Рефераты. Билеты по философии






Билеты по философии

Билет №1

Понятие цивилизации и культуры.

Культура – cultura (латин.) – возделывание, обработка, воспитывание.

К. – это система представлений о мире, ценностях, нормах и правилах

поведения, общих для людей, связанных определённым образом жизни и служащих

упорядочению опыта и соц. Регулированию в рамках всего общества или соц.

группы.

К. организует жизнь Общества.

О. Охватывает большинство населения страны.

К. материальная – форма культуры (форма, здания, украшения, комп.

программы).

К. нематериальная – духовная сторона. (знания, идеи, законы и нормы, язык,

традиции, ритуалы и обычаи).

Цивилизация – civilis (латин.) – гражданский.

Гражданское О. – общество, которое не регулируется гос-вом.

Цивилизация: широкий смысл – это уровень общественного развития, которые

приходят на смену с уходом варварства.

Узкий смысл – уровень развития общества, который сегодня достигнут

развитыми странами (экономическое, техническое развитие).

1-м Цивилизацию начал исследовать Arnold Toynbee.

Вся Ц. – это единый организм, все части которого взаимосвязаныи находятся

во взаимодействии.

Факторы влияющие на Ц.:

1. природная среда обитания

2. Система ведения хозяйства

3. Соцю организация

4. Религия ( М. Веббер – многое зависит в развитии общества, от развития

религии)

5. Духовные ценности

6. Политическая индивидуальность

Ц. – это сообщество людей, объединённое основополагающиими дух. ценностями

и идеалами, имеющие черты в соц. политической организации.

Три типа цивилизации:

1. непрогрессивный тип (индейцы в Амазонии)

2. циклический – большинтсво вост. цивилизаций.

3. прогрессивный - запад и япония.

Билет №2

Что такое Античность.

Прежде всего - Древняя Греция, Кипр, Крит.

Античный мир. Группа государств сложившихся в древности на побережии

Средиземного моря. Важнейшие города-государства (полисы): Греция и Римская

Империя. Полис наиболее специфическая форма античного мира.

Античность. Древность, страна в широком смысле слова. Термин вполне

распознает силу "древность". Чаще всего имеет особое употребление - В том

же значении "древность", но в приложении к Древней Греции и Древнему Риму.

В античном обществе были созданы общечеловеческие ценности, высокого

развития достигли философия, архитектура, живопись, скульптура,

В Греции впервые возник театр, античность - школа художников. Стенные

росписи, темы войны и охоты. Частная собственность, начало товарного

обмена. Рабы жили на плату за труд; монетная система. Законопослушание.

Знаменит тот, кто отличился на войне, его делали тираном. Каждый нормальный

гражданин - собственник. Если у тебя нет собственности и ты живешь на плату

за труд - ты раб.

Философия, математика, астрономия, большое количество праздников. Сенат -

место где сходятся аристократия и народ (demos). Курсовая стоимость монет

золотых и серебренных. Демократия, верховный совет и т.д.

Билет №3

Платон как философ

Платон (427-347 до н.э.) – выдающийся филосов древней Греции.

Платон родился на о. Эгина вблизи Афин. Его отец Аристон происходил из

рода последнего царя Аттики Кодра. Настоящее имя Платон – Аристокл. По

преданию Платоном его стал звать Сократ. “Платон” – в переводе с греческого

– широкоплечий или толстый. В молодости он много занимался спортом.

Сильнейшее влияние на Платона оказал Сократ, после знакомаства с которым

Платон уничножил свои поэтичесие произвдения и всю жизнь посвятил

философии. Он много путеществовал, побывал в Египте, Южной Италии, на

Сицилии. После смерти Сократа он покинул Афины и отправился в Мегаре.

Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти

польностью дошли до наших дней, но проблема подлиности его сочинений

существует и сейчас, из 34 диалогов некоторые считаются подделками.

Изложение философии Платона следует начать с описания метода его

филосовствования, который представляет собой развитый до совершентсва метод

сократовских бесед. Этим методом выступает диалектика, выражающаяся в том,

чтобы правильно ставить вопросы, получать на них ответы и благодаря этому

приходить к истинным опрелениям и выяснению сущности рассматриваемого

предмета.

