Рефераты. Экология Республики Татарстан






Отходы химической и нефтехимической промышленности (отработанные катализаторы, шламы очистных сооружений, пиролизные смолы) применяются в качестве добавок в бетоны и асфальтобетоны. Утилизация изношенных шин позволяет вернуть в материальное производство резину, текстильные материалы и металл. На основе побочного продукта - полиэтилена высокого давления низкой плотности - производятся антикоррозионные и гидроизоляционные материалы для нанесения на внутренние и внешние поверхности стальных труб.

Находят применение в производстве древесностружечных и древесноволокнистых плит отходы древесины. В качестве заменителя древесного сырья используются также полимерные материалы.

Тем не менее, в республике ежегодно не используется 80% отходов резины, более четвертой части - пластмасс, пятая часть различных видов кожи, около миллиона тонн разнообразных отходов органического синтеза. Утилизируется лишь 15% отходов тепловых электростанций. На 50% перерабатываются вторичные текстильные материалы, на 20% - искусственные и синтетические волокна. Не разработаны технологии утилизации отходов бурения нефтяных скважин и нефтесодержащих осадков. По подсчетам специалистов, у населения находится более 50% всей образующейся макулатуры и 70% вторичных текстильных материалов. Однако эти ресурсы в республике используются пока крайне недостаточно. Устанавливаемые планы по сбору вторичного сырья от населения систематически не выполняются.

К числу проблем использования вторичных ресурсов в первую очередь относятся:

- убыточность заготовки вторичного сырья от населения из-за постоянно растущих ценна энергоносители и содержание охраны;

- убыточность завоза вторичного сырья от мелких источников, связанная с большими транспортными расходами;

- высокие отчисления в бюджет, экологическим и другим службам, что обусловливает недостаток средств на собственно заготовку и обработку сырья.

Перспективной является разработка ещё почти нетронутых запасов минерального сырья месторождений Татарстана , сосредоточенного в сточных, попутных и пластовых водах. В настоящее время попутно с нефтью добывается большое количество пластовой воды - около 60 млн. тонн в год. Пропадает дешевое сырье для химической промышленности, тем более, что здесь уже решены такие крупные вопросы, как добыча самого сырья и ее сброс. По мнению специалистов, эти оды рекомендуется использовать в качестве минерального сырья на первом этапе. На втором этап рекомендуется использовать подземные промышленные воды территориального девона, статистические запасы которого практически неисчерпаемы. Более того, комплексная переработка пластовых вод даст ряд дешевых химических продуктов, и прежде всего таких как пищевая поваренная соль, технический хлористый натрий, техническая соляная кислота, каустическая сода и другие ценные минеральные соединения, необходимые при добыче нефти, что может снизить ее себестоимость.

В современных условиях эффективным рычагом в государственном управлении утилизацией, повторным использовании отходов и использовании вторичных ресурсов является внедрение экономических методов в практику пользования природно-сырьевыми ресурсами, предусматривающих в качестве стимула систему платежей и налогов, и иную государственную поддержку.

Основные направления рационализации природопользования и охраны окружающей среды

Обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека, сохранение генофонда, рациональное использование природно-сырьевых ресурсов - неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития РТ. С этой целью и осуществляется экологическая политика, направленная на сохранение окружающей среды, безопасной для жизненно важных интересов личности, общества и государства. Стратегической задачей республики по обеспечению экологически безопасного, сбалансированного развития является гармонизация общественного производства с природной средой путем достижения соблюдения в хозяйственной деятельности не только экономических, но и экологических интересов, решения проблем стабилизации экологической ситуации в республике, поэтапного оздоровления ее территории, перехода ее на модель устойчивого развития.

