Рефераты. Экология Республики Татарстан






Продолжая анализ федеральных материалов и, прежде всего, данных Минприроды РФ, Росгидромета, Роскомзема, Минсельхозпрода РФ, геологических организаций Роскомнедра можно сделать вывод, что в настоящее время вопросы загрязнения атмосферного воздуха городов, загрязнение и истощение подземных вод, деградация земель и повышение плодородия сельхозугодий не относятся к числу первоочередных в РФ. Тем не менее это не совсем так. Здесь также требуется проведение комплекса мероприятий за счет средств предприятий - природопользователей, республиканского и местного бюджетов, республиканского и территориальных экологических фондов, других источников.

В республике ведется целенаправленная работа по реализации и осуществлению основных положений Конституции РТ, принятой в 1992 году, Договора РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ» от 15.02.1994 года и межправительственного соглашения РФ и РТ о взаимодействии в области охраны окружающей среды (1993г.).

Особо охраняемые природные территории и объекты (ООПТ)

Для поддержания экологического равновесия, сохранения и изучения природного разнообразия в РТ действует система ООПТ. К ним относятся Волжско-Камский государственный заповедник (ВКГЗ), Государственный природный государственный национальный парк (ГПНП) «Нижняя Кама», памятники природы, заказники. Площадь их в настоящее время составляет 1,03% территории республики при научно обоснованной норме до 3% для заповедного фонда (Указ Президента РФ №1155 от 02.10.1992г.).

ООПТ Татарстана в основном расположены на севере и северо-западе РТ (зона смешанных лесов), хорошо освоенной в промышленном и сельскохозяйственном отношении местности. Несколько меньшее число объектов с режимом особой охраны объявлено в центральной, южной и юго-западной частях республики (лесостепная зона), заселенность которых не столь высокая, как на севере.

Волжско-Камский государственный заповедник имеет площадь более 8 тыс. га. Его территория расположена в долинах Волги и Камы и характеризуется большим биологическим разнообразием. Выделено семь групп лесных формаций, охватывающих все основные зональные таксоны широколиственных, смешанных и таежных лесов. На территории Раифского участка, благодаря особенностям рельефа, их размещение имитирует географическую поясность всех лесных зон Европейской России. Уникальными для региона являются хвойные насаждения 250-летнего возраста - бывшие монастырские леса, в которых не проводилось рубок главного пользования.

Отдельную ценность представляет дедросад заповедника, основанный в 1912 году, коллекция которого насчитывает около 500 видов пород и сортов древесно-кустарниковых растений из Европы, Азии и Америки.

Современная экологическая ситуация на территории ВКЗГ может быть определена как неудовлетворительная, что связано с антропогенными воздействиями локального и регионального характера. Здесь произрастает более 790 видов растений, обитает более 70 видов позвоночных животных. На его территории расположены уникальные озера - Раифское, Линево, Илантово и другие.

На территории ГПНП расположены культурно-историчекие и археологические памятники, палеонтологические участки.

Ранее на территории республики действовали лишь охотничьи заказники, имеющие воспроизводственное значение для охотофауны. Ныне все более утверждается концепция комплексного характера целей и задач заказного режима этих территорий. Кроме охотничьих, появились ботанические, комплексно-ландшафтные заказники.

К государственным заказникам приравниваются и припасечные зоны, где запрещено применение удобрений и ядохимикатов. Относительно охраняемыми территориями можно считать охотничьи заказники, охраняющие только промысловых животных, которые нельзя приравнять к другим формам ООПТ.

Наряду с расширением существующих ООПТ в республике необходимо больше внимания уделять организации иных территориальных форм охраны природы, в том числе природных заказников с изъятием земельных участков у прежних пользователей и владельцев, особо охраняемых береговых линий, речных и озерных систем, природных ландшафтов. Нуждаются в поддержке местные инициативы по созданию микрозаповедников редких локальных популяций насекомых-опылителей, энтомофагов, лекарственных растений и др.

В целях обеспечения экологической безопасности, сохранения и развития сети ООПТ как общенационального природного наследия РТ Кабинет Министров постановлением от 18.01.96г. №22 установил, что сохранение сети ООПТ является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики РТ и поручил Минприроды РТ совместно с АНТ подготовить Государственный реестр ООПТ РТ. Образование в республике действующей системы ООПТ обеспечит быструю. Эффективную организацию мониторинговых исследований на «заповедных участках» и выдачу рекомендаций по их оптимизации.

