Рефераты. Анализ конкурентной среды организации






Анализ конкурентной среды организации

Введение


Знание реакции реальных и потенциальных конкурентов даёт предприятию возможность предугадывать образ их поведения  и выбирать наиболее выгодное для себя «поле борьбы». Это особенно важно при принятии решений, затрагивающих наиболее уязвимые позиции соперников.

Исследование деятельности конкурирующих фирм как и анализ спроса, осуществляется в три этапа:

¾              выявление действующих и потенциальных конкурентов;

¾              анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов;

¾              выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.

Анализ конкуренции на рынке осуществляется в рамках общей системы сбора и  обработки информации, действующей на фирме. Существует большое количество открытых источников информации о деятельности конкурирующих фирм:

¾              рекламные проспекты;

¾              ежегодные отчёты;

¾              тексты выступлений руководителей;

¾              обзоры в коммерческой периодике;

¾              материалы конференций;

¾              торговые выставки и ярмарки.

Кроме того, исследование деятельности конкурентов должно опираться на оперативные источники информации, в том числе сведения, полученные от потребителей, экспертов рынка, государственных правовых и экономических учреждений, с биржи. Важный момент получения данных о деятельности конкурентов – опросы потребителей, дилеров по сбыту продукции.

1.                Конкурентные отношения между предприятиями.


Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится на основе одного из подходов:

¾              первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;

¾              второй ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, ими применяемой.

При первом подходе конкурирующие фирмы группируются в соответствии с типом потребностей, которым удовлетворяет их продукция, и выделяются следующие основные группы конкурентов:

¾              фирмы, ориентирующиеся на удовлетворение всего комплекса запросов, предъявляемых потребителями к данному товару;

¾              фирмы, специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей отдельных сегментов рынка;

¾              фирмы, намечающие выход на рынок с аналогичной продукцией;

¾              фирмы, обслуживающие другие сегменты рынка аналогичной продукцией, выход которых на данный рынок является вероятным;

¾              фирмы, производящие товары-заменители, способные вытеснить данный продукт из рынка.

Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта, компании широко используют методы так называемого «ассоциативного» опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами или условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента. Подобные методы используются и при анализе конкурентов на рынке средств производства.

Метод выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии применяется многими фирмами. В основе данного подхода лежит группировка конкурентов в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно- сбытовой деятельности:

¾              стратегия в области экспансии на рынке (рост/поддержание);

¾              стратегия в области ценовой политики и политики качества;

¾              стратегия в области технологии.

Такие исследования позволяют выявить наиболее потенциально-опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся:

¾              фирмы, склонные к рыночной экспансии, которые действуют на географически смежных рынках;

¾              фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной или смежных областях;

¾              крупные фирмы, покупатели продукции данной компании;

¾              крупные поставщики материалов, сырья и оборудования для данной компании;

мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией, становятся сильными конкурентами на рынке.

Факторы конкуренции между фирмами:

-                   уровень нормы прибыли по отрасли – интенсивность борьбы будет тем больше усиливаться, чем значительнее будет масса прибыли, подлежащая разделу;

-                   темпы роста по отрасли – развивающаяся отрасль создаёт для участников условия в завоевании новых рынков, отрасль, пребывающая в упадке вынуждает  рассматривать все предприятия, как противников;

-                   степень концентрации отрасли – отрасль, в которой действует большое число фирм, более подвержена интенсивной конкуренции, соглашения между фирмами затруднены;

-                   степень диверсифицированности предприятий отрасли – в отрасли, где предприятия не имеют больших отличий, конкуренция основана на разнообразии предоставляемых услуг;

-                   стратегические цели предприятий отрасли – если отрасль состоит в основном из предприятий, которые дифференцирует свои инвестиции, то конкуренция ужесточается;

-                   структура цен предприятий отрасли – если в фазе зрелости или упадка в отрасли наблюдается значительное преобладание фиксированных цен предприятий, то данная отрасль будет более «конкурентной», чем та, где преобладают свободные цены;

-                   отношения предприятий отрасли с банками – отрасль, состоящая из фирм, пользующихся значительной банковской поддержкой, легче переносит потрясения;

-                   значительные препятствия на выходе из отрасли – «барьеры на выходе» имеют различное происхождение и связаны с:

a)                 правительственными мерами, направленными на запрет выхода из отрасли;

b)                с активами, имеющими высокий показатель специализации, трудно продаваемые без потерь;

c)                выходными санкциями: возмещение убытков потребителям, пользующихся гарантированными поставками, высокие выходные пособия и др.;

d)                потеря доверия акционеров или банков.


2.                Методы оценки конкурентов.


Для проведения анализа конкурентов,  необходимо определить всех предпринимателей,  которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных  конкурентов. Изучения последних имеет особенное значение в условиях быстрого расширения рынка, высокой рентабельности, и должно быть направлено на те же области, которые были предметом анализа собственного потенциала предприятия:

¾              возможные стратегии конкурентов;

¾              текущее положение конкурентов;

¾              их финансовые возможности;

¾              предпринимательская философия и культура;

¾              цели конкурентов.

Практически собрать все данные, необходимые для анализа конкурентов, невозможно, поэтому часто используется следующие исследования конкурентов:

-                   метод, предложенный американским учёным М. Портером (в соответствии с рис. 1);

Он заключается в сведении информации к четырём элементам, а именно:

a)                 цели на будущее;

b)                текущие стратегии;

c)                представления о возможностях;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.