Согласно Платону, окружающий нас материальный мир мы познаём чувствами, и

он является производным от мира людей, он “тень” мира идей. В то время как

идея является неизменной, неподвижженой и вечной, вещи материального мира

возникают и гибнут постоянно. Например , вещественный столы в нашей жизни

предсавляют собой тени вечной и неизменной идеи стола, которая появляется

во многих столах. По Платону отдельные вещи постигаются посредством чувств,

разум же постигает не отдельные вещи, а сущности, значит эти сущности –

идеи, конкретных, чувственных вещей и рассматривает их как подлинные

сущности, находящиеся вне материального мира, подчинённого миру идей.

Под материальным миром Платон понимает мир конкретных, чувственно

воспринимаемых вещей и явлений, этот мир находится между миром идей,

понимаемых как реальное бытие, и материей как таковой – небытием, и это

кажущиеся бытие отделяет реальное бытие от небытия. Реальные, т.е. по

Платону, кажущиеся вещи являются тенью, подобием идей, которые выступают

как своего рода образцы всех окружающих вещей.

Рассмотрение идеи как реального бытия и как понятия о сущности предмета

даёт возможность ответить на вопрос о процессе познания и его сущности.

Платон полагает, что знание нельзя свести ни к ощущению, ни к правильному

мнению, ни к соединению правильного мнения со смыслом. Истинное знание –

это познание, которое прионикает в мир идей. В теории познания Платона

важную роль играет его концепция воспоминания. По его мнению, душа

припоминает идеи, которая она знала в тот период своего существование,

когда она ещё не соединилась с телом. В подтверждении своей теории

воспоминания в диалоге “Менон” Платон приводит разговор Сократа с одним

юношей, который никогда до этого не изучал математику, но после правильного

поставленных вопросов пришёл к собственной формулировки теоремы Пифагора.

Большое место в философском мировозрении Платона занимают его взгляды на

общество и государство. Платона можно считать одним из первых

древнегреческих философов, который в систематической форме представил своё

понимание государства. Платон рисует идеальный тип гос-ва, который якобы

существовал в древние времена. Этому идеальному типу Платон противопоставил

отрицательный тип гос-ва, который по его мнению, может существовать в

четырёх формах: тимократия, олиграхия, демократия, тирания.

Тимократия – власть принадлежит честолюбцам и процветает страсть к

обогащению.

Олигархия – власть принадлежит не многим, господствующих над большинством.

Демократия – возникает в результате восстания бедняков против богатых, при

это богачи либо уничтожаются, либо игоняются, а власть распределяется между

оставшимися членами общества.

Тирания – власть принадлежит одному человеку, который постепенно

уничтожает всех своих противников.

Идеальное гос-во Платона должно быть основано на принципе справедливости.

Исходя из справедливости каждый гражданин в этом гос-ве должен занимать

своё особое положение в соотвествии с разделением труда. Низший

общественный класс составляют производители – это земледельцы,

ремесленники, ремесленники, купцы, затем идут воины-стражи и правители-

философы.

Платон – выдающийся представитель объективного идеализма, его

основоположник, давший толчок развитию всей западной философии.

Билет №4

Аристотель как философ

Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегречесский философ,

создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил

из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя

Аминты III. В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в Афины

для продолжения образовния и поступил в платоновскую Академию, став

учеником Платона. В Академии он пробыл 20 лет до самой смерти Платона,

после чего переселился в Атарней, а затем – в Митилену. Вернувшись в Афины

в возрасте 50 лет после 12-летнего отсутствия. В Афинах он создаёт школу

под названием Ликей, так как находилась на территории гимнасия,

примыкавшего к храму Апполона Ликейского.

Ещё находясь в платоновской Академии, А. расходился с Платоном в своих

философских воззрениязх. Впоследтсвии он подверг критике платоновсую теорию

идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он

полагал, что разделение на идеи и веши не имеет рационального значения, так

как идеи – это просто копии чувственных вещей и отждествены им по

содержанию. Отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно

быть объяснено. Согласно Платону вещи должны быть объяснены при помощи

идей; по Аристотелю, следут признать причинную зависимость идей от вещей,

Платон же отрицает какую-либо причинную зависимость идей от вещей, но это

образное выражение, а не философское объяснение. Кроме того, покольку вещь

многообразна, ей должно соответствовать в таком случае несолько образцов,

т.е. несколько идей. Согласно А., платоновская идея, являясь сущностью

вещи, в то же время оторвана от самой вещи, и тем самым получается, что

сущность вещи оторвана от самой вещи.

А. в своих философских философских рассуждениях исходил прежде всего из

признания существования объективного, материального мира. Исходя из своей

критики платоновских идей, находящихся вне вещей, А. попытался создать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.