Совсем редко применяются художественно-публицистические жанры (в частности, очерк, фельетон). Между тем, эти жанры позволяют, например, показать политика не только как чиновника, но и как, личность, раскрыть его человеческие качества. А значит, подобные жанры могли бы способствовать преодолению отчуждения общества от законодательной власти.
Почти все анализируемые нами издания активно используют "прямые линии". Вообще "прямые линии" можно рассматривать в качестве одного из наиболее эффективных методов ведения политического диалога. Да, официальным изданиям обычно проще бывает организовывать такие мероприятия, чем остальным. Представители власти доверяют "своим" газетам, не ждут от них подвохов, и зачастую не только охотно соглашаются, но и сами инициируют проведение "прямых линий" в СМИ.
Таблица 4. Авторы публикаций.
"Российская газета"
"Известия"
"Комсомольская правда"
Журналист
37%
29%
55%
Читатель
10%
13%
15%
Представитель власти
36%
20%
Эксперты, специалисты, ученые
17%
38%
Таблица 4 ясно показывает, чье авторство является приоритетным в изложении материала в исследуемых изданиях. Так "Российская газета" практически в равной степени публикует как материалы, основанные на выступлениях, докладах, и другого рода официальных документов представителей власти (36% от всего кол-ва публикаций), так и материалы, которые подаются через посредника, а именно журналиста (37%), что накладывает отпечаток ответственности за объективность публикуемого материала. У "Известий" большую долю занимают публикации, авторами которых являются специалисты, эксперты и ученые, что придает материалам большую социальную значимость, нежели информативную.
Эксперты (политологи, социологи, политические психологи и т.д.) не часто, но все же присутствуют на страницах "Российской газеты" в качестве субъектов, оценивающих деятельность представителей власти. Привлечение мнений экспертов, крупных специалистов по тем или иным вопросам представляется необходимым для глубокого и объективного исследования политических проблем, без которого полноценный диалог между властью и обществом невозможен.
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что среди авторов проанализированных публикаций в большинстве изданий преобладают журналисты. На втором месте - представители власти (конкретные чиновники или политики), на третьем - эксперты. Правда, бывают и исключения.
Однако не стоит забывать, что газеты могут привлекать читателей к политическому диалогу не только за счет опубликования их материалов. Допустим, под обзорами писем, отражающими мнения читателей о деятельности чиновников, обычно стоят подписи журналистов, так же как и под блиц-опросами (когда журналист задает нескольким людям вопросы, касающиеся деятельности власти). Это же относится и к материалам "прямых линий", анкетам, иногда - к публикациям в жанре "вопрос-ответ".
"КП" же очень редко отражает на своих страницах мнение конкретных, рядовых читателей относительно деятельности органов власти. В подавляющем большинстве публикаций оценивающими субъектами выступают сами журналисты, иногда - эксперты и представители власти. "КП" нередко возвращается к затронутым ранее проблемам, но только в тех случаях, когда журналисты чувствуют, что их обсуждение еще не наскучило читателям, и в тех случаях, когда стали известны какие-то новые сведения. В "КП" практически всегда вся информация о деятельности, новшествах, происшествиях в Государственной Думе сводится к тому, что к основной аналитической статье (например, "Как грамотно продать квартиру") дается небольшой комментарий эксперта по данному вопросу (мнение одного из депутатов). Журналисты "КП" больше интересуются личностями "скандальных" депутатов (интервью с В.В. Жириновским под рубрикой "VIP-гость"), либо интервью на разворот с сыном А. Митрофанова - Иванов, частого гостя светских тусовок. Скандалы, сплетни, интриги в главной роли с представителями народных избранников - вот основные темы "КП", даже если материал выходит под рубрикой "Один день из жизни политика". Проанализировав публикации "КП", делаем вывод, что газета практически не освещает специфику работы законодательной власти, либо освещает, но в своем, "специфическом" ракурсе.
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // СЗ РФ. - 1994. - №32. - Ст.3301.
Научная и специальная литература:
2. Азаров В.Н. К вопросу о преемственности в истории российского парламентаризма // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001.
4. Баханов Е. Ростовчане ставят оценку "Российской газете" // Журналист - 2006 - №8.
5. Богатырева О.Н. Рождение российского парламентаризма: исторические итоги и уроки // Российский парламентаризм: история и современность: Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 100-летию российского парламентаризма. Екатеринбург, 27 апреля 2006г. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006.
6. Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. - Екатеринбург, 1998.
7. Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры: Диссертация доктора философских наук. - Екатеринбург, 1999.
8. Ворошилов В.В. Журналистика.2-ое издание. - С. - Петербург, 2000.
9. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы - М., 2000.
10. Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полис: политологические исследования. - 2004, №3.
11. Ермолаева С.Г., Коваленко Т.К. Декларативный и императивный аспекты парламентских традиций России // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006.
12. Засурский Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник МГУ. - Серия 10. Журналистика. - 1995, № 2.
13. Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. - М., 2001.
14. Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Вестник МГУ. - Серия 10. Журналистика. - 2001, № 1.
15. Каграманян Н. Место и роль СМИ в общественной жизни государства // Экономические стратегии. - 2006. - №8.
16. Каландаров Х. Экополитика и коммуникативные процессы. - М. 1999.
17. Кириллов А.Д., Кириллов Б.А., Рыжков А.Е. Выборы первого Губернатора Свердловской области (июль-август 1995 года). - Екатеринбург, 1995.
18. Кириллов А.Д., Леднев В.П., Кириллов Б.А. Урал в новой России. Исследования. Гипотезы. Литература. - Екатеринбург, 1999.
19. Керимов А.А. Современный российский парламентаризм: состояние и перспективы // Российский парламентаризм: история и современность: Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 100-летию российского парламентаризма. Екатеринбург, 27 апреля 2006г. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006.
20. Ковалева М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и истории. Сборник статей. - Екатеринбург, 2000.
21. Ковалева М.М. Лекции по истории отечественной журналистики. - Часть I. - XVIII в. - 40-е гг. XIX века. - Екатеринбург, 1996 и др.
22. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2001.
23. Лапина Н.Ю. Формирование современной российской элиты. - М., 1995.
24. Лунцова Н.Р. Журналистика как субъект в политическом процессе // Журналистика и политика. Сборник статей. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
25. Лысенко В.Н. Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат - М.: ИСП, 2000.
26. Маркелов К.В. Журналистика и власть: этика взаимоотношений, резервы взаимодействия. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика - 2004 - №1.
27. Макклюэн Г.М. Понимая медиа. - Кучково поле, 2003.
28. Машковская Ю.Н. IV Государственная Дума: опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006.
29. Мельник Г.С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния: Диссертация доктора политических наук. - СПб, 1998.
30. Обухов Л.А. Власть Советов: реальность или миф? (октябрь 1917 - 1918гг.) // Российский парламентаризм: история и современность: Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 100-летию российского парламентаризма. Екатеринбург, 27 апреля 2006г. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006.
31. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2002.
32. Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. - Екатеринбург, 2000.
33. Селезнев Г.Н. Образ парламента создают дела… и пресса // Российская Федерация. - 2995. - №8.
34. Семенов В.Е. Качественно-количественный анализ документов // Методы социальной психологии - М., 1977.
35. Стровский Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода - Екатеринбург, 2001 и др.
36. Стровский Д.Л. Политическая традиция как основа профессиональной деятельности журналиста // Журналистика и политика. Сборник статей / Сост.: М.М. Ковалева, Д.Л. Стровский. Под научн. ред.М. М. Ковалевой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
37. Суворова С.П. Реализация просветительской функции журналистики на страницах современных общероссийских газет // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика - 2004 - №1.
38. Романчук В.Н. Причины роспуска Государственной думы 1 и II созывов // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006.
39. Тавокин Е. СМИ в системе взаимоотношений населения и органов власти // Государственная служба - 2006 - №6.
40. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. - М, 2000; Средства массовой информации и судебная власть в России. - М., 1998.
41. Тихомиров Ю.А., Власть в обществе: единство и разделение // Советское государство и право. - 1990. - №2.
42. Чемякин Ю.В. Политический диалог в региональной прессе // Журналистика и политика. Сборник статей. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
43. Честь, достоинство и репутация: Журналистика и юриспруденция в конфликте / Фонд защиты гласности. - М.: Права человека, 1998.
44. Юридический энциклопедический словарь. М.: 1984.
45. Berger A. A. Media Analysis Techniques London: 1991. McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. London: Sage, 1987
Страницы: 1, 2, 3