Рефераты. Технико-экономический анализ. Анализ использования средств труда длительного пользования






6.      Сопоставление параллельных и динамических рядов для изу­чения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, анали­зируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями.

7.      Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

8.      Сопоставление результатов деятельности до и после изме­нения какого-либо фактора применяется при расчете влияния фак­торов и подсчете резервов.

Рассмотрим более подробно каждый тип сравнения.

Сравнение фактических данных с плановыми может быть ис­пользовано и для проверки обоснованности плановых пока­зателей. Для этого фактические данные в среднем за три-пять прошлых лет сравнивают с данными плана текущего года.

Сравнение фактического уровня показателей с плановым необ­ходимо также для выявления резервов производства. С этой целью фактические данные об объеме проведенных мероприятий сравнивают с плановыми. Если план по какому-либо мероприятию не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства продукции.

Немаловажное значение в АХД имеет сравнение достигнутого уровня по тем или иным. показателям с данными пер­спективного плана. Такое сравнение дает возможность видеть ход выполнения перспективного плана и задачи на будущий пе­риод.

В практике аналитической работы используется также сравне­ние с утвержденными нормами (например, расход материалов, сырья, энергии, воды и т.д.).

В анализе хозяйствования очень часто применяется сравнение фактически достигнутых результатов с данными прош­лых лет. Сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возмож­ность оценить темпы изменения изучаемых показателей и опреде­лить тенденции и закономерности развития экономических про­цессов.

Следующий вид - сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достиже­ниями науки и техники. Такие сравнения могут проводиться как в рамках исследуемого предприятия, так и за его пределами. Вну­три предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности производства.

Большое значение имеет межхозяйственный сравнитель­ный анализ, в процессе которого показатели анализируемого пред­приятия сопоставляются с показателями других предприятий, имею­щих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования. Такой анализ направлен на поиск новых возмож­ностей производства, изучение передового опыта и является важ­ным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия.

Очень часто в анализе показатели исследуемого предприятия сравниваются со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др. Такое срав­нение необходимо для более полной и объективной оценки дея­тельности анализируемого предприятия, для изучения общих и спе­цифических факторов, определяющих результаты его хозяйственной деятельности.

В АХД применяется также сравнение разных вариантов ре­шения экономических задач, что позволяет выбрать наиболее оптимальный и тем самым более полно использовать возможности производства. Особенно широко оно используется в предваритель­ном анализе при обосновании планов и управленческих решений.

Сравнение параллельных и динамических рядов исполь­зуется для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, которые характе­ризуют один из показателей, необходимо расположить в возрас­тающем или убывающем порядке и рассмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убыва­ют, и в какой степени.

В экономическом анализе различают следующие виды сравни­тельного анализа; горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный.

Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактичес­кого уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта).

С помощью вертикального сравнительного анализа изу­чается структура экономических явлений и процессов путем расче­та удельного веса частей в общем целом (удельный вес собствен­ного капитала в общей его сумме), соотношения частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основ­ного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

При одномерном, сравнительном анализе сопоставления де­лаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа про­водится сопоставление результатов деятельности нескольких пре­дприятий (подразделений) по широкому спектру показателей.

Экономические явления, которые изучаются в АХД, имеют, как правило, количественную определенность, которая выражается в аб­солютных и относительных величинах.

Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.

Относительные показатели отражают соотношение ве­личины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принима­ется за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности.

Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за три-пять предыдущих лет.

Относительная величина выполнения плана — это от­ношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное обычно в процентах.

Для характеристики изменения показателей за какой-либо про­межуток времени используют относительные величины дина­мики. Их определяют путем деления величины показателя теку­щего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В пер­вом случае каждый следующий уровень динамического ряда срав­нивается с базисным годом, а в другом - каждый следующий год относится к предыдущему.

Показатель структуры - это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес посевов зерновых культур в общей посе­вной площади, удельный вес рабочих в общем количестве работ­ников предприятия.

Относительные величины координации представляют со­бой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, силовых и рабочих машин и т.д.

Относительными величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д.

Относительные величины эффективности - это соотно­шение эффекта с ресурсами или затратами, например, производство продукции на 100 га сельскохозяйственной площади, на один рубль затрат, на одного рабочего и т.д.

В практике экономической работы наряду с абсолютными и от­носительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в АХД для обобщенной количес­твенной характеристики совокупности однородных явлений по ка­кому-либо признаку. Например, средняя зарплата рабочих исполь­зуется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соот­ветствующему признаку. Она показывает общую меру этого призна­ка в изучаемой совокупности, т.е. одним числом характеризует всю совокупность объектов. С помощью средних величии можно сравни­вать разные совокупности объектов, например, районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.

В анализе хозяйственной деятель нести используются разные типы средних величин: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармоничесние, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др.

При использовании средних величин в АХД следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. В этом их сила и недостаток. Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними данными не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при ана­лизе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.


ЛИТЕРАТУРА


1.     Баканов,  Михаил Иванович, Шеремет, Анатолий Данилович. Теория  экономического  анализа: Учеб. для  студентов экон.спец.-4-е изд. , доп  и перераб.-М.:Финансы и статистика,1997.-416 с.:ил.


2.     Зудилин, Александр Петрович. Анализ хозяйственной деятельности предприятий  развитых капиталистических  стран.- 2- е  изд. , перераб. — Екатеринбург:Камен.пояс, 1992.-224 с.


3.     Савицкая, Глафира Викентьевна. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие для студентов  вузов, обуч. по  экон. спец. и направлениям.-2-е изд.,перераб.,доп.— М. ; Минск:ИП"Экоперспектива",1998. — 498 с.:ил.


4.     Экономика: Учебник  по курсу "Экономическая теория" / [С.А.Бартенев, И.И. Большакова, А. С.Булатов и др.]; Под ред.А.С.Булатова.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Изд-во"Бек",1997.-XXX; 786 с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.