Рефераты. Брюсов. Жизнь и творчество вождя символизма






“Среди неподвижных зданий”. Мертвыми он называет дома, мертвенно-

бесстрастными - улицы. Его начинает преследовать видение мертвого города,

конца света, не то чтобы бренности, а обреченности жизни. Современный мир

представляется незавершенным зданием, где по шатким строительным лесам

двигаются растерянные, не ведающие смысла этого блуждания люди.

Спустя 3 года после появления “Третьей стражи”, в конце 1903 года,

вышел следующий сборник Брюсова - “Городу и миру”(“Urbi et Orbi”).

Вспоминая в “Третьей страже” свои первые выступления в печати, Брюсов

писал:

Далеко первая ступень.

Пять беглых лет- как пять столетий.

Еще более далекими видятся эти годы ему сейчас. Он повторяет: ”Давно ушло

начало”, и на то, “чем прежде был”, смотрит уже как бы со стороны.

Надо сказать, что в эти годы произошли серьезные перемены в самом

лагере символистов. Наряду с так называемыми “старшими” символистами

(Бальмонт, Сологуб) возникли новые имена. В московских литературных кружках

начал все чаще появляться сын известного математика профессора Н.В.Бугаева

, студент естественного отделения математического факультета Московского

университета Борис Бугаев (литературную известность он получил под

псевдонимом Андрей Белый); в Петербурге, а потом и в Москве заговорили о

молодом поэте Александре Блоке; в среду символистов вошел племянник

известного философа Вл. Соловьева Сергей Соловьев и другие. Их стали

называть “младшими” символистами. Между ними и Брюсовым изначально

обнаружились существенные разноречия. В обращенном к этой группе

стихотворении ( оно так и было названо - “Младшим”) Брюсов писал:

Они Ее видят! Они Ее слышат!

С невестой жених в озаренном дворце!

Светильники тихое пламя колышат,

И отсветы радостно блещут в венце.

А я безнадежно бреду за оградой

И слушаю говор за длинной стеной.

Голодное море безумствовать радо,

Кидаясь на камни, внизу, подо мной.

По свидетельству одного из близких знакомых Брюсова П.Перцова,

стихотворение было написано после длительного разговора о только-только

появившихся первых стихах Блока. Та, которую они видят и слышат, - это

Вечная Женственность, Прекрасная Дама, Мировая Душа. Услышать ее - значит

приобщиться к некоему иррегальному свету, который озарит душу поэта поведет

ее за собой, даст возможность достичь высшего знания и высшей гармонии,

очищения души. Эти мистические упования рационалист Брюсов разделить никак

не мог. Поэтому он рисует себя за оградой, говорит о непонятном свете, о

том, что напрасно ищет не небе звезду, что не в силах сорвать тяжелые

запоры, чтобы проникнуть в храм, где твориться священное действо. “Младшим”

было написано в начале 1903 года, когда едва начиналась литературная жизнь

этих писателей. Пока это еще не выявленное, не прояснившееся

противостояние, но сам факт внутреннего разъединения говорит о многом.

Если от “младших” Брюсова отделяет их мистицизм, нездешний свет, который

они стремятся ощутить и увидеть, то не более близким ему, по сути дела,

оказывается к этому времени и один из старых его сподвижников - К.Бальмонт.

Нераскрытая оппозиционность Брюсова ясно читается в послании к нему:

Будь же тучкой бесполезной,

Как он лови закат!

Не ищи, где жаждет поле,

На раздумья снов не трать.

Нам забота...

Это многозначительное “нам забота” говорит о том, что Брюсовым уже

осознано отличие его пути , его творчества от пути и творчества Бальмонта.

Он еще не судит его, еще признает его право на безответственность,

интуитивность, как “другу и брату” посвящает ему сборник “Urbi et Orbi”, но

уже ясно понимает, куда тот идет.

Роковые семена эстетизма, которые изначально были заложены в символизме,

давали всходы. Они вели к общественной индифферентности стиха, к

погруженности в бездну субъективности, индивидуализма и мистики. Это не

могло не тревожить Брюсова. Он еще не пришел к рубежу, за которым

начинается размежевание с былыми союзниками, но уже близок к этому.

Брюсов ощущает себя одиноким в символистском движении. Отчасти и из

этого рождается его странное и неожиданное признание:

Желал бы я не быть “Валерий Брюсов”...

Поэт Валерий Брюсов- декадент, метр едва народившегося символизма, уже стал

некой маской, существующей независимо от человека, ее носящего. Так пока

глухо и слабо, преимущественно в оценке своего личного места в символизме,

личных взаимоотношений с другими его сторонниками и адептами, начинает

зреть внутренний кризис в этом движении. И первым ощутил это Брюсов.

