2. централизованная передача данных ведомственной системы мониторинга в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга;
3. сбор, анализ и систематизация информации других ведомств, осуществляющих мониторинг (учет) поступления загрязняющих веществ и показателей состояния ОПС и здоровья человека в районах (зоны наблюдения) и регионах (субъекты РФ) расположения предприятий отрасли, в том числе в ретроспективе с учетом происшедших радиационных аварий и других чрезвычайных ситуаций;
4. учета и контроля ядерно-, радиационно- и химически опасных объектов, включая выведенные из состава ВМФ АПЛ, загрязненных в результате функционирования предприятий территорий и работ по их дезактивации и реабилитации;
5. создание объективной картины по уровням экологического воздействия предприятий отрасли на окружающую среду и здоровье населения, включая комплексную оценку рисков, связанных с их функционированием, в том числе в сравнении с другими техногенными рисками, обусловленными наличием в регионах предприятий-загрязнителей других отраслей промышленности и сельского хозяйства;
6. обеспечение информационно-аналитической поддержки руководства отрасли и предприятий в случае ЧС (с экологическими последствиями) на объектах Минатома или в регионах их размещения.
С учетом изложенных задач система экологического мониторинга СКЦ Минатома может быть определена как информационно-аналитическая система сбора, обработки и представления результатов наблюдений, оценок и прогнозов изменений в окружающей среде и здоровье населения, вызванных функционированием предприятий отрасли, их сопоставлением с уровнем воздействия других техногенных факторов и восприятия этих воздействий общественностью.
Ряд из перечисленных задач может быть реализован в рамках основного режима функционирования СКЦ Минатома России - получение регулярных сообщений непосредственно с предприятий отрасли и/или уже действующих центров сбора информации (ВНИИХТ, ЦНИИАТОМИНФОРМ) на основе уже существующих и создаваемых форм отчетности. Для этих задач необходима разработка документов, регламентирующих поступление сообщений в СКЦ и создание сопряженных с другими подсистемами СКЦ программных средств передачи и приема сообщений, их хранения, обработки и представления на технических средствах СКЦ.
Для решения задачи 2 необходимо подготовка регламентов передачи данных в рамках ЕГСЭМ и необходимых программно-технических средств.
Значительный объем информации о состоянии окружающей среды и связанных с этим рисках, необходимый для решения задач 3 и 5 может быть получен из отчетности других ведомств - Госкомстата, Минздрава, Минприроды и т.д. В отношении этого блока информации, возможности изменения существующих регламентов и форм являются весьма ограниченными. В этом случае необходимо создать программные средства для конвертирования информации в форматы, доступные для программных средств СКЦ. Значительный объем информации может быть получен из анализа научно-технической литературы. В этом случае необходима его аналитическая обработка, разработка способов и средств хранения и представления данных на программно-технических средствах СКЦ.
Для решения задачи 6 необходима организация системы мониторинга научно-технической информации с использованием уже ведущихся работ. В этом случае также необходима регламентация сбора и аналитической обработки информации, ее передачи и приема в СКЦ и разработка способов и средств хранения и представления данных на программно-технических средствах СКЦ.
Для решения задачи 7 необходимо не только наличие данных по исходному состоянию потенциальных источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ и химических загрязнителей, но и средства оперативного анализа и прогнозирования обстановки и их представления на ПТК СКЦ.
Таким образом, для создания СЭМ СКЦ работы должны вестись по следующим направлениям:
Разработка регламентов передачи данных с предприятий и отраслевых информационных центров в СКЦ Минатома.
Разработка программных средств и баз данных для приема - передачи, хранения, обработки и представления данных с учетом особенностей функционирования уже существующих систем ПТК СКЦ.
Информационная интеграция аналитических работ, в том числе работ по комплексной оценке экологической обстановки и рисков для населения в районе расположения предприятий отрасли с учетом всех источников загрязнения окружающей среды.
Информационно-техническое обеспечение работ экспертных групп и центров технической поддержки в случае возникновения ЧС.
5. Поддержки принятия решений при возникновении в случае ЧС на объектах Минатома или в регионах их размещения.
6. Представления интегральных показателей экологического мониторинга руководству отрасли и пользователям корпоративной сети Минатома
7. Нормативно-правовой документации по проблемам экологии
2. Территориальные органы ведомств, уполномоченных в проведении работ в области охраны природы и здоровья человека. К ним относятся: ПСЛ (промышленно-санитарные лаборатории) объектовых СЭС Госсанэпиднадзора (контроль сбросов-выбросов, контроль продуктов питания в СЗЗ и ЗН, воды источников питьевого водоснабжения и др.), лаборатории и метеостанции Росгидромета (мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод, почв), лаборатории бассейновых управлений Министерства природных ресурсов (мониторинг за состоянием поверхностных вод, в том числе и биообъекты гидросферы, мониторинг недр), а также территориальные органы Минэкологии, Минсельхозпрода, Госкомзема, Госкомрыболовства, Рослесхоза.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12