Рефераты. Астрология как социальный институт






космических сил. Для них природа и человек не противостоят друг другу, а

потому им и не должны соответствовать два различных способа познания.

Возникновение мифологии. Природа, как внешняя, так и внутренняя (что

неразличимо для первобытного человека), представляет собой хаос существ,

которые действуют и взаимодействуют, вызывая трепет ужаса и благоговения.

Скоро, однако, у человека зарождается некое ощущение причинности;

оказывается, определённые факты всегда следуют один за другим. Теперь он

даёт наименования не только вещам, но и отношениям между ними. Причём,

единственное отношение, которое он знает по личному опыту, - это отношение

кровного родства. Так создаётся мифология, в которой природные силы

сочетаются браком и производят потомство; оформляются представления об

иерархии этих сил.

На анимистической стадии развития человек всё соотносит с собой, со

своими страхами и желаниями. Отношения с вещами он проецирует на сами вещи,

которые тем самым становятся овеществлёнными образами его впечатлений. То,

что пугает, должно быть каким-то страшным существом, то; что доставляет

радость, должно быть существом прекрасным. В этом смысле вся жизнь человека

психологична, т.к. он живет в мире, населенном проекциями его собственных

переживаний, хотя сами эти переживания целиком физиологичны и биологичны.

Солнце и Луна. Солнце и Луна известны как носители света. Свет и жизнь

нераздельны, ведь темнота и ночь очень часто несут с собой смерть.

Солнечный свет разгоняет страх, даёт возможность видеть вещи ясно. Таким

образом, Солнце - великий источник жизни; Луна же скрывает тайну. Она

растёт и уменьшается, освещая землю своим неверным светом, переменчивым и

таинственным. Вместе с тем, скоро обнаруживаются фазы Луны, и по её циклам

устанавливается чувствование периодичности и времени. «Духов» лучше всего

вызывать при её свете, возбуждающем воображение. Луна становится магической

силой, силой всех таинственных ритуалов.

Тотемизм. По отношению к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к самым

ярким звёздам человек на анимистической стадии испытывает какую-то неясную

тождественность. Он чувствует их как живых существ, стремится ко всё

большему единению с ними, стремится преисполниться их сущностью. Это

почитание звёзд (или, скорее, отождествление себя со звёздами)

соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего являются животные

(медведи, орлы, олени), но ими могут быть и звёзды, и даже облака или горы.

Тотемические культуры ещё существуют у так называемых примитивных племён

Африки, Америки, Австралии, Океании, и знакомство с ними, видимо, поможет

лучше понять значения древней астрологии на анимистической стадии развития.

В те времена главным было не движение небесных тел, как позже, а особое

жизненное качество, которым обладает каждое из небесных тел.

Таким образом, уже на анимистической стадии человек ощущает связь событий

с небесными светилами, пронизанность мира единым принципом жизни, что во

многом связано с выделением циклов, общих для всего живого. На основании

противопоставления Солнца и Луны он приходит к выводу о глобальности

действия принципа полярности мужского и женского начал. Многообразие

проявлений мира сводится к нескольким основным первоначалам. Уже на этом

этапе формируются представления о мистической значимости чисел и магической

силе имён; на небе выделяются участки (созвездия), имеющие индивидуальную

мифологему; появляются зачатки восприятия мира как иерархической системы.

При этом, все указанные особенности мироощущения были характерны для

подавляющего большинства ранних культур, о которых имеются достаточные

сведения. Иначе говоря, все основные астрологические представления

сформировались уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод

о том, что уже в доклассовом обществе сознание человека было

«астрологичным», и представления современной науки о древнейшем

происхождении «космического мироощущения» вполне обоснованны.

2) Виталистическая стадия.

С точки зрения витализма, жизнь - это всё, ею проникнута каждая сущность,

любая субстанция. Это всеобъемлющий океан энергии, в котором всё, что есть,

движется и существует. Такое миропонимание возникает, когда человечество до

некоторой степени уже преодолело первобытный страх перед природой, когда

пройдено то, что Д. Радьяр символически назвал «джунглями», и человек

становится скотоводом или земледельцем. «Материальные предметы, наконец,

лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на различные

вымышленные, обыкновенно невидимые существа, беспрерывное активное

вмешательство которых становится отныне прямым источником всех внешних, а

затем даже и человеческих явлений»[66]. Иными словами, это первая стадия

приручения, «одомашнивания» природы. Она становится «домом», и в этом доме

жизнь протекает в величественной смене времён года, фаз Луны, разливов и

спадов Нила или иных больших рек, чьи воды обеспечивают плодородие.

