Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей информационных технологий
Реферат
Молодежь и курение
Выполнил: ученик 11 А класса
Новиков А.В.
Руководитель: Колесник Е.В.
г. Хабаровск
2004
Содержание
1. Введение……………………………………………………………….3
2. Взгляд со стороны (анкетирование учащихся ЛИТа) .……….…….4
3. Курение - вред очевиден. …………………………………….…….…8
4. Курение в детском и подростковом возрасте (статистика) ………..10
5. Сигарета и потомство ………………………………………………...14
6. Пассивное курение ……………………………………………………15
7. Социально-экономические последствия курения…………………...20
8. Заключение ………………………………………………….…………26
9. Список литературы…………………………………………………….27
10. Приложения……………………………………………………………28
1. Введение
В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением. Особенно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и несовершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение её связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой должно бороться не только обществу, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред курения и стараться бороться с ним.
Всё больше и больше моих друзей, знакомых затягивает эта привычка. Многие уже не мыслят своей жизни без сигареты. Мне стало интересно, каково распространение курения среди молодежи именно в лицее и вообще в России и других странах мира. Также меня заинтересовало влияние курения не только на здоровье молодого курящего человека, но и на здоровье его будущих детей. Помимо этого курение вредит и экономике страны, что тоже стало объектом исследования.
Целью работы стал поиск информации, которая покажет реальную степень зависимости современной молодежи от курения, а также влияние курения на разные стороны жизни общества.
Проблема подросткового курения становится год от года все острее. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Смертельная доза никотина для взрослого - пачка, выкуренная сразу. Для подростка – пол пачки(!). Говорят, что "Капля никотина убивает лошадь." Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить 3-х лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма.
В первую очередь страдают органы дыхания. 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких, 75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением. Табачный дым содержит более 4000 химических соединений, более сорока, из которых, вызывают рак, а также несколько сотен ядов, включая никотин, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, окись углерода, синильную кислоту и т.д. В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут. Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения за год! 2. Взгляд со стороны (анкетирование учащихся ЛИТа)
Курение и молодежь - очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. В то время как в Европе и в Америке все больше и больше распространяется приверженность здоровому образу жизни, у нас заметна совершенно противоположная тенденция. И это положение нельзя изменить, не зная причин явления и не имея данных о его характере и распространенности. Задача данного исследования - представить по возможности полную и достоверную характеристику этой проблемы в нашем лицее.
При формулировке вопросов задачей является раскрытие следующих понятий, составляющих сущность проблемы
1. Распространенность и масштабы явления ( пробовал ли курить респондент и курит ли он в настоящее время; если да - то регулярно или от случая к случаю, сколько выкуривает в день, чувствует ли физическое недомогание без сигареты).
2. Когда и как начинают курить (в каком возрасте впервые попробовал сигарету, почему решил попробовать).
3. Влияние социально-экономической неустроенности на курение (доход семьи респондента).
4. Влияние группы и референтной группы (сколько примерно человек курят из класса респондента или среди его коллег, курят ли его друзья, курят ли наиболее авторитетные для него люди, курят ли люди, с которыми ему больше всего хотелось бы общаться, курят ли его родители, бросил бы он курить, если бы на новом месте учебы или работы к его привычке бы плохо относились).
5. Влияние факторов социокультурного уровня (увлечение респондента его отношение к работе или учебе, предпочтение респондентом денег, знаний или высокого положения в обществе).
6. Влияние маркетинговых усилий табачных компаний на распространенность курения (доверие респондента к рекламе табака, бросил бы он курить или стал бы курить меньше в случае резкого повышения цен на сигареты, возникновении трудностей с покупкой сигарет, ухудшения качества табака или исчезновения из продажи его любимых марок сигарет).
7. Отношение некурящих к курению (раздражает ли респондента табачный дым, как бы он отнесся к введению ограничений на курение в общественных местах и на дискриминацию курящих в оплате труда).
8. Желание расстаться с привычкой (пытался ли респондент когда-нибудь бросить курить, собирается ли он бросать в ближайшем будущем, собирается ли бросить когда-нибудь, чем было вызвано это желание, будет ли он бросать при ухудшении здоровья).
Ответы на вопросы, сформулированные на основе этих понятий, помогут, во- первых, дать структурную картину распространенности курения среди молодежи, позволят выявить значение тех или иных факторов в формировании привычки к курению. Кроме того, можно будет подтвердить или опровергнуть следующие гипотезы: а) Основными причинами курения среди подростков и молодежи являются не экономическая ситуация, не отсутствие стабильности в обществе, а прежде всего- влияние группы (и особенно- референтной группы). Поскольку на принадлежность к той или иной группе и выбор референтной группы влияют образование, род занятий, ценности, то и они окажут свое воздействие, хотя корреляция и не будет очень сильной. При прочих равных условиях зависимости между курением и доходами не будет. б) Существует определенная доля курильщиков (в задачу исследования входит выявление ее величины), для которых курение не является физиологической необходимостью, и именно эта часть, скорее всего, сократится при проведении мер контрмаркетинга. в) Влияние группы и советы близких друзей могут быть решающими в стремлении бросить курить, в то время как другие стимулы (в том числе и забота о здоровье) не будут столь эффективны.
