Рефераты. буддизм






буддизм

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АГУ им. Абая

Кафедра: "Философии

Реферат

На тему: Буддизм

Выполнила:

Студентка 2 МТР

Михайлова А.Н.

Проверил:

Аюпов Н.Г.

Алматы 2000 г.

Содержание:

Введение

Возникновение буддизма, Сиддхартха Гаутама

Основные концепции Буддизма

Хинаяна и Махаяна

История распространения Буддизма

Китай

Туркестан

Корея

Япония

Вьетнам

Индия

Юго-Восточная Азия

Тибет

Заключение

Список литературы

[pic]

Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-

5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая.

Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший

впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской

культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг

максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления

н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма

индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез

из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма

освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века

до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю

Азию и Сибирь.

Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18

сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г

до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и

привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и

Махаяну.

Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила

название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название

северного буддизма.

Распространение буддизма способствовало созданию синкретических

культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую

буддийскую культуру.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая

направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения

внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против

абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-

ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была

выдвинута проблема бытия личности.

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех

благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности,

заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все

построения буддизма.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные

состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного,

освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает,

однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах

буддизма - как космическая реальность.

Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение

желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так

называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей -

как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления

этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в

буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций

которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть

нарушены.

В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то

абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани

между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или

отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма

предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса),

проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной

удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие

между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика

так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом

которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и

внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления

служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из

основных средств преобразования психики и психофизиологии личности. В

качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны

дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной

удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего

бытия - положительный эквивалент угашения желаний - есть освобождение, или

нирвана.

В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от

окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического

процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого

является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и

материи, смешение индивидуального и космического, психологического и

онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил,

таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим

началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность

человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это

волевое решение "Я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность. Из

неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к

субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме

следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо

имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге

как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе,

трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в

буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира.

Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего

развития пришел к ее признанию. При этом произошло отождествление высшей

реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения

нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким

образом, высшим объектом религиозных эмоций. Одновременно с космическим

аспектом нирваны возникла космическая концепция Будды, сформулированная в

доктрине трикаи. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в

него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с

буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от

семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых

течениях Махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась

сангха - монашеская община, из которой с течением времени выросла

своеобразная религиозная организация.

Наиболее влиятельная буддийская организация - созданное в 1950 году

всемирное братство буддистов. Литература буддизма обширна и включает

сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском,

бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках.

[pic]

Возникновение буддизма, Сиддхартха Гаутама

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше"

христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать

столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран

буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и

Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы

получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил

людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму

книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни

странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего

себя Буддой (санскр. buddha), что означает "просветленный высшим знанием",

"осененный истиной".

После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них

добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную

миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для

своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Гаутама

(отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее

за 500 - 600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно

другим людям. Мать Сиддхартхи - жена правителя шакьев Майя - увидела

однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время

она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через

подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и

возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.