Анимизм открывает человека как существо, отчаянно пытающееся преодолеть

страх путём отождествления с пугающим объектом или с сохраняющими его жизнь

огнём и светом, стремящееся умилостивить зло, принося жертвы. В

противоположность анимизму, витализм предполагает, что хотя бы небольшая

часть природы - как внешней, так и внутренней - завоёвана и используется;

что достигнута определённая надёжность, какая-то безопасность.

Однако эту прирученную часть природы нужно заботливо беречь, охранять от

зла, делать плодородной. И нужно не только охранять, но и производить.

Враги ещё есть, но они нападают не столько на самого человека, сколько на

его собственность; вопрос собственности приобретает главное значение. Жизнь

человека зависит от сохранения собственности и увеличения её плодородия. То

же относится и к внутренней сущности человека. Одна часть его существа –

«душа» – культивирована, то есть взращена сознательной, рождающей идеи и

знания. И сознание следует беречь, охранять от возможного вторжения злых

сил «бессознательного» - так сказать, от «внутренних джунглей».

Жизнь на этой стадии – это сила, которая может быть и доброй и злой. Зная

законы ее циклических приливов и отливов, действуя с ними в гармонии,

человек способен создать магические орудия, привлекающие жизненную силу.

На этой стадии человеческого развития астрология становится чрезвычайно

важной. Она имеет теперь дело прежде всего с периодичностью жизненных

процессов. Она находит их в росте и гибели растительности, природных

существ и верит, что эти процессы управляются из божественных источников,

которые отождествляются с Солнцем, Луной, планетами и до некоторой степени

со звездами.

Астрология становиться изучением всемирной мистерии периодических

динамических преобразований, которая кажется самой сущностью жизни.

Виталистическая астрология, как считает Радьяр, появилась, вероятно, в

древней Халдее, где первым делом были изучены все небесные явления,

связанные со сменой времен года. Движение Солнца и Луны стало основой

астрологической системы. Но в их движении видели не столько небесные

явления как таковые, сколько динамику изменений в проявлении солнечных и

лунных жизненных сил на Земле. Кочевые племена, в основном скотоводческие,

отдавали предпочтение лунным циклам, поскольку те больше соответствуют

периодике в жизни животных, полу и половому размножению. А земледельческие

племена придавали большее значение солнечным циклам, сочетающимся с

периодами вегетации.

В древней Халдее, как и в древнем Китае, астрология относилась к земле, к

обществу и государству; государство, племя, Земля – это микрокосм, а

Вселенная – макрокосм. Астрология стала индивидуалистичной только тогда,

когда позже, в Александрии, и потом в средние века микрокосмом выступил

человек.

В виталистический период астрология строилась на чисто биологических

представлениях. Дуализм дня и ночи аналогичен дуализму мужского и женского

начала, Ян и Инь у китайцев. Солнце – светило дня, Луна – светило ночи.

Животное женского пола имеет периоды возбуждения и безразличия, как Луна

может быть светлой или темной. В астрологии, таким образом, выясняются

причины всех биологических явлений на Земле (а позже и всех социальных).

«В халдейскую астрологию верило большинство великих людей истории,

например, Цезарь, Плиний, Цицерон, у которых лучшие друзья, Пигидий Фигул и

Люций Таррутий, сами были астрологами, причем первый прославился, как

пророк. Марк Антоний никогда не пускался в путь без астролога, которого

рекомендовала ему Клеопатра. Августу, когда он взошел на трон, начертил

гороскоп Теаген. Посредством астрологии и гаданий Тиберий раскрыл

претендентов на свой трон…».[67]

Древняя халдейская астрология основана на принципе соответствия, на

принципе чисто символическом. Символы интерпретировались как боги, потому

что человеческое сознание оставалось все еще на физиологическом и

биологическом уровнях, а вместе с тем не было ясного различения между

физиологическим и психо-интеллектуальным в человеке, ибо анимизм еще был

крепко укоренен.

С течением веков на этой виталистической основе возникла более

рационально-сложная структура. К циклам Солнца и Луны добавились циклы

планет. Возникла идея «Небесного Порядка», которая стала опорой против

хаоса стихийной природы. Идея «точных, неизменных числовых отношений» стала

символом порядка в обществе. На передний план выдвинулись две основные

потребности: календарь и этический закон.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.