Уполномоченные федеральные органы в области охраны природы
(по состоянию на 10 мая 2001 г.).
Министерство, ведомство
Функции и задачи природоохранной деятельности
Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология)
В сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия:
осуществление государственной политики и государственного контроля
межотраслевая координация
государственная экологическая экспертиза
формирование нормативно-правовой базы и регулирование природопользования
мониторинг источников антропогенного воздействия на ОПС и состояния биоты (кроме лесов)
обеспечение экологической информацией
международные обязательства РФ
заповедные территории.
Министерство природных
ресурсов РФ
(МПР России)
В сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов:
разработка и проведение государственной политики
координация деятельности федеральных органов власти
управление государственным фондом недр, использованием и охраной водного фонда, в т.ч. рыбных запасов; лицензирование пользования недрами
государственный контроль за геологическим изучением, использованием и охраной недр
охрана и восстановление водных объектов, бассейновое регулирование
наблюдение за состоянием недр и мониторинг поверхностных вод суши и морских вод.
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(Росгидромет)
В области мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды:
мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, почв, морской среды
комплексный фоновый мониторинг и космический мониторинг состояния природных объектов
оценка климатических изменений
исследование геофизических процессов в биосфере
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ
(Минсельхозпрод)
В области охраны окружающей среды:
мелиорация земель
охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания (объекты охоты, водные биологические ресурсы в части влияния на рыбные запасы)
обеспечение плодородия земель с/х назначения
безопасное обращение с пестицидами и ядохимикатами
использование, охрана, защита участков лесного фонда, переданных в безвоздмездное пользование
Государственный земельный
комитет РФ
(Госкомзем)
В области контроля за использованием и охраной земель:
осуществление государственной политики и контроля в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды
организация и проведение работ по землеустройству и приватизации земель
ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель
Государственный комитет РФ по рыболовству
(Госкомрыболовство)
В области рационального использования и изучения запасов рыб, других водных животных и растений:
изучение состояния запасов рыб, других водных животных и растений, их распространения и поведения
регулирование использования водных биологических ресурсов (внутренние воды, территориальные морские воды, континентальный шельф и др.);
лицензирование рыболовства и рыбоводства;
охрана водных биоресурсов, повышение рыбопродуктивности водоемов.
Федеральная служба лесного хозяйства РФ
(Рослесхоз)
В области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства:
организация и обеспечение рационального лесопользования
сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, оздровительных и др. полезных природных свойств леса
обеспечение сохранения природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, культурное, научное и рекркационное значение, биологического разнообразия и т.п. на землях лесного фонда.
охрана объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда
Федеральная служба геодезии и картографии РФ
(Роскартография)
государственный надзор и контроль за соблюдением установленных требований при проведении картографических работ, а также за реализацией результатов работ
Федеральная пограничная служба РФ
(ФПС России)
В области охраны водных биологических ресурсов:
государственный контроль за соблюдением законодательства РФ в сфере охраны запасов рыб в территориальном море, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ
В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Однако до сих пор работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.
Предполагалось, что ЕГСЭМ будет обеспечивать:
· координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;
· регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;
· хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;
· деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;
· доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.
Таким образом, в стране ведется достаточно разнообразный комплекс наблюдений, учета, контроля и обобщения данных за состоянием окружающей среды, который, тем не менее, не стал единой системой.
Более того, существующая нормативно-правовая база в области защиты окружающей среды и населения от воздействия вредных факторов не может быть признанной сбалансированной и эффективной.
Целью создания и деятельности СКЦ Минатома России является повышение эффективности управления отраслью и совершенствования Отраслевой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет использования современных методов и средств для информационно-аналитической поддержки руководства Министерства и Отраслевой комиссии по чрезвычайным ситуациям. Таким образом, система экологического мониторинга СКЦ должна стать эффективным инструментом информационно-аналитической поддержки руководства и предприятий отрасли в решении указанных задач.
Основной целью создания в СКЦ Минатома России системы экологического мониторинга является: обеспечение информационно-аналитической поддержки руководства Минатома России по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности населения как при нормальной эксплуатации предприятий, так и в чрезвычайных ситуациях. При этом должны учитываться оперативные и перспективные задачи отрасли, а также современные тенденции создания эффективных систем экологического менеджмента.
Таким образом, система экологического мониторинга СКЦ Минатома включает:
- отраслевой экологический (по сути локальный) мониторинг;
- сбор, анализ и обобщение данных мониторинга, осуществляемого другими ведомствами в районах размещения объектов отрасли (локальный), систем территориального экологического мониторинга (субъекта федерации) и обобщенных данных федеральных ведомств, уполномоченных в области охраны окружающей среды.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. осуществление внутриведомственного мониторинга поступлений загрязняющих веществ в окружающую среду (контроль сбросов, выбросов, других путей поступления), радиационного, химического, теплового загрязнения природной среды в районах расположения предприятий Минатома России;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12