Рефераты. Журналистское образование






6. совокупность учебных дисциплин, изучаемых будущими журналистами, а также разделы филологической, исторической и политологической наук, исследующих различные виды практической журналистики.

Результаты опросов общественного мнения показывают, что подавляющее большинство россиян ожидает от журналис-тов и СМИ прежде всего актуальную информацию в сочета-нии с анализом происходящего. Недавний опрос группы РОМИР показал, что россияне хотят получать от СМИ прежде всего информацию о стране и мире (64 %)
и анализ этих событий (41 %). Ильичев Г. Свободы слова стало больше. //Известия. - 22 сентября 2005 г. Ни один из институтов со-временного общества не может сравниться с журналистикой - непрерывной «летописью современности» с её способнос-тью поспевать за жизнью, за «злобой дня», не упуская при этом из поля зрения ни историческую ретроспективу, ни перспек-тивное видение общественного развития. А потому приори-тетной обязанностью журналистики является информирова-ние, предоставление массовой аудитории актуальной, обще-ственно значимой информации, необходимой гражданам для ориентации в социуме и практической деятельности. Но роль института журналистики не сводится к оперативному само-описанию социума - вместе с другими общественными ин-ститутами она обязана обеспечивать его непрерывное само-познание, что не исключает другие присущие ей социальные роли. Издавна журналистика, соответствующая своему обще-ственному предназначению, была не только и не столько по-лем творческого самовыражения, публичного сообщения ин-формации и формирования общественного мнения, но облас-тью непрерывного «текущего» исследования социальной действительности.

Журналистика относится к числу так называемых открытых профессий, для работы на этом поприще не требуется лицензии, диплома или других официальных сертификатов. В редакционных кабинетах дипломированные репортеры соседствуют с людьми, которые являются специалистами других отраслей знания, а в нынешней прессе без труда можно найти и такие издания, где нет ни одного работника с профильным образованием.

Обобщая сказанное, можно дать определение понятия «журналистика»: это органичная составная часть современного общества, важный компонент социальной системы, вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения.

Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика - одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.

1.2. Трансформация медиаиндустрии как фактор обновления концепция образования

Начало XXI века ознаменовалось новыми переменами в процессе развития информационных и коммуникационных структур, оказывающими огромное влияние на медиасистемы. Беспроводной доступ к интернету и мобильная телефонная связь - ключевые элементы в новых тенденциях, наблюдаемых в медиасистемах в первые годы нового столетия.

Наиболее важными аспектами, определявшими пути развития СМИ в конце XX в., были оцифровка, глобализация и конвергенция с интернетом, ставшим основным интегрирующим фактором. Сегодня заявили о себе важные нововведения: мобильные телефоны начали демонстрировать свой интегрирующий и конвергенционный потенциал, благодаря которому они, вероятно, смогут стать новым важным элементом информационного пространства - в противовес или в дополнение к интернету. Глобальное телевидение открыло возможности для конкуренции в освещении новостей и международных отношений, особенно в сфере экономики и финансов.

История коммуникационных систем зависит как минимум от шести основных факторов - информационных потребностей, стратегии и технологий коммуникации, потребностей общества, политики, экономики и культуры.

Технологические реалии создали возможности для дальнейшего развития СМИ, в то время как политические и экономические условия, культура, социальные и коммуникационные потребности диктовали, каким должно быть содержание журналистской продукции - новости, комментарии, реклама, развлечения, спорт.

Наиболее существенный вызов для объединенной вокруг интернета коммуникационной структуры исходит от мобильных телефонов, чьим преимуществом является возможность предоставления двух коммуникационных услуг сразу - это и доступ к содержанию СМИ, и его передача, что приводит к их настоящей интерактивности. В ходе второй войны в Ираке мобильные телефоны доказали свою исключительную эффективность. Благодаря им появился очень удобный в использовании способ доступа к информации

Другим вызовом оказывается демонополизация глобальных телевизионных сетей. Арабская глобальная телесеть «Аль-Джазира» попыталась конкурировать с Си-эн-эн в освещении второй иракской войны. Благодаря таким сетям, как «Евроньюс», «Дойче велле», Би-би-си и TВ-5, глобальное телевидение стало более плюралистичным, подрывая монополию Си-эн-эн. Демонополизация глобального телевидения открыла новые пути для развития плюралистичных и ориентированных на общественный интерес медиаструктур. Взаимоотношения между глобальными, региональными и общенациональными медиасистемами стали еще одним важным фактором развития новых путей к плюрализму в медиаструктурах, базирующихся на новых технологиях, и это поднимает ключевую проблему современного развития новых СМИ: речь идет о доступе к интернету, новым средствам информации и мобильным телефонам.

