Рефераты. Астрология как социальный институт






представляющими общий интерес (например, предсказывает хороший или плохой

урожай, войну или мир).[44]

На стадии примитивной зодиакальной астрологии появляются знаки зодиака,

но гороскопы еще не составляются.

Ван-дер-Варден, рисуя картину становления астрономии, отмечает

существование астрологии в таких древних культурах (цивилизациях), как

Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Древняя Месопотамия и Древняя

Греция.

Старовавилонская астрономия не интересовалась или, по крайней мере, не

ставила на первое место судьбу личности. Ее главный интерес

сосредоточивался на благополучии страны. Предсказания касались погоды и

урожая, войны и мира и, конечно, судьбы царей.[45] Вавилоняне всегда

отождествляли планеты с богами. Это свидетельствует о том, что вавилонская

астрология была сильно связана с астральной религией.[46]

Существовала обширная серия клинописных текстов, представлявших как бы

компендиум астрологии второго тысячелетия до н. э., под названием «Энума

Ану Энлиль». Эта серия состояла из 70 или большего числа табличек, в

совокупности включавших около 7000 предзнаменований.[47]

Что касается ассирийских сведений об астрологии, то здесь можно

упомянуть, например, о дошедших до нас астрологических рапортах Надину и

других ассирийских придворных астрологов. Некоторые из этих сообщений

попали в руки Птолемея.[48]

Среди египетских источников имеется астрологический папирус из Венской

национальной библиотеки, опубликованный Р. Паркером в 1959 г. Согласно

Паркеру, текст, вероятно, был написан в правление Дария (521-486 гг. до н.

э.). В тексте обсуждается значение солнечных и лунных затмений.[49]

Халдеи. Следует указать на различие между так называемыми «халдеями»,

которые были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и

племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива.

Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой

южной области. Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов,

живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.

Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539-

331 гг. до н. э.).[50] Диодор сообщает нам, что халдеи делали предсказания

для нескольких царей, включая Александра, Антигона и Селевка

Победителя.[51] Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи

заявляют, что из планет, которые они именуют «богами-хранителями», две

благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение

к обоим свойствам».[52]

Есть основания предполагать, что все цитаты, приписываемые «халдеям»,

восходят к одному сочинению или группе сочинений, написанных по-гречески,

где в систематизированном и ясном виде были изложены астрономическое и

астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в начале

эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.). По-видимому, многие

более поздние астрологические сочинения были написаны под влиянием этой

основополагающей книги.[53]

А. Л. Чижевский (1897 – 1964)также отмечает, что своего пышного расцвета

астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления

лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю

неодинаково… Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью,

с величайшим почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях

халдеев. Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости

халдейских астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой

философии и окончательно оформившийся в V и IV вв. до н. э.[54] «…Чем более

увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке накапливается

фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее развитие и

поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все

большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об

основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма

Космоса!»[55]

В Греции астрологическое учение стало распространяться только со времен

Александра Македонского. Здесь то и возник догмат о «всемирной симпатии» -

основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления Вселенной.

Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе живет и действует тот же

огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла значительно

содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии. Учение

Эмпедокла о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной из

важнейших аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния»

Эмпедокла, согласно которой предметы влияют даже на далеких расстояниях

один от другого и человек может воспринимать излияния звезд, послужила

руководящим принципом астрологии.[56]

Из Греции астрология проникает в Рим. «Божественная сила звезд в умах

римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были для них не только знаками,

по которым можно было судить о наступлении благоприятного времени для того

или иного дела, но они воздействовали и на интимную жизнь человека, влияя

на его душу и тело».[57]

Чижевский указывает на то, что в астрологию верили Вергилий (70 до н. э.

