космических сил. Для них природа и человек не противостоят друг другу, а
потому им и не должны соответствовать два различных способа познания.
Возникновение мифологии. Природа, как внешняя, так и внутренняя (что
неразличимо для первобытного человека), представляет собой хаос существ,
которые действуют и взаимодействуют, вызывая трепет ужаса и благоговения.
Скоро, однако, у человека зарождается некое ощущение причинности;
оказывается, определённые факты всегда следуют один за другим. Теперь он
даёт наименования не только вещам, но и отношениям между ними. Причём,
единственное отношение, которое он знает по личному опыту, - это отношение
кровного родства. Так создаётся мифология, в которой природные силы
сочетаются браком и производят потомство; оформляются представления об
иерархии этих сил.
На анимистической стадии развития человек всё соотносит с собой, со
своими страхами и желаниями. Отношения с вещами он проецирует на сами вещи,
которые тем самым становятся овеществлёнными образами его впечатлений. То,
что пугает, должно быть каким-то страшным существом, то; что доставляет
радость, должно быть существом прекрасным. В этом смысле вся жизнь человека
психологична, т.к. он живет в мире, населенном проекциями его собственных
переживаний, хотя сами эти переживания целиком физиологичны и биологичны.
Солнце и Луна. Солнце и Луна известны как носители света. Свет и жизнь
нераздельны, ведь темнота и ночь очень часто несут с собой смерть.
Солнечный свет разгоняет страх, даёт возможность видеть вещи ясно. Таким
образом, Солнце - великий источник жизни; Луна же скрывает тайну. Она
растёт и уменьшается, освещая землю своим неверным светом, переменчивым и
таинственным. Вместе с тем, скоро обнаруживаются фазы Луны, и по её циклам
устанавливается чувствование периодичности и времени. «Духов» лучше всего
вызывать при её свете, возбуждающем воображение. Луна становится магической
силой, силой всех таинственных ритуалов.
Тотемизм. По отношению к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к самым
ярким звёздам человек на анимистической стадии испытывает какую-то неясную
тождественность. Он чувствует их как живых существ, стремится ко всё
большему единению с ними, стремится преисполниться их сущностью. Это
почитание звёзд (или, скорее, отождествление себя со звёздами)
соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего являются животные
(медведи, орлы, олени), но ими могут быть и звёзды, и даже облака или горы.
Тотемические культуры ещё существуют у так называемых примитивных племён
Африки, Америки, Австралии, Океании, и знакомство с ними, видимо, поможет
лучше понять значения древней астрологии на анимистической стадии развития.
В те времена главным было не движение небесных тел, как позже, а особое
жизненное качество, которым обладает каждое из небесных тел.
Таким образом, уже на анимистической стадии человек ощущает связь событий
с небесными светилами, пронизанность мира единым принципом жизни, что во
многом связано с выделением циклов, общих для всего живого. На основании
противопоставления Солнца и Луны он приходит к выводу о глобальности
действия принципа полярности мужского и женского начал. Многообразие
проявлений мира сводится к нескольким основным первоначалам. Уже на этом
этапе формируются представления о мистической значимости чисел и магической
силе имён; на небе выделяются участки (созвездия), имеющие индивидуальную
мифологему; появляются зачатки восприятия мира как иерархической системы.
При этом, все указанные особенности мироощущения были характерны для
подавляющего большинства ранних культур, о которых имеются достаточные
сведения. Иначе говоря, все основные астрологические представления
сформировались уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод
о том, что уже в доклассовом обществе сознание человека было
«астрологичным», и представления современной науки о древнейшем
происхождении «космического мироощущения» вполне обоснованны.
2) Виталистическая стадия.
С точки зрения витализма, жизнь - это всё, ею проникнута каждая сущность,
любая субстанция. Это всеобъемлющий океан энергии, в котором всё, что есть,
движется и существует. Такое миропонимание возникает, когда человечество до
некоторой степени уже преодолело первобытный страх перед природой, когда
пройдено то, что Д. Радьяр символически назвал «джунглями», и человек
становится скотоводом или земледельцем. «Материальные предметы, наконец,
лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на различные
вымышленные, обыкновенно невидимые существа, беспрерывное активное
вмешательство которых становится отныне прямым источником всех внешних, а
затем даже и человеческих явлений»[66]. Иными словами, это первая стадия
приручения, «одомашнивания» природы. Она становится «домом», и в этом доме
жизнь протекает в величественной смене времён года, фаз Луны, разливов и
спадов Нила или иных больших рек, чьи воды обеспечивают плодородие.
