Рефераты. Оценка финансового состояния организации и пути его улучшения







Глава 3. Пути улучшения финансового состояния предприятия

 

3.1. Совершенствование методики финансового анализа


Реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа хозяйственных операций, который позволяет определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выработать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности.

При переходе от централизованной системы функционирования экономики к рыночной коренным образом изменились методы финансового анализа, состав анализируемых показателей. Главной целью проведения всестороннего финансового анализа является обеспечение устойчивой работы предприятия в конкретных экономических условиях.

Финансовое состояние предприятия отражает его конкурентоспособность (платежеспособность, кредитоспособность) в производственной сфере и, следовательно, эффективность использования вложенного собственного капитала.

Финансовый результат деятельности предприятия зависит от:

рентабельности производства;

организации производства и сбыта продукции;

обеспеченности собственными оборотными средствами.

Практика показывает, что существующие методы финансового анализа необходимо совершенствовать. Это можно осуществить на основе применения апробированной системы бухгалтерского учета на предприятии. Проводимый анализ должен основываться, прежде всего, на принятых практикой формализованных принципах бухгалтерского учета, которые формируют систему учета всех средств предприятия и результатов от их использования в процессе хозяйственной деятельности.

Для проведения финансового анализа используется бухгалтерская отчетность, отражающая конечные результаты конкретной деятельности предприятия, а также система расчетных показателей, базирующаяся на этой отчетности.

На показатели деятельности предприятий оказывают воздействие как экономические, так и организационные факторы. Кроме того, предприятия как самостоятельные экономические субъекты хозяйственной деятельности обладают правом распределять результаты деятельности, т.е. прибыль, имеют экономическую свободу в выборе партнеров и делают этот выбор исходя только из целей экономической целесообразности и собственной выгоды. Необходимым элементом их хозяйствования в современных условиях является самостоятельность в организации снабжения производства сырьем, найме персонала и распоряжении произведенной продукцией, а также в решении вопросов, касающихся финансирования капитальных вложений, обеспечения предприятия оборотными средствами, и иных задач исходя из собственного видения перспектив осуществления производственной деятельности. Таковы основные элементы самостоятельной деятельности любого предприятия, и на основе их учета строится система финансового анализа.


3.2. Основные направления улучшения финансового состояния предприятия


Приведем основные направления улучшения эффективности состояния или функционирования устойчиво развивающегося предприятия, каким по результатам проведенного анализа является ОАО «Завод «Чувашкабель».

Уровень и динамика финансовых результатов позволяют судить об оптимизации деятельности предприятия, следовательно, необходимо поддержание уровня и динамики финансовых результатов деятельности предприятия на высоком уровне. Возможные пути:

рост выручки и прибыли от реализации продукции, снижение затрат на производство продукции;

улучшение качества прибыли организации.

Об оптимальной динамике финансовых результатов деятельности предприятия можно судить на основании роста:

доходности (рентабельности) капитала (или финансового роста);

доходности (рентабельности) собственного капитала (обеспечивается в первую очередь оптимальным уровнем финансового рычага, ростом общей суммы прибыли и т.д.);

скорости оборота капитала.

Об улучшении имущественного положения и финансового состояния предприятия, деловой активности и эффективности деятельности свидетельствуют:

рост положительных качественных сдвигов в имущественном положении;

нормативные или выше оптимальных значения важнейших показателей финансового состояния предприятия, а также деловой активности и эффективности деятельности .

В управлении структурой капитала предприятия отмечается:

структура капитала (соотношение между различными источниками средств) обеспечивает минимальную его цену (и соответственно максимальную цену предприятия), оптимальный для предприятия уровень финансового левереджа;

при принятии решений о структуре капитала (в частности, в плане оптимизации объема заемного финансирования) должны учитываться такие критерии, как, например способность предприятия обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода (достаточность полученной прибыли), величины и устойчивость прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов, иные критерии. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость предприятия и минимизирует общую стоимость его капитала. При принятии решений по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и оргструктурные особенности предприятия, его цели и стратегии, существующая структура капитала и планируемый темп роста. При определении же методов финансирования (выпуск акций, займы и т.д.), структуры заемного финансирования (оптимальная комбинация методов краткосрочного и долгосрочного финансирования) должны учитываться стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, будущие тенденции в конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие процентные ставки и т.д.