С Олимпиады в Токио начался новой этап развития международного информационного пространства. Глобальное освещение Олимпиады средствами спутникового телевидения позволило жителям всех континентов одновременно наблюдать за различными соревнованиями - и это означало создание глобального информационного пространства, главным элементом которого явились глобальные телесети. Составными частями глобального информационного пространства стали не только глобальные телевизионные компании, но также и вещающие на весь мир глобальные радиостанции и газеты.

Интегрирующим стержнем глобальной информационно-коммуникационной системы на основе цифровых структур печати, радио и телевидения стал интернет. Легкий доступ к глобальной паутине и быстрое развитие ее национальных сегментов сделали интернет необходимой составляющей и международного глобального пространства, и информационных систем, и национального глобального пространства и медиаструктур.

Интернет интегрирует шесть каналов СМИ - прессу, кино, радио, телевидение, телефонию и онлайновые медиа. Это вторая ступень развития глобальной информационной системы. В интернете развивается сложная единая глобальная и одновременно национально фрагментированная информационно-коммуникационная система, которая даже может включать индивидуальные сайты, доступные во всем мире.

Структура средств массовой информации рубежа ХХ и XXI столетий, имеющая в своей основе интернет, открывает путь информационному обществу, где доступ ко всем видам информации упрощен в зависимости от наличия компьютера и возможности выхода в Сеть. Цифровой раскол становится барьером, преградой на пути реализации возможностей новых информационных технологий.

Новые и старые провайдеры содержания для новых и старых средств информации не могут удовлетворить стремительно растущий спрос, который стимулируется разнообразием СМИ и скоростью доставки информации пользователям. Тексты онлайновых версий традиционных СМИ - газет, журналов, радио и телевидения составляют значительную часть содержания в интернете. Эту же функцию в еще большей степени осуществляют информационные агентства, которые подверглись большим изменениям: в дополнение к новостному обеспечению аналитических данных они удовлетворяют спрос на обеспечение ряда видов содержания: статистические данные, графики, индексы фондовых бирж, финансовая, экономическая, техническая и научная информация, сведения о культуре, литературе, музыке, театре, кино и спорте. В результате агентства серьезно увеличили свои объемы и доли в удовлетворении общественного интереса, стали важным элементом индустрии содержания. Но еще более важную роль сыграла конвергенция, которая позволила рекламным и пиар-компаниям, сейчас тесно взаимодействующим, приспосабливать свои многочисленные услуги к новым носителям; более того, конвергенция вовлекает в качестве ресурсов содержания интернет-сайты исследовательских институтов, программных компаний, консультантов и специализированных банков данных. Конвергенция сегодня - сердцевина наиболее важных преобразований индустрии содержания, а интернет, в свою очередь, - основное его хранилище. Засурский Я.Н. Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского образования (Электронный документ) // http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/0766bbe71d5fae64c325719400318c9b

Реалии наших дней предъявляют к современному журналисту все более жесткие требования в профессиональных навыках и технических знаниях. Лавинообразная трансформация медиаиндустрии в последнее десятилетие диктует необходимость применения новых подходов к журналистскому образованию.

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Состояние журналистского образования

Сегодня журнали-стика переживает нелегкие времена. Хотя, казалось бы, коли-чество российских СМИ перманентно растет: только печат-ных периодических изданий зарегистрировано в стране око-ло 50 тысяч. Правда, фактически в свет выходит меньше половины; газеты и журналы читает всего лишь треть населе-ния.

Качественной, независимой прессы мало, зависимость от владельцев, учредителей, издателей велика. Подавляющее число журналистов вынуждено заниматься «информационным сервисом» по обслуживанию власти, бизнеса или политичес-кой элиты. Корреспонденты и репортеры, получающие ми-зерные зарплаты (особенно в провинции), вынуждены писать «на заказ», подрабатывать в качестве рекламистов или пиар-менов.

Уровень журналистики резко снизился, в результате упало доверие аудитории к СМИ.

Журналистика сегодня относится к одной из наиболее дина-мично развивающихся профессий. Чуть ли не ежегодно меняют-ся не только техника и технология производства информации, но и требования к ее форме и содержанию, а, следовательно, меняется представление о современном журналисте. Ситуация в журналистском образовании, регламентируемом стандартом, сегодня такова, что к пятому курсу знания, полученные студентом на первом, частично успевают устареть. Шестерина A.M. К вопросу о модернизации государственного стандарта по специальности «журналистика» // УМО-регион. Сборник информационных и научно-методических материалов. - Выпуск 5. - Воронеж, 2005. - С.10

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.