|
Факт |
Факт |
ВРф - ПСф |
19296 |
Изменение суммы прибыли за счет:
· объема реализации продукции
DПvрп = Пусл1 – Ппл = 17742 – 17900 = –158 млн. руб.;
· структуры товарной продукции
DПстр = Пусл2 – Пусл1 = 18278 – 17742 = +536 млн. руб.;
· средних цен реализации
DПцен = ПуслЗ – Пусл2 = 21613 – 18278 = +3335 млн. руб.;
· себестоимости реализованной продукции
DПс = Пф-Пусл3 = 19296 – 21613 = –2317 млн. руб.
Итого +1396 млн руб.
Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции также способствовало увеличению суммы прибыли на 536 млн. руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн. руб., и за счет сокращения объема продаж — на 158 млн. руб.
Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 3) можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:
(УДфi – УДплi) * П1пл
DПудi = S{_________________________________} * VРПобщ.ф
100
где П1пл, — сумма прибыли на единицу продукции;
VРПобщ.ф — фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении;
УДi — удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %.
Таблица 3. Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации
Вид продукции
Объем
реализации в условно-натуральном измерении,
туб
Структура товарной продукции, %
Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб.
Изменение
прибыли в среднем на 1 туб, тыс. руб.
план
факт
план
факт
+,–
A
B
C
D
57000 56000 27000 19000
48500 53000 30500 25600
35,85 35,22 16,98 11,95
30,77 33,63 19,35 16,25
–5,08
–1,59 +2,37 +4,30
100
100
130
162,6
–5,08
–1,59
+3,08
+6,99
Всего
159000
157600
100,00
100,00
—
112,58
+3,40
В связи с увеличением удельного веса изделия С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, средняя величина последней повысилась на 3,4 тыс. руб., а сумма прибыли - на 536 млн. руб. (3,4 тыс. руб.* 157500 туб), что соответствует предыдущим расчетам.
Анализ уровня среднереализационных цен
Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:
(Цн – Цп) * VРПн
DЦкач = __________________________
VРПобщ
где Цн и Цп — соответственно цена изделия нового и прежнего качества;
VРПн — объем реализации продукции нового качества;
VРПобщ — общий объем реализованной продукции 1-го вида за отчетный период.
Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить двумя способами.
В основу первого положен принцип цепных подстановок: сравнивается сумма выручки за общий объем фактически реализованной продукции при ее фактическом и плановом сортовом составе (табл. 4). Если полученную разность разделить на общее количество фактически реализованной продукции, узнаем, как изменилась средняя цена за счет ее качества.
Этот расчет можно представить в виде формулы
ВРусл1 = S(VРПобщ.ф * Удфi) * Цiпл
Врусл2 = S(VРПобщ.ф * Удплi) * Цiпл
ВРусл1 – ВРусл2 22531875 – 22417500
DЦ = _________________________ = _____________________________ = +3,75 тыс. руб.
VРПобщ.ф 30500
В основу второго способа расчета положен прием абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:
S (УДфi – УДплi) * Цiпл (+5 * 750) + (–5 * 675)
DЦ = __________________________________ = ______________________________ = +3,75 руб.
100 100
Полученные данные свидетельствуют о том, что за счет повышения удельного веса продукции I и уменьшения II сорта выручка от ее реализации увеличилась на 114375 тыс. руб. (22 531 875-22 417 500), а средняя цена 1 туб - на 3,75 тыс. руб.
Таблица 4. Расчет влияния качества изделия С на его среднюю цену реализации
Сорт продук-ции
Цена за туб, тыс. руб.
Объем реализации, туб
Удельный вес cортов, %
Фактичес-кий объем продаж при плановой сортности, туб
Выручка от продаж, тыс. руб.
план
факт
план
факт
+,–
При фактической сортно-сти
При плановой сортности
I
750
21600
25925
80
85
+5
24400
19443750
18300000
II
675
5400
4575
20
15
–5
6100
3088125
4117500
Всего
—
27000
30500
100
100
—
30500
22531875
22417500
По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл. 5).
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.