Рефераты. Инженерно-экологическая оценка эксплуатации транспортной развязки кольцевой автодороги возле пос. Горская






По радиационному фактору использование указанной территории возражений не встречает».

 

 

 Расчет загрязнения почвы свинцом

 

Свинец оседает на придорожной полосе при работе двигателей, заправленных этилированным бензином. Считается, что около 20% общего количества свинца разносится с газами в виде аэрозолей, 80% выпадает в виде твердых частиц размером до 25 мкм и водо-растворимых соединений на землю. Опасность таких выбросов заключается в том, что свинец накапливается в почве на глубине пахотного слоя или на глубине фильтрации воды атмосферных осадков. Далее накопление свинца может происходить при передаче его по трофическим цепям, что может представлять угрозу состоянию экосистем, а также здоровью человека при потреблении продуктов питания.

Предельно допустимая концентрация соединений свинца в почве по общесанитарному показателю составляет 32 мг/кг.

В крупнейших городах России, в том числе в Санкт-Петербурге, а также в Ленинградской области, запрещено применение этилированного бензина. В принципе это позволяет не выполнять специальных расчетных оценок. Однако, следует учитывать возможность использования этилированного бензина транзитным транспортом. Как известно, в настоящее время в стране производится не более 40% этилированных бензинов. Учитывая эти обстоятельства, далее для расчетов принимается экспертная оценка, согласно которой на рассматриваемом участке доля автомобилей, использующих этилированный бензин, не превышает величины 10%. Такое предположение подкрепляется и другими обстоятельствами. Так, в последнее время наблюдается устойчивая тенденция дальнейшего снижения производства этилированного бензина. Кроме того, следует отметить, что изменением №5 в ГОСТ 2048-77 исключены производство и продажа этилированного бензина АИ - 93 (содержание свинца 0,37 гл) и введен неэтилированный бензин с допустимым содержанием свинца менее 0,013 г/л. О вполне благополучном состоянии дел свидетельствуют и прямые измерения концентраций свинца в почве, проведенные в районе строительства. Как указано в разделе 2, концентрации свинца в почве не превышают предельно допустимых.

При выполнении настоящей оценки учитывалось, что прогнозный период накопления свинца в почве составляет 20 лет. В то же время, можно полагать, что в перспективе доля использования этилированного бензина на автомобильном транспорте будет неуклонно снижаться, и поэтому полученные оценки будут завышенными, давая погрешность в безопасную сторону.

Расчет выбросов свинца и его соединений проведен по методике, предложенной в [1].

Мощность эмиссии свинца при данной среднесуточной интенсивности движения автомобилей определяется формулой [1]:

Рэ =КпКоmpКт(GiPiNi) (1)

 

где Pэ - измеряется в мг/м в сутки,

Кп = 0,74 - коэффициент пересчета единиц измерения,

mp - коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные

условия, принимается по графику на рис. 4.2.1. «Рекомендаций…» [1] в

зависимости от скорости движения, в нашем случае для расчетной

скорости 60 км/час mp =1,27, для 80 кмч (на КАД) - mp =1,0.

Ко = 0,8 - коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе

выпуска отработавших газов,

КТ = 0,8 - коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в

виде твердых частиц в общем объеме выбросов,

Gi - средний эксплуатационный расход топлива для соответствующей

марки автомобиля,

Ni - среднесуточная интенсивность движения автомобилей

соответствующей марки,

Pi - содержание добавки свинца в топливе, применяемом на автомобиле

рассматриваемого типа.

В этилированном бензине марки А-76 расчетное содержание свинца принимается в количестве 0,17 г на кг топлива и для А-93 в количестве 0,37 г на кг топлива в соответствии с «Рекомендациями…» [1].

Уровень загрязнения свинцом поверхностного слоя почвы на различных расстояниях от проезжей части определяется по формуле:

Рс = Рп/(h), (2)

где Рс - уровень загрязнения почвы свинцом, мг/кг,

h - толщина почвенного слоя (в метрах), в котором располагаются

выбросы свинца, для пахотных земель принимается 0,2 м,

- плотность почвы,

Рп - отложение свинца на поверхности земли (мг/м3), определяемое по формуле:

Рп = 0,4К1UvTpPэ, (3)

где К1 - коэффициент, учитывающий расстояние от проезжей части и

принимаемый по таблице 4.2.1. «Рекомендаций…» [1],

Uv - коэффициент, зависящий от силы и направления ветров, принимается

равным отношению площади розы ветров со стороны дороги,

противоположной рассматриваемой зоне к общей площади,

Tp - расчетный срок эксплуатации дороги в сутках, принимается равным

7300 суток, что соответствует 20-летнему прогнозному сроку,

- мощность эмиссии свинца.

