
различия существуют. Одежда монахов темно-бордового цвета, а рубашки не
имеют рукавов.
Буддийские тексты переводились на тибетский язык главным образом с
санскрита, лишь некоторые были переведены с китайского, в случае, когда был
утерян санскритский подлинник. Тексты хранятся в двух главных собраниях:
Кэнгьюр, объединяющий подлинные слова Будды, и Тэнгьюр, в котором собраны
индийские комментарии. Это самый крупный корпус буддийской канонической
литературы, содержащий наиболее полное изложение индийской буддийской
традиции, что особенно ценно, так как начиная с ХII-ХIII вв. буддизм в
Индии потерял влияние в результате тюркских вторжений из Афганистана.
Большинство утраченных санскритских подлинников сохранилось исключительно в
тибетских переводах.
Таким образом, Тибет стал наследником индийского буддизма в то время,
когда в самой Индии он оформился в виде традиции, признающей постепенный
путь. Великий вклад тибетцев в буддизм состоит в дальнейшем развитии его
организации и методов обучения. Тибетцы разработали способы раскрытия всех
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8