Рефераты. Технико-экономический анализ. Анализ выручки (дохода) предприятия от основной деятельности






Технико-экономический анализ. Анализ выручки (дохода) предприятия от основной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ:


Анализ выручки предприятия от  реализации продукции, работ и услуг     2

Анализ уровня среднереализационных цен                                                            8

Анализ структуры потребителей товаров                                                               11

Анализ «мощности» клиентуры                                                                                    12

Анализ роста потребителей                                                                                              12

Анализ процесса приспособления специфики предприятия к запросам потребителей                                                                                                                             13

Анализ стоимости управления потребителями, на которых ориентировано предприятие                                                                                                                                13

Методы линейного программирования                                                                  14

Литература                                                                                                                                   15



Анализ выручки предприятия от  реализации продукции, работ и услуг


Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

·        объема реализации продукции (VРП);

·        ее структуры (УДi);

·        себестои­мости (Сi);

·        уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положи­тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно про­порциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибы­ли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличе­нии уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в табл. 1.

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн. руб.(19296-17900), или на 7,8%.

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчислен­ную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализован­ной продукции:


DП (vрп, уд) = 18278 – 17900 = +378 млн. руб.


Таблица 1. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.


Показатель

План

План, пересчитан­ный на фактичес­кий объем продаж

Факт

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)

95250

96600

99935

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)

77350

78322

80639

Прибыль от реализации продукции (П)

17900

18278

192%


Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо пла­новую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовы­полнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости, или в условно-натуральном исчислении (157600 туб : 159000 туб * 100–100 = –0,88%) и результат разделить на 100:


DПvрп = 17900 * (–0,88%) / 100 = –158 млн. руб.


Затем можно определить влияние структурного фактора (из пер­вого результата нужно вычесть второй):


DПуд = 378 – (–158) = + 536 млн. руб.

 

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:


DПс = 78322 – 80639 = –2317 млн. руб.

 

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продук­цию устанавливается сопоставлением фактической выручки с ус­ловной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:


DПц = 99935 – 96600 = +3335 млн. руб.


Эти же результаты можно получить и способом цепной под­становки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 2).

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продук­ция неоднородна по своему составу), для чего желательно использо­вать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:


             S(VРПфi)        157600

%РП = ______________  =  __________  *  100  =  99,12 %

             S(VРПплi)       159000


Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,88% и составить 17742 млн руб.(17900 * 99,12%/100).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объе­ме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестои­мости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:


S(VРПфi * Цплi) – S(VРПфi * Сплi).


Прибыль при таких условиях составит 18278 млн. руб. (96600--78322).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:


S(VРПфi * Цфi) – S(VРПфi * Сплi).


Сумма прибыли в данном слу­чае получится 21613 млн. руб. (99935-78322).

По данным табл. 2 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.


 Таблица 2. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции


По­каза­тель

Условия расчета

 

 

Порядок расчета

Сумма прибыли, млн руб.

объем реали­зации

струк­тура то­варной продук­ции

 

цена

себе­стои­мость

План

План

План

План

План

ВРпл – ПСпл

17900

Усл1

Факт

План

План

План

Ппл * Крп

17742

Усл2

Факт

Факт

План

План

ВРусл – Псусл

18278

УслЗ

Факт

Факт

Факт

План

ВРф - Псусл

21613

Факт

Факт

Факт

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.