4. Образ: "речевые маски" и языковая игра
Важно учитывать то, что образ - это не портрет. Даже в рамках одного материала автор может (в том числе и имеет право) менять речевые маски, прятаться за цитаты и за чужие мнения, намекать и провоцировать читателя на неверные ожидания, чтобы потом более эффективно показать ему другую сторону явления и «перекрестить в свою веру». Всё это порой предполагает и оправдывает и эмоциональную разноголосицу, и стилистический полифонизм, и неоднозначность образа автора. Разумеется, если это идет от понимания своей коммуникативной задачи и путей ее достижения, а не от небрежности в стилистической правки.
5. Стилистические средства создания образа публициста:
5.1 Общая схема рассмотрения материала
Краски для создания речевого образа публициста можно найти на любом структурном уровне языка: всюду, где есть альтернатива, где есть стилистический выбор, где возможно использование одной из минимум двух функционально взаимозаменяемых единиц с разной коннотацией и экспрессией.
При всей важности роли лексических и фразеологических средств, нельзя упускать из виду и единицы других парадигматических уровней: от фонем и ударений, до средств связи между предложениями и более крупными композиционными частями текста, играющих важнейшую роль в создании «единства стиля». Учитывая все вышеизложенное, можно выстоить следующую схему изложения и первичного анализа материала:
-явления фонетического уровня и графика;
-явления морфологического уровня и словообразование;
-явления лексического уровня и фразеология.
5.2 Фонетические и графические средства
В качестве средства привлечения внимания в современных текстах используются и заглавные буквы: Торты, Пирожные, Дни Рождения!!! Этот прием в известной мере характеризует и автора.
Использование иностранной графики также довольно широко представлено в современной прессе. Этот графический прием настраивает читателя на то, что автор компетентен в зарубежной тематике.
5.3 Лексические и фразеологические средства
5.4 Элементы жаргонов и сленгов
Следует отметить, что та часть словарного состава русского языка, которая является стилистически нейтральной, лишь в незначительной степени участвует в формировании речевого образа публициста. Наиболее ярко эта функция проявляется у слов, обладающих ярко выраженной коннотацией. Таковы, например, слова из сленга, в общем известные большинству читателей молодого и среднего возраста.
5.5 Цитаты и парафразы
Цитатность текстов средств массовой информации в наши дни находит параллели и в словесном художественном творчестве, где в соответствии с постулатами постмодернизма порой создаются произведения, представляющие собой многослойные нагромождения цитат.
6. Функции отдельных речевых параметров при формировании образа публициста
6.1. Обоснование схемы анализа материала
Строго говоря, перед инициатором коммуникативного акта стоит задача доказать, что он действительно не зря обладает правом инициации речевого взаимодействия, т.е. что он хорошо представляет себе, каким образом соответствующий коммуникативный акт должен развиваться. Уместность и нетривиальность сообщения доказывается читателю на нескольких уровнях. В отличие от тележурналиста газетчик не может написать «Оставайтесь с нами». Если человек не взял газету в руки, то надпись такого рода бесполезна, а если взял, то не нужна. Но перед публицистом стоит еще одна задача: убедить читателя в том, что он как собеседник стоит читательского внимания. При оценке образа автора в данном отношении читатель составляет свои суждения о своем, условно говоря, собеседнике, оценивая его по трем параметрам:
-оценка качеств журналиста как профессионала;
-оценка качеств журналиста как носителя узкоспециальных знаний, связанных с той областью общественной жизни, которой непосредственно занимается журналист;
-оценка качеств публициста как социального близкого читателю собеседника.
6.2. Составляющие образа публициста-профессионала
Не вызывает сомнений, что для завоевания доверия читателя публицист должен продемонстрировать свою компетентность в области профессионально-журналистского знания. Существуют элементы текста, которые в явном виде дают читателю информацию о профессиональном уровне журналиста: формулировки «наш специальный корреспондент», «наш обозреватель» на ТВ и в прессе вполне определенно ориентируют аудиторию.
6.3. Составляющие образа компетентного рассказчика
Образ публициста включает и демонстрацию узкоспециальных знаний, связанных с той областью общественной жизни, которой непосредственно занимается публицист как узкий специалист. Одним из средств демонстрации своей компетентности в выбранной сфере является использование профессионализмов, т.е. слов или выражений, присущих только данной профессиональной группе В. В. Шаповал Имидж автора в публицистике (роль сленговых и иных заимствований, маркированных как "чужое слово"). URL: http://www.philology.ru/marginalia/shapoval20.htm. (Дата обращения: 16.11.2009г.).
Итак, из всего, описанного выше, можно сделать вывод, что система современного публицистического стиля представляет собой сложное взаимодействие различных лексических и синтетических пластов. Они позволяют журналисту пользоваться всем разнообразием лексики для выражения авторского начала. Рассмотрим на примере творчества публициста Нины Гечевари, автора колонки «Смотри, мужчина!» ежемесячного глянцевого журнала для женщин «Cosmopolitan», какие существуют средства выражения авторского «я», и каково общее влияние образа журналиста на журналистские произведения.
10. Старуш М.И. Авторское «Я» в публицистическом произведении: Автореф. канд. дис. М., 1985.
11. Краткий словарь по логике Под. ред. Д.П. Горского. М., 1991.
12. Свинцов В.И. Логика. М., 1987.
13. Кохтев Н. Н. Стилистическое использование фразеологических средств в языке газеты. М., 1980.
14. Философский словарь Под ред. М.М. Розенталя. М., 1972.
15. Калачинский А.В. Аргументация публицистического текста. Владивосток, 1989.
16. Антонова С. Г., Васильев В. И., Жарков И. А., Коланькова О. В., Ленский Б. В., Рябинина П. З., Соловьева В. И.. Редакторская подготовка изданий: Учебник. Под ред. С. Г. Антоновой--М.: МГУП, 2002.
17. Шлык М. А. Языковые средства выражения модальности в публицистическом тексте. Краснодар, 1994.
18. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. URL: http://www.twirpx.com/file/131422/
19. Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. URL: http://www.twirpx.com/file/129094/
20. Туманов Д.В. Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов. URL: http://www.twirpx.com/file/129079/
21. Шостак М.И. Журналист и его произведение. URL: http://www.twirpx.com/file/63004/
22. Губарева Л. Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте. URL: http://www.xepcoh.info/referats/view/434.
24. В. В. Шаповал ИМИДЖ АВТОРА В ПУБЛИЦИСТИКЕ (роль сленговых и иных заимствований, маркированных как "чужое слово") URL: http://www.philology.ru/marginalia/shapoval20.htm .
25. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. ЧАСТЬ II. URL: http://evartist.narod.ru/text8/29.htm.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Гечевари Н. Рубрика Гечевари Нины «Смотри, мужчина!» //«Cosmopolitan, Россия». Январь, 2007, июнь, 2008, январь, 2009, февраль, 2009, апрель, 2009.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5