Основные принципы экологической политики предусматривают:

- учет экономических условий развития как РТ, так и соседних регионов и РФ в целом, взаимосвязанность их экологических программ;

- мониторинг ресурсов и окружающей среды;

- научное обоснование решения экологических вопросов, экологическая экспертиза всех проектов экономики, связанных с природопользованием;

- комплексность и взаимосвязанность проводимых мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды;

- конкретность и адресность экологической политики, жесткая привязка к конкретной территории, имеющей свои особенности в функционировании ПТК, с учетом специфики территорий и традиционного уклада жизни проживающего на ней населения;

- оптимальное сочетание экологических и экономических интересов, четкое соотношение потребности производства с возможностями окружающей среды;

- совершенствование системы отбора экологических программ, проектов и отдельных мероприятий для целевого финансирования из средств бюджета и внебюджетных фондов, исходя из принципов природоохранной необходимости, экономической эффективности, рационального использования выделенных средств и необходимости привлечения ресурсов предприятий и территорий.

Реализация экологической политики основывается на следующих положениях.

1. обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях многообразных форм собственности и складывающегося на их основе рыночного механизма должно базироваться на:

- приоритете обеспечения экологической безопасности при любых видах деятельности по природопользованию и охране окружающей среды;

- совершенствовании управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- совершенствовании природоохранного законодательства, экономического механизма регулирования природопользования и деятельности по охране окружающей среды;

- экологически обоснованном и оптимальном с географической точки зрения размещении производительных сил;

- экологически безопасном развитии промышленности, энергетики, транспорта, сельского и коммунального хозяйства;

- неистощительном использовании возобновимых и рациональном использовании невозобновимых природных ресурсов;

- повышении степени освоенности природно-ресурсного потенциала, развитии существующих и формировании новых топливно-энергетических и минерально-сырьевых баз;

- преодолении сырьевой ориентации экономики республики, опережающем развитии наукоемких и конечных производств;

- обеспечении сохранности окружающей среды, улучшении экологической ситуации в районах концентрации промышленного производства;

- внедрении малоотходных, ресурсосберегающих технологий, ограничении развития материало-, энерго-, топливо-, водоемких отраслей и производств;

- развитии предпринимательской деятельности и рыночных отношений, увеличении спроса на экологически чистую продукцию, технику, технологии и услуги;

- учете экологического фактора, а также факторов обеспечения безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных производств и объектов повышенной опасности при приватизации государственных и муниципальных предприятий, в том числе посредством решения вопроса разделения ответственности между государством и новыми собственниками за последствия деятельности приватизированных предприятий;

- закреплении координирующих функций за деятельностью предприятий в деле природопользования т охраны окружающей среды за территориальными органами управления с наделением их соответствующими экономическими и юридическими полномочиями;

- снижении суммарного загрязнения и расширенном использовании вторичных ресурсов, повторном использовании, утилизации, обезвреживании и захоронении отходов производства и потребления;

- использовании международного опыта и мощного научно-технического потенциала республики для кардинальной реорганизации структуры производства, внедрения передовых наукоемких экологически безопасных технологий, технического перевооружения и реконструкции предприятий.

2. Охрана среды обитания человека складывается из:

- создание здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

- развития системы ПТК реакционного и курортно-оздоровительного назначения;

- обеспечение населения качественной питьевой водой;

- улучшения качества продуктов питания;

- строгого ограничения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и предотвращения загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

- обеспечение радиационной безопасности населения;

- предупреждение и уменьшения опасного воздействия природных катаклизмов, техногенных аварий и катастроф;

- сотрудничества с общественными экологическими организациями;

- экологического образования и просвещения, воспитания, подготовки кадров, информационного обслуживания;

- организации действенной системы государственного экологического регулирования и контроля за состоянием окружающей среды по уровням управленческих структур.

3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем и ПТК в экологически неблагополучных регионов РТ включает в себя:

- выделение из сложной ситуации крупнейших урбоэкосистем (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск и др.) и ряда промышленных центров;

- преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий;

- решение экологических проблем в регионах нефтедобычи РТ;

- активное участие в осуществлении федеральных целевых программ «Экологическая безопасность России», «Возрождение Волги», «Оздоровление экологической обстановки и повышение ресурсного и хозяйственного потенциала Волжского бассейна» и других;

- 4. Участие РТ в решении межрегиональных, межгосударственных и глобальных экологических проблем складывается в виде:

- сохранение биологического разнообразия;

- развития и совершенствования системы ООПТ;

- охраны лесов и лесовосстановления;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.