Рефераты. Значение, задачи, источники информации для анализа производства и реализации продукции






3.      внутригрупповой.

     При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

Ø          определение текущих и перспективных потребностей покупателей:

Ø        оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к  выпуску продукции;

Ø        изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

Ø       оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

     Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:

Ø      Внутренние причины:

-         недостатки в организации производства;

-         плохое техническое состояние оборудования;

-         простои;

-         аварии;

-         недостаток средств;

-         недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Ø      Внешние причины:

-         конъюнктура рынка;

-         изменение спроса на отдельные виды продукции;

-         состояние материально-технического обеспечения;

-         несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.

     Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

     Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

     Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все  экономические показатели:

Ø      объем выпуска в стоимостной оценке;

Ø      материалоемкость;

Ø      себестоимость товарной продукции;

Ø      прибыль;

Ø      рентабельность.

     Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении  удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

     Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПпл = V пл * УД пл * Ц пл

ВП усл1 = V ф * УД пл * Ц пл

ВП усл2 = V ф * УД ф * Ц пл

ВП ф = V ф * УД ф * Ц ф

D ВП D V = ВП усл1 – ВП пл

D ВП D УД = ВП усл2 – ВП усл1

D ВП D Ц = ВП ф – ВП усл2

D ВП = D ВП DV + D ВП DУД  + DВП DЦ = ВП ф – ВП пл

     Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:

ВП = V * УД * Ц

D ВП DV = D V * УД * Ц пл

D ВП DУД  = Vф * D УД * Ц пл

D ВП DЦ = V ф  * УДф * DЦ

D ВП DV + D ВП DУД + D ВП DЦ = D ВП,

где D ВП – изменение валовой продукции,

      D V – изменение объема производства,

      DЦ – изменение цены на продукцию.

     Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная  цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении.

     Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.

     Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.


1.4. Методика анализа качества произведенной продукции.

     Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий  уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

     Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

     Обобщающие показатели  характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

Ø      удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

Ø      удельный вес продукции высшей категории качества;

Ø      средневзвешенный балл продукции;

Ø      средний коэффициент сортности;

Ø      удельный вес аттестованной и неатестованной продукции;

Ø      удельный вес сертифицированной продукции;

Ø      удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

Ø      удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели -  качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

Ø      полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

Ø      надежность (долговечность, безотказность в работе);

Ø      технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

Ø      эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

     Одна из задач анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

     По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

     Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.

     Еще одной задачей анализа является определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВ) и прибыль (DП):

DТП = (Ц1 – Ц0) * К1,

DВ = (Ц1 – Ц0) * VРП,

DП = [(Ц1 – Ц0) * VРП1] – [(С1 – С0) * VРП1],

где  Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

       С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после

                         изменения качества;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.