Рефераты. Программное обеспечение базы данный "Экологический мониторинг"






Уполномоченные федеральные органы в области охраны природы

(по состоянию на 10 мая 2001 г.).

Министерство, ведомство

Функции и задачи природоохранной деятельности

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология)

В сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия:

осуществление государственной политики и государственного контроля

межотраслевая координация

государственная экологическая экспертиза

формирование нормативно-правовой базы и регулирование природопользования

мониторинг источников антропогенного воздействия на ОПС и состояния биоты (кроме лесов)

обеспечение экологической информацией

международные обязательства РФ

заповедные территории.

Министерство природных

ресурсов РФ

(МПР России)

В сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов:

разработка и проведение государственной политики

координация деятельности федеральных органов власти

управление государственным фондом недр, использованием и охраной водного фонда, в т.ч. рыбных запасов; лицензирование пользования недрами

государственный контроль за геологическим изучением, использованием и охраной недр

охрана и восстановление водных объектов, бассейновое регулирование

наблюдение за состоянием недр и мониторинг поверхностных вод суши и морских вод.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

(Росгидромет)

В области мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды:

мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, почв, морской среды

комплексный фоновый мониторинг и космический мониторинг состояния природных объектов

оценка климатических изменений

исследование геофизических процессов в биосфере

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ

(Минсельхозпрод)

В области охраны окружающей среды:

мелиорация земель

охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания (объекты охоты, водные биологические ресурсы в части влияния на рыбные запасы)

обеспечение плодородия земель с/х назначения

безопасное обращение с пестицидами и ядохимикатами

использование, охрана, защита участков лесного фонда, переданных в безвоздмездное пользование

Государственный земельный

комитет РФ

(Госкомзем)

В области контроля за использованием и охраной земель:

осуществление государственной политики и контроля в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды

организация и проведение работ по землеустройству и приватизации земель

ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель

Государственный комитет РФ по рыболовству

(Госкомрыболовство)

В области рационального использования и изучения запасов рыб, других водных животных и растений:

изучение состояния запасов рыб, других водных животных и растений, их распространения и поведения

регулирование использования водных биологических ресурсов (внутренние воды, территориальные морские воды, континентальный шельф и др.);

лицензирование рыболовства и рыбоводства;

охрана водных биоресурсов, повышение рыбопродуктивности водоемов.

Федеральная служба лесного хозяйства РФ

(Рослесхоз)

В области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства:

организация и обеспечение рационального лесопользования

сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, оздровительных и др. полезных природных свойств леса

обеспечение сохранения природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, культурное, научное и рекркационное значение, биологического разнообразия и т.п. на землях лесного фонда.

охрана объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда

Федеральная служба геодезии и картографии РФ

(Роскартография)

В области охраны окружающей среды:

государственный надзор и контроль за соблюдением установленных требований при проведении картографических работ, а также за реализацией результатов работ

Федеральная пограничная служба РФ

(ФПС России)

В области охраны водных биологических ресурсов:

государственный контроль за соблюдением законодательства РФ в сфере охраны запасов рыб в территориальном море, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ

В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Однако до сих пор работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.

Предполагалось, что ЕГСЭМ будет обеспечивать:

· координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;

· регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;

· хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;

· деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;

· доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.

Таким образом, в стране ведется достаточно разнообразный комплекс наблюдений, учета, контроля и обобщения данных за состоянием окружающей среды, который, тем не менее, не стал единой системой.

Более того, существующая нормативно-правовая база в области защиты окружающей среды и населения от воздействия вредных факторов не может быть признанной сбалансированной и эффективной.

Нормативно-правовое обеспечение в области охраны окружающей среды.

Перечень нормативных правовых актов высших органов государственной власти Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, принятых до 1998 г., насчитывает 316 наименований. Ниже приведены основные нормативно-правовые акты по вопросам охраны окружающей среды и природопользования:

Конституция Российской Федерации; Законе РСФСР “Об охране окружающей природной среды” и других законодательных актах;

Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236);

План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994-1995 гг. и 1996-1997 гг. (постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 и от 19 февраля 1996 г. № 155) и региональных планах действий по охране окружающей среды;

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440);

Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации, проект которой в основном одобрен Правительством 11 декабря 1997 г.;

Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы

Цели и задачи СЭМ Минатома

Целью создания и деятельности СКЦ Минатома России является повышение эффективности управления отраслью и совершенствования Отраслевой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет использования современных методов и средств для информационно-аналитической поддержки руководства Министерства и Отраслевой комиссии по чрезвычайным ситуациям. Таким образом, система экологического мониторинга СКЦ должна стать эффективным инструментом информационно-аналитической поддержки руководства и предприятий отрасли в решении указанных задач.

Основной целью создания в СКЦ Минатома России системы экологического мониторинга является: обеспечение информационно-аналитической поддержки руководства Минатома России по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности населения как при нормальной эксплуатации предприятий, так и в чрезвычайных ситуациях. При этом должны учитываться оперативные и перспективные задачи отрасли, а также современные тенденции создания эффективных систем экологического менеджмента.

Таким образом, система экологического мониторинга СКЦ Минатома включает:

- отраслевой экологический (по сути локальный) мониторинг;

- сбор, анализ и обобщение данных мониторинга, осуществляемого другими ведомствами в районах размещения объектов отрасли (локальный), систем территориального экологического мониторинга (субъекта федерации) и обобщенных данных федеральных ведомств, уполномоченных в области охраны окружающей среды.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

1. осуществление внутриведомственного мониторинга поступлений загрязняющих веществ в окружающую среду (контроль сбросов, выбросов, других путей поступления), радиационного, химического, теплового загрязнения природной среды в районах расположения предприятий Минатома России;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.