Расчет загрязнения почвы свинцом по рассмотренному алгоритму реализован с помощью программы Microsoft Exel, учитывая состав транспортного потока, рост его интенсивности на прогнозный 20-летний период и преимущественное направление ветров, причем плотность почвенного покрова принята равной 1,6 т/м3, а его толщина - 0,1 м..

Для проведения расчетов транспортная развязка была разделена на участки
(рис. 3), причем коэффициенты Uv вычисляются для каждого участка отдельно. Соответственно этому разбиению в таблице 3 приведены результаты вычислений. Граница санитарно-защитной зоны (СЗЗ) определяется из условия не превышения ПДК. Границы СЗЗ для интенсивностей 20-летней перспективы показаны на рис. 3.

Таблица 3

*- слева и справа от трассы принимается условно

по ходу от меньшего номера границы участка к большему.

 

Как видно из приведенных результатов, максимальные размеры СЗЗ наблюдаются к северу от КАД - 18 м., однако, санитарно-защитная зона по содержанию свинца не захватывает площади, занятые под жилую застройку и огороды.

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Загрязнение растительного слоя земли соединениями свинца.

2.2. Загрязнение атмосферного воздуха

 

Оценка загрязнения атмосферного воздуха в районе проектируемой транспортной развязки для КАД в п. Горская выполнена в соответствии с требованиями ОНД-86 [4] с использованием программы УПРЗА "Эколог" (версия 2.2).

При загрязнении воздушной среды следует исходить из сложившейся ситуации, учитывая фоновые уровни загрязнения, существующие локальные источники загрязнения и перспективы их изменения на прогнозный период. На основе этих данных возможно проведение осмысленных оценок, позволяющих определить вклад нового объекта (в данном случае - транспортной развязки КАД) в загрязнение атмосферы, определение порядка выполнения необходимых природоохранных мероприятий. В связи с этим далее последовательно рассмотрены вопросы, связанные с фоновыми концентрациями загрязняющих веществ, с оценкой воздействия движения по Приморскому шоссе, и далее с общим воздействием при эксплуатации развязки КАД, исходя из рассмотренных условий на 20-летний прогнозный период.

 

Фоновые уровни загрязнения атмосферы

 

В настоящее время качество воздушной среды в рассматриваемом районе удовлетворительное. Это подтверждают данные по фоновым уровням загрязнения, предоставленные ГУП "ГОСМЕТ" (письмо № 09-30335ф от 22.06.99) и указанные в таблице 4. Поселок хорошо проветривается со стороны Финского залива. Однако можно отметить относительно повышенную запыленность воздуха, что обусловлено воздействием города и незавершенностью работ по строительству комплекса защитных сооружений от наводнений. Последняя причина будет устранена по окончании строительства этих сооружений.

Таблица 4

Фоновые уровни загрязнения атмосферы

 

Основным источником, определяющим современный уровень загрязнения воздуха другими компонентами, является трансграничный перенос вредных примесей, воздействие со стороны Санкт-Петербурга, а на локальном уровне - движение автомобильного транспорта по Приморскому шоссе. Последний источник является определяющим в части загрязнения воздуха поселка диоксидом азота, поскольку другие местные источники этого вещества в летний период отсутствуют, хотя в зимний период дополнительным источником диоксида азота служит печное отопление, осуществляемое в жилых постройках поселка.

Воздействие автомобильного транспорта, движущегося по Приморскому шоссе, сглаживается наличием достаточного количества зеленых насаждений (в том числе на разделительной полосе), а также приподнятым над шоссе положением основного жилого массива п. Горская. Целесообразно характер этого воздействия рассмотреть отдельно.

 

Расчет загрязнения атмосферы со стороны существующего транспортного потока на Приморском шоссе

 

Приморское шоссе пересекает поселок с севера на юг, проходя главным образом за пределами жилой застройки, которая располагается за линией железной дороги на небольшом возвышении. Шоссе имеет четыре полосы движения и разделительную полосу 12 м с двухрядной посадкой деревьев.

Как показали натурные наблюдения (20.04.99 и 24.05.99), интенсивность движения по шоссе, на сегодняшний день, составляет в среднем 1020 а/м в час, из них 70% легковых и 30% грузовых машин, в основном малотоннажных.

Расчет загрязнения воздуха производился для этой характерной интенсивности потока с целью выявить вклад Приморского шоссе в общую картину загрязнений. Для построения модели выполнена аппроксимация трассы вытянутыми прямоугольными площадными источниками, продольные оси симметрии которых совпадают с серединой проезжей части соответствующих направлений. Ширина площадных источников равна ширине проезжей части Приморского шоссе для соответствующего направления движения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.