Отходы производства и потребления

Проблема переработки и утилизации отходов в РТ является одной из наиболее приоритетных. По предварительным оценкам, на ее территории ежегодно образуется свыше 3 млн. тонн твердых отходов производства, содержащих токсичные вещества, в том числе 118 тыс. тонн 1-2 класса токсичности, 410 тыс. тонн - твердые отходы, улавливаемые газоочистными установками, 15 тыс. тонн - отходы гальваношламов, 280 тыс. тонн - вторичное сырье (макулатура, полимерные материалы, изношенные шины, стеклобой, отработанные нефтепродукты, отходы древесины, металлов).

Отходы, не подлежащие использованию, направляются на хранение и захоронение, что увеличивает опасность загрязнения окружающей среды и отрицательно сказывается на здоровье населения. Это свидетельствует о том, что решение вопросов обращения с отходами не отвечает требованиям с позиции экологической безопасности. Одной из наиболее важных первоочередных задач следует считать совершенствование природоохранного законодательства РТ, касающегося обращения с отходами, скорейшее принятие законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в области экологически безопасного обращения с отходами.

Наиболее крупномасштабными являются отходы энергетики и машиностроения (шлам, шлак, горелая земля), химических, нефтехимических производств и нефтедобычи, гальванопроизводств, деревообработки, твердые бытовые отходы.

Бурение скважин и эксплуатация нефтепромысловых сооружений сопровождается интенсивным загрязнением атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод. Только при бурении скважин ежегодно формируется более 500 тыс. м3 отходов и около 1200 м3 при их эксплуатации. На нефтепромысловых объектах подготовки нефти при товарных парках и борных пунктах ежегодно накапливается более 4400 м3 нефтесодержащих осадков.

Низкий уровень применяемых технологий, отсутствие финансовых средств позволяет перерабатывать и использовать лишь несколько десятков наименований отходов. В повторный оборот вовлекается лишь 3,7%, обезвреживается (уничтожается) 1,7% отходов, основная же масса токсичных отходов поступает на склады предприятий, к уже находящимся там запасам отходам.

Широко распространенным источником загрязнения окружающей среды ртутью являются отработанные люминесцентные лампы. Ежегодно по республике их образуется свыше 2,5 миллиона штук, 800 тысяч из которых утилизируется на действующей в г. Набережные Челны демеркуризационной установке АО «КамАЗ». В результате здесь выделяют до 230 кг ртути в год. Выделенная ртуть в виде ступпы за пределы республики. Однако в результате демеркуризации источников света образуется около 350 тонн отходов, которые вывозятся на общегородскую свалку, увеличивая тем самым нагрузку на окружающую среду.

В РТ разработан проект концепции государственной программы «Отходы», определяющей конкретные цели, этапы, методы и средства для решения проблем утилизации и обезвреживания отходов. Подготовлены проекты законов «об токсичных отходах производства и потребления РТ», целью которого является создание правовых и организационных основ улучшения здоровья людей, окружающей природной среды, обращения с токсичными отходами производства и потребления.

В целях решения проблемы захоронения, утилизации и переработки отходов в РТ необходимо:

- провести инвентаризацию и нормирование отходов, мест их размещения и обезвреживания, включая мониторинг окружающей среды в районах размещения отходов;

- обеспечить обязательное проведение экологических экспертиз при принятии решений по размещению отходов;

- усовершенствовать систему платежей за загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления.

Концепция экологически безопасного управления отходами отвечает современным требованиям экологической безопасности по охране окружающей среды и здоровья человека. Ее реализация позволит сократить объем образования отходов и размещения их в окружающей среде, а также вовлечь отходы в хозяйственный оборот путем их переработки в целях получения различных видов продукции, что будет способствовать рациональному природопользованию, снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду и улучшению качества окружающей среды.

Современная экологическая обстановка

Конституция РТ гарантирует права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом. Осуществляя концепцию устойчивого развития, а также решения текущих социально-экономических задач в теснейшей связи с осуществлением мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов, в РТ тем самым решается государственная стратегия охраны окружающей среды. Эта стратегия предусматривает в качестве главных задач:

- обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях многообразных форм собственности и складывающегося на их основе рыночного механизма;

- охрану среды обитания человека;

- оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах;

- участие РТ в решении межрегиональных, федеральных межгосударственных и глобальных экологических проблем.

С целью стабилизации и улучшения экологической обстановки в республике представляется необходимым в первую очередь осуществление мер, направленных на:

- совершенствование системы нормативно-правовой и экономической основы экологизации производства, развитие экологического образования работников управления, производства и контроля, а также широких слоев населения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.