Необходимо формирование оптимальной политики привлечения новых финансовых ресурсов:

если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск (в то же время, стоимость долга не должна быть высокой);

долги предприятия должны погашаться в установленные сроки (следует учесть, что в отдельных случаях предприятие может применять метод финансирования текущей деятельности за счет откладывания выплат по обязательствам).

Необходимо совершенствовать управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом). Эффективность использования основных фондов характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда и др.

Направления совершенствования управления оборотными средствами выражаются в поддержании показателей высокой оборачиваемости, снижения материалоемкости и  затрат ресурсов на производство и др., применением научно обоснованных методов расчета потребности в оборотном капитале, соблюдением установленных нормативов, увеличением долей активов с минимальным и малым риском вложения (денежные средства, дебиторская задолженность за вычетом сомнительной).

Для эффективного управления финансовыми рисками должны разрабатываться и применяться действенные механизмы минимизации финансовых рисков (кредитных, процентных, валютных, упущенной выгоды, потери ликвидности и т.д.): страхование, передача риска через заключение контракта, лимитирование финансовых расходов, диверсификация вложений капитала, расширение видов деятельности и т.д.

Необходимо внедрение системы бюджетирования и бизнес-планирования. Вопросы рациональности систем бюджетирования и бизнес-планирования, в общем, могут быть сведены к следующим трем основным направлениям: оргструктура систем, регламентация систем, информация систем. Кроме того, об эффективности данных систем следует судить по уровню достижения ряда параметров (оптимальная координация деятельности, управляемость и адаптивность предприятия к изменениям, оптимизация внутреннего контроля, высокая мотивация работы менеджеров и т.д.).

Система безналичных расчетов предприятия ОАО «Завод «Чувашкабель» (формы, процедуры, сроки и т.д.) соответствует законодательству Российской Федерации. В основном, своевременно и в полной мере выполняются платежные обязательства предприятия перед кредиторами (иными организациями и их объединениями, включая финансово-кредитные институты) и собственными работниками, В основном, своевременно и в полной мере погашаются обязательства дебиторов и собственных работников перед предприятием.

3.3. Совершенствование системы управленческого учета на предприятии


При описании повышения эффективности бизнес-процессов выявляется и необходимость корректировки организационной структуры компании. Для качественной организации бизнес-процессов может возникнуть необходимость в новых структурных подразделениях, некоторые подразделения приходится объединять, чтобы исключить дублирование функций и ответственности.

При внедрении системы управленческого учета возникает вопрос, кто должен заниматься управленческим учетом и надо ли создавать какие-то новые структуры, например отдел управленческого учета. Однозначного ответа здесь не существует.

Для ОАО «Завод «Чувашкабель» возможен вариант организации ведения управленческого учета в рамках уже существующей финансово-экономической службы. Достаточно часто используется следующий вариант: в каждом подразделении подбираются сотрудники (или группа сотрудников), ответственные за ведение управленческого учета по своему направлению. У сотрудников могут просто появиться новые функции, ответственность делится между службами в зависимости от объектов учета.

Необходимо учитывать, что постановка управленческого учета – это проект. Соответственно необходим менеджер проекта, который не только за него отвечает, но и обладает необходимыми полномочиями. На практике ответственным за постановку управленческого учета часто назначается финансовый директор. Еще одно жесткое условие – заинтересованность и участие в проекте руководителя компании.

Цель оптимизации – сделать организационную структуру схемой управления. Это означает, что должна прослеживаться система принятия решений руководителями разных уровней. Также должны быть понятны механизмы контроля и отчетности. При этом четко определяются основные задачи и ответственность структурных подразделений (за что и перед кем). Очень важно создать систему контроля за достижением показателей, заданных в системе сбалансированных показателей, и при этом установить личную ответственность менеджеров подразделений за выполнение показателей. В процессе оптимизации организационной структуры формируются принципы взаимодействия как между подразделениями внутри каждой компании, так и между компаниями, входящими в состав холдинга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.