Среди писателей-символистов книга Брюсова “Urbi et Orbi ”получила

восторженную оценку. Правда, преимущественно это были эмоциональные

восклицания, рожденные непосредственным впечатлением. Но наиболее чуткие

уловили ту особенность сборника, которая выводила его из рамок обычных норм

“нового искусства”. Особенно остро почувствовал это Блок. Рецензируя

сборник, он писал: ”Рассуждение о совершенстве формы и т.п. -

представляется нам по отношению к данной книге общим местом. Едва ли кто

решится упрекнуть Брюсова с этой стороны... Анатомируя книгу с другой точки

зрения содержания..., мы могли бы указать на самый общий принцип -”волю к

жизни”, о котором ясно говорит вступление”. Заключая свои заметки, Блок

делал следующий вывод: “Книга “Urbi et Orbi”, превзошедшая во всех

отношениях предыдущие сборники стихов Брюсова, представляет собой важный и

знаменательный литературный факт. Беспочвенное декадентство осталось далеко

позади, и путь к нему окончательно загражден..”.

“Воля к жизни”, что Блок выделил как главное в сборнике, действительно,

необычайно ощутима:

Здравствуй, тяжкая работа,

Плуг, лопата и кирка!

Освежают капли пота,

Ноет сладостно рука!

Счастье работы, сладостное чувство удовлетворения свершенным, желание идти

дальше - все это ясно сочетается в стихотворениях “Работа”, “Блудный сын” и

многих других. Тяжким повседневным трудом представляется Брюсову и само

поэтическое творчество. Именно здесь появляются поставленные эпиграфом к

реферату строки, где муза была уподоблена волу.

Примечательно и то внимание , которое Брюсов уделяет “мгновениям жизни”.

Целый раздел в книге он называет “Картины”. Это стихи о рассветных часах в

городе, о впечатлении от случайно встреченной женщины, о скачках и т.п.

Случайный мимолетный разговор прохожего с рабочим, возводящим стену,

явился сюжетной основой для знаменитого стихотворения “Каменщик”. За

скупыми резкими словами:

-Эй, берегись! под лесами не балуй...

Знаем все сами, молчи!-

обращенными к прохожему, пытающемуся просвещать рабочего, встает образ уже

не просто угнетенного и подавленного народа, а народа, набирающего силу,

готового подняться на борьбу со своими врагами.

Это было явное осознание классового противостояния в современном

обществе, приближение к пониманию тех общественных коллизий, которые

проявились в грандиозном размахе революции 1905 года.

Конечно, Брюсову было далеко до понимания сути надвигающейся

революции, ее причин и движущих сил, но его чуткий и все более

обостряющийся социальный слух позволял ему улавливать гул готовящихся

событий, его зрение позволяло ему видеть зарницы близящейся общенародной

грозы. Его она не пугала, не вызывала желания спрятаться, переждать,

отсидеться где-нибудь в тиши и покое. Он принимал и признавал если не

закономерность, то общественную оправданность того взрыва, к которому

близилась страна.

В конце 1905 года, в разгар вооруженного восстания в Москве, на

прилавках книжных магазинов появилась очередная книга стихов Брюсова

“Stephanos” (“Венок”).

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый.

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,

И песня с бурей вечно сестры.

Этими строками начато стихотворение “Кинжал”, открывающее в сборнике раздел

“Современность”. Ясная четкая гражданственность видна в характеристике,

которую поэт дает существующему строю жизни, в настойчивых утверждениях

своей причастности к происходящему. Брюсов повторил заглавие знаменитых

лермонтовского и пушкинского стихотворений и еще более подчеркнул эту

связь, взяв эпиграф из лермонтовского “Поэта”, в котором несколько

поколений русских читателей видели одну из вершин русской гражданской

поэзии. Такой подчеркнутый возврат к данной традиции после всех

декадентских речений о “новых шагах” и “разрыве связей” был наполнен

большим общественным смыслом.

Здесь в полной мере сказалось воздействие, которое оказало на Брюсова

развитие общественно-политической ситуации в России. Если начало и первые

месяцы русско-японской войны он встретил обычными для либеральной печати

стихами, отмеченными псевдопатриотическими нотами, если, обращаясь к борцам

против царизма, он восклицал: ”Теперь не время буйным спорам”,- призывая на

время оставить внутреннюю борьбу, то Цусима, унизительные итоги войны и

-главное- стремительный рост революционного движения помогли Брюсову

осознать смысл происходящих событий.

Хотя Брюсов имел возможность близко наблюдать многие революционные события

в Москве, но не видел и не знал многого.

В его стихах, посвященных революции, напрасно искать отражения

конкретных событий , реальных случаев, образы восставшего народа. Революция

предстает в грандиозных, но отвлеченных картинах. И причина здесь была не

только в склонности Брюсова к приподнятому, несколько экзальтированному,

декламационному письму. Дело было в самом понимании революции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.