– 19 н. э.), Проперций (ок. 50 – ок. 15 до н. э.), Овидий (43 до н. э. –

ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих сочинениях; историк Тацит (54 –

130), полагавший, что в астрологии есть зерно истины и что она уже дала

явные доказательства своей правдивости в различные времена; Сенека (ок. 4

до н. э. – 65 н. э.), признававший влияние планет и звезд на жизнь

человека; стоик Посидоний (135 – 51 до н. э.), ставший подлинным философом

астрологии; Клавдий Птолемей (ок. 90 – ок. 160), посвятивший ей свое второе

главное произведение, и другие.[58]

Влияние астрологии распространилось и на христианских мыслителей. Так,

Ориген (185 – 253), доказывает, что звезды не бывают созидательницами

человеческой судьбы, а лишь ее предвестницами…[59]

«За средневековый период астрология создает ряд теорий – теорию жилищ,

теорию зкзальтаций и депрессий, теорию аспектов, теорию терминов и пр.

Основное стремление их – найти регулятивы для оценки влияния всех планет на

человека и его дело…».[60] В продолжение всего средневековья, пишет

Чижевский, астрология своею практической стороной поддерживала в обществе

интерес к астрономическим наблюдениям. Наибольший расцвет астрологии мы

видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV столетиях. При дворах европейских

государей астрология процветает как самостоятельное научное знание,

несмотря на оппозицию многих просвещенных противников, например Савонаролы

(1452 – 1498), Пико делла Мирандолы (1463 – 1494) и др. Во многих

университетах астрологии отводили почетное место, а в Болонье и Падуе

существовали отдельные кафедры астрологии(!).[61]

Увлечение астрологией охватило королей и владетельных князей того

времени: Карла V, Рудольфа II, Карла IX, Генриха IV, Фридриха II, Луизу

Савойскую, Екатерину Медичи и многих других. Много выдающихся людей в то

время распространяли и проповедовали астрологическое учение. Среди них

Теофраст Бомпаст, иначе Парацельс, Кардано (1501 – 1576), Нострадамус (1503

– 1566). Последним крупнейшим астрологом того времени считается Жан Батист

Морен (1583 – 1656).[62]

История астрологии, как пишет Дейн Радьяр[63], – это история

трансформации отношения человека к Природе (как внешне-чувственной, так и

внутренне-человеческой). То, что обыкновенно называют астрологией, есть

порождение определенной фазы развертывания отношения сознательного Эго

человека к природе. Сейчас начинается новая фаза: придание нового смысла

поведению людей и событиям их жизни стало более фундаментальным и вместе с

тем прагматичным. В астрологии наиболее значительно выражается практическая

жизненная философия. Если философия рассуждает о жизни и человеке, то

астрология во все века характеризует, прямо или косвенно, глубочайшее

качество того, как человек в действительности относится к жизни.

Астрология, получившая распространение сейчас, почти полностью

основывается на трактате александрийского астролога Клавдия Птолемея –

«Тетрабиблосе»[64]. Астрология Птолемея – это продукт восточно-

средиземноморской культуры, поэтому понять ее можно лишь в свете

интеллектуализма этой культуры, который наложил отпечаток почти на все

стороны европейского мышления. Но если мы хотим понять живую сущность

астрологии, нужно углубиться в жизненные основы древнего человечества.

1) Анимистическая стадия.

Древнейший период становления астрологии можно назвать анимистическим.

Анимизм – это вера в одушевлённость природы. Первобытный человек живёт ещё

в лоне природы. Вся его жизнь – это опыт одновременно и психологический и

физиологический, ибо он вряд ли способен отличить объективное от

субъективного. Он настолько един с природой, что остаётся постоянно

погружённым в её явления. Леви-Брюль использовал для описания подобного

процесса психологического отождествления с предметами термин «мистическая

причастность».

«Наиболее непосредственным и наиболее ярко выраженным фазисом является

собственно фетишизм, преимущественно заключающийся в том, что всем внешним

телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда

более энергичная. Поклонение небесным светилам характеризует наиболее

возвышенную ступень этой первой теологической стадии…».[65]

Древние люди, как и современные дикари, всегда рассматривали природу как

часть общества, а общество - включённым в природу и зависящим от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.