В связи с тем, что основной целью опроса является анализ, то большая часть вопросов будет направлена именно на интересующий нас сегмент- молодых курильщиков, имея целью выявить различия в их установках и поведении. Но вместе с тем для описания некоторых особенностей этого явления и исследования структуры общества по признаку отношения к курению нам будет необходима и репрезентативная выборка среди всей молодежи. В ходе исследования были опрошены ученики 10- 11 классов от 15 до 17 лет. Двойственная (описательно-аналитическая) задача исследования определила и специфику нашей выборки: с одной стороны, она представляет всю молодежь, но с другой - интересующий нас сегмент репрезентативной выборки отвечает на дополнительные вопросы.
Информация всегда собирается для достижения какой-либо цели, и главный этап в достижении цели исследования - интерпретация полученных данных. Я проводил обработку по следующим направлениям:
1. Измерение числа курящих, доли "социальных курильщиков" по отношению к общему числу курящих.
2. Нахождение среднего возраста начала курения
3. Выявление связи между курением респондента и курением в его окружении, факторами неустроенности, социокультурными факторами, а после нахождения этих связей можно будет сделать вывод о наиболее существенных причинах курения.
Конечно, нельзя надеяться, что одно только исследование способно решить проблему, и мы вовсе не ставили перед собой задачи совершить чудо. Но без всестороннего анализа любые попытки победить курение будут борьбой с невидимым противником. А знание неприятеля - это непременное условие победы.
Анкета: 1. Вы курите? регулярно или от случая к случаю? (подчеркнуть) сколько выкуриваете вдень? чувствуете физическое недомогание после сигареты?
когда начал курить? почему решил попробовать?
а) интерес,
б) предложение друга, в) желание выделиться г) др. 2. Экономическое положение семьи:
а) выше среднего б) среднее в) удовлетворительное. одноклассники курят? друзья курят? курят ли люди, с которыми больше всего хотелось бы общаться?
3 .4. курят ли родители? 3.5. бросил бы курить, если бы бросили друзья? Ваши увлечения:-. - предпочтете: деньги, знания, высокое положение в обществе
влияет ли реклама на выбор сигарет? бросил бы курить, в случае: а) резкого повышения цен на сигареты? б)возникновения трудностей с покупкой сигарет? в) ухудшения качества табака? г) исчезновения из продажи любимой марки сигарет? раздражает табачный дым? как вы отнесетесь к введению:
а)ограничения курения в общественных местах?
б)дискриминации курящих в оплате труда?
пытался бросить курить? - сколько раз? собираешься бросить в ближайшем будущем? бросишь при резком ухудшении здоровья?
8.1.Пол(М/Ж) 8.2. Класс
Результаты исследования:
| 1. Вы курите? |Да (16%) Нет (84%) | |а) регулярно |а) (73 %) | |б) от случая к случаю? |б) (27 %) | |1.2 Сколько сигарет (шт.) выкуриваете в день? |1-5 – 50 % | | |5-10 – 43 % | | |10 – и более – 7 % | |1.3 Чувствуете физическое недомогание после |Нет – 98% | |сигареты? |Да – 2% | |1.4. Когда начал курить? |13 – 10 % | | |14 – 25 % | | |15 – 34 % | | |16-17 – 31 % | |1.5. Почему решил попробовать? |а) 34 % | |а) интерес, |б) 55 % | |б) влияние компании, |в) 11 % | |в) желание выделиться | | |2. Экономическое положение семьи: |а) 15 % | |а) выше среднего |б) 80 % | |б) среднее |в) 5 % | |в) удовлетворительное. | | |3.1. Одноклассники курят? | Да - 75 % Нет 35 % | |3.2. Друзья курят? |Да – 84 % Нет -16 % | |3.3. Курят ли люди, с которыми больше всего |Да – 63 % Нет – 37 % | |хотелось бы общаться? | | |3 .4. Курят ли родители? |Да – 87 % Нет 13 % | |3.5. Бросил бы курить, если бы бросили друзья? |Да – 78 % Нет 23 % | |4. Предпочтете: |а) 29 % | |а) деньги |б) 26 % | |б) знания |в) 45 % | |в) высокое положение в обществе | | |5.1. Влияет ли реклама на выбор сигарет? |Да – 80 % Нет – 20 % | |5.2. Бросил бы курить, в случае: |а) да – 36 % нет – 64 %| |а) резкого повышения цен на сигареты? | | |б )возникновения трудностей с покупкой сигарет? |б) да – 40 % нет -60 % | |в) ухудшения качества табака? |в) да – 53 % нет – 47 %| |г) исчезновения из продажи любимой марки сигарет? | | | | | | |г) да – 61 % нет – 49 %| |6.1. Раздражает табачный дым? |Да - 70% нет 30% | |6.2. Как вы отнесетесь к введению: |а) полож. 73- % | |а)ограничения курения в общественных местах? |отриц.- 27 % | |б)дискриминации курящих в оплате труда? |б) положит. 12% | | |отриц 88 % | |7.1. Пытался бросить курить? |Да- 76 % Нет – 24 % | |7.2. Собираешься бросить в ближайшем будущем? |Да – 64 % Нет – 36% | |7.3. Бросишь при резком ухудшении здоровья? |Да – 84 % Нет – 16 % | | 8.1. Пол (М/Ж) |М – 60 чел. Ж –30 чел. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5