Анимизм открывает человека как существо, отчаянно пытающееся преодолеть
страх путём отождествления с пугающим объектом или с сохраняющими его жизнь
огнём и светом, стремящееся умилостивить зло, принося жертвы. В
противоположность анимизму, витализм предполагает, что хотя бы небольшая
часть природы - как внешней, так и внутренней - завоёвана и используется;
что достигнута определённая надёжность, какая-то безопасность.
Однако эту прирученную часть природы нужно заботливо беречь, охранять от
зла, делать плодородной. И нужно не только охранять, но и производить.
Враги ещё есть, но они нападают не столько на самого человека, сколько на
его собственность; вопрос собственности приобретает главное значение. Жизнь
человека зависит от сохранения собственности и увеличения её плодородия. То
же относится и к внутренней сущности человека. Одна часть его существа –
«душа» – культивирована, то есть взращена сознательной, рождающей идеи и
знания. И сознание следует беречь, охранять от возможного вторжения злых
сил «бессознательного» - так сказать, от «внутренних джунглей».
Жизнь на этой стадии – это сила, которая может быть и доброй и злой. Зная
законы ее циклических приливов и отливов, действуя с ними в гармонии,
человек способен создать магические орудия, привлекающие жизненную силу.
На этой стадии человеческого развития астрология становится чрезвычайно
важной. Она имеет теперь дело прежде всего с периодичностью жизненных
процессов. Она находит их в росте и гибели растительности, природных
существ и верит, что эти процессы управляются из божественных источников,
которые отождествляются с Солнцем, Луной, планетами и до некоторой степени
со звездами.
Астрология становиться изучением всемирной мистерии периодических
динамических преобразований, которая кажется самой сущностью жизни.
Виталистическая астрология, как считает Радьяр, появилась, вероятно, в
древней Халдее, где первым делом были изучены все небесные явления,
связанные со сменой времен года. Движение Солнца и Луны стало основой
астрологической системы. Но в их движении видели не столько небесные
явления как таковые, сколько динамику изменений в проявлении солнечных и
лунных жизненных сил на Земле. Кочевые племена, в основном скотоводческие,
отдавали предпочтение лунным циклам, поскольку те больше соответствуют
периодике в жизни животных, полу и половому размножению. А земледельческие
племена придавали большее значение солнечным циклам, сочетающимся с
периодами вегетации.
В древней Халдее, как и в древнем Китае, астрология относилась к земле, к
обществу и государству; государство, племя, Земля – это микрокосм, а
Вселенная – макрокосм. Астрология стала индивидуалистичной только тогда,
когда позже, в Александрии, и потом в средние века микрокосмом выступил
человек.
В виталистический период астрология строилась на чисто биологических
представлениях. Дуализм дня и ночи аналогичен дуализму мужского и женского
начала, Ян и Инь у китайцев. Солнце – светило дня, Луна – светило ночи.
Животное женского пола имеет периоды возбуждения и безразличия, как Луна
может быть светлой или темной. В астрологии, таким образом, выясняются
причины всех биологических явлений на Земле (а позже и всех социальных).
«В халдейскую астрологию верило большинство великих людей истории,
например, Цезарь, Плиний, Цицерон, у которых лучшие друзья, Пигидий Фигул и
Люций Таррутий, сами были астрологами, причем первый прославился, как
пророк. Марк Антоний никогда не пускался в путь без астролога, которого
рекомендовала ему Клеопатра. Августу, когда он взошел на трон, начертил
гороскоп Теаген. Посредством астрологии и гаданий Тиберий раскрыл
претендентов на свой трон…».[67]
Древняя халдейская астрология основана на принципе соответствия, на
принципе чисто символическом. Символы интерпретировались как боги, потому
что человеческое сознание оставалось все еще на физиологическом и
биологическом уровнях, а вместе с тем не было ясного различения между
физиологическим и психо-интеллектуальным в человеке, ибо анимизм еще был
крепко укоренен.
С течением веков на этой виталистической основе возникла более
рационально-сложная структура. К циклам Солнца и Луны добавились циклы
планет. Возникла идея «Небесного Порядка», которая стала опорой против
хаоса стихийной природы. Идея «точных, неизменных числовых отношений» стала
символом порядка в обществе. На передний план выдвинулись две основные
потребности: календарь и этический закон.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7