Рефераты. Политика цен предприятия






Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, то есть составляет производственную (заводскую) себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, то есть осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и другие.

Производственная (заводская) себестоимость и коммерческие расходы составляют полную себестоимость продукции. Ее реальное определение на предприятии крайне необходимо для целей ценообразования, маркетинговых исследований, правильности определения финансового результата.

Cебестоимость продукции (работ и услуг) - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ и услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

В состав материальных затрат входит стоимость всех потребляемых в производстве ресурсов, включаемых в себестоимость продукции: сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характера, топлива и энергии.

В состав расходов на сырье и основные материалы включаются приобретаемые со стороны сырье и материалы, образующие основу изготовляемой продукции, затраты, связанные с использованием ресурсов природного сырья, плата за воду, приобретаемую в пределах установленного лимита из водохозяйственных систем. К вспомогательным материалам относятся покупные материалы, используемые на технологические цели или другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, содержание оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств и других основных фондов, стоимость спецодежды и другие), затраты на тарные и упаковочные материалы.

К покупным изделиям, полуфабрикатам и услугам производственного характера относятся изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии. К услугам производственного характера относятся транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам груза, оплата по договорам за пусконаладочные работы[2].

В элементе расходы на оплату труда отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.

В этот элемент затрат включены: выплаты заработной платы за фактически выполнению работу в соответствии с тарифными ставками, должностными окладами и другие; стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам; стоимость бесплатно представляемых работникам отдельных отраслей в соответствии с законодательством коммунальных услуг, питания, форменной одежды, жилья и др.; оплата очередных отпусков и учебных; выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий в связи с реорганизацией, сокращением штатов и др.

В себестоимость продукции не включаются выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда: материальная помощь и подарки работникам, ссуды на улучшение жилищных условий, оплата отдыха (если она производится не из средств фонда соцстраха ) и т.п.

Следующий элемент затрат - износ основных производственных фондов равный сумме амортизационных отчислений. Сюда же относится ускоренная амортизация основных фондов и ее индексация.

Прочие затраты в составе себестоимости продукции - это налоги, сборы отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за предельно допустимые выбросы, обязательное страхование имущества предприятия, а также отдельных категорий работников, занятых в производстве соответствующих видов продукции, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, оплата работ по сертификации продукции, затраты на командировки по установленным нормам, подъемные, плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, подготовку и переподготовку кадров, затраты на оргнабор работников, гарантийный ремонт и обслуживание, оплата услуг связи, банков и другие платежи.

3. Макроэкономические аспекты анализа ценовой политики на товары и услуги


В смешанной экономике государства не может устраниться от регулирования экономической жизни, которое предполагает установление самых общих правил поведения участников рынка, чаще всего в виде « мягких» ограничений, касающихся вида товаров, объема продаж, цен. Его вмешательство в деятельность предприятий и предпринимателей в странах с развитой рыночной экономикой носит преимущественно косвенный характер.

Как показывает анализ зарубежного опыта, вмешиваясь в процессы формирования цен, государственные органы управления осуществляют разработку ценовой политики и механизма воздействия на цены, определяют объекты регулирования цен.

Основными видами государственной ценовой политики являются: политика высоких цен, применяемых для стимулирования предпринимательской активности; политика замораживания или блокирования цен, используемая для борьбы с инфляцией; политика низких цен, применяемая как средство повышения уровня жизни населения; политика либерализации цен, используемая для оживления рыночных механизмов; политика твердых (стабильных) цен, применяема для регулирования товарно-денежных отношений.

Политика высоких цен успешно используется в ряде стран. Так в Швеции относительно высокие цены устанавливаются на продовольственные товары.

Характерным примером применения политики блокировки цен является замораживание в 1975 году во Франции цен на все товары после того, как в 1973 году было объявлено о либерализации цен на промышленную продукцию.

Политика низких цен на протяжении нескольких десятилетий являлась частью экономической политики ряда стран Восточной Европы. А политика либерализации цен, создающая условия для саморегулирования экономики, снискала себе популярность в большинстве стран мира.

Политика твердых государственных цен в отношении основных товаров проводится в Венгрии, Китае и других странах. Основным недостатком этой политики считается таящаяся в твердых ценах опасность для производства и обращения товаров связанная с возможностью продолжительной консервации этих цен на одном уровне вне зависимости от меняющихся экономических условий.

С этой точки зрения политика плавающих цен является более предпочтительной. Она придает ценам подвижность и эластичность. Такая политика не только сохраняет право государства на контроль за ценами, но и представляет самостоятельным товаропроизводителям возможность в определенной степени самим устанавливать цены, изменять их в допустимых пределах в ту или иную сторону.

Для плавающих цен обычно устанавливаются: минимальный предел; максимальный предел; минимальный и максимальный пределы одновременно; среднее (нормативное) значение цен и размеры отклонения от этого значения в связи с выполнением дополнительных условий.

Нижние пределы цен устанавливаются обычно на сельскохозяйственную продукцию и выступают в виде «защитных» или «гарантированных» цен. Опыт установления подобных цен имеется в США, Венгрии и других странах.

Максимальный предел цен и тарифов используется при установлении уровня транспортных тарифов не только на государственных, но и частных предприятиях.

Примером установления верхнего и нижнего пределов цен и тарифов одновременно, а также их «центра» с допустимыми отклонениями может служить опыт Венгрии. Рост цен в сторону повышения от установленного «центра» допускается здесь в пределах, как правило, от 4 до12%.

Кроме политики цен, органы государственного управления используют право на разработку общей тактики. Под общей тактикой понимается набор средств и методов, обеспечивающих реализацию общей стратегии.

Большинство стран с рыночной экономикой в качестве общей тактики используют правила ценообразования. Эти правила оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен самостоятельными товаропроизводителями. К актам такого рода можно отнести американское антимонопольное законодательство, запрещающее сговор о ценах и ценовую дискриминацию. Во Франции действуют постановления о ценовой конкуренции, согласно которым не допускается деятельность никаких объединений, способных деформировать ценовую конкуренцию. В Венгрии получило распространение установление правил калькулирования затрат, формирования прибыли и цен. При этом обязательные правила формирования цен время от времени меняются. Наиболее существенные изменения они претерпели в 1980 году, когда за обязательную основу калькуляции внутренних цен на преобладающую часть продукции промышленных предприятий этой страны были приняты фактические цены внешних рынков, выраженные в свободно конвертируемой валюте.

Методологический аспект общей тактики ценообразования состоит в выработке государственными органами форм и методов установления цен.

Формы и методы регулирования цен весьма разнообразны и применяются в различных сочетаниях. Систему ценового регулирования можно представить тремя сферами:

·                   наблюдение за ценами. Главная цель - выявление роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для того, чтобы выяснить как повышение цен влияет на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

·                   прямое государственное управление. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен.

3. косвенное государственное управление. К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, диктуя сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды. К ним относятся: заключение ценовых соглашений хозяйствующими субъектами под контролем государства или местных органов; применение скользящих цен; завышение издержек производства; декларирование цен; антитрестовское и антимонопольное законодательство; акты о ценовой дискриминации.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.