Рефераты. Средства массовой информации Китая






Средства массовой информации Китая

Орловский государственный университет

Кафедра журналистики

Реферат

Средства массовой информации Китая

студентки 4 курса 5 группы

филологического факультета

отделения журналистики

Цэнджавын Э.Ц.

Орел-2003 СМИ КНР.

В стране выпускается 2160 газет, 7916 журналов, на центральном и провинциальном уровне имеется 294 радио- и 560 телестанций (всего - 950 телеканалов, из них 35 ретранслируются через спутники на всю территорию КНР и зарубежные страны); работают два телеграфных агентства: «Синьхуа» (информация по экономике, внешней и внутренней политике) и «Чжунго Синьвэньдэ» (внешнеполитическая пропаганда). В информационной сфере занято 550 тыс. чел. В стране уже 8 млн. пользователей Интернет (ежегодный прирост на 30-40%). Идет процесс реформирования управления СМИ, за последние три года создано 15 газетно-журнальных концернов и 75 образовательных телецентров.

Несмотря на рыночные реформы, все СМИ по-прежнему являются государственной и партийной собственностью, в эту сферу запрещено привлекать иностранные инвестиции, на всех уровнях жестко контролируется политическая направленность сообщений печатных и электронных СМИ. Проект закона о печати с середины 80-х гг. находится на рассмотрении парламента.

Формируется нормативно-правовая база деятельности СМИ. Принят ряд положений, которые впервые в истории КНР регулируют исполнение конституционного права граждан на свободу печати. Реализация данного права оговаривается запретом на публикацию материалов, наносящих ущерб «единству, территориальной целостности и суверенитету КНР». Имеются статьи идеологического характера, пресекающие публикацию материалов, идущих вразрез с «базовыми принципами конституции КНР» (приверженность социалистическому пути, руководящей роли КПК).

Рыночная действительность, внешнеэкономические интересы, в т.ч. необходимость принятия соответствующих мер и в этой сфере при вступлении КНР в ВТО, вносят коррективы в жесткие идеологические схемы. В стране резко увеличилось число коммерческих изданий - вечерних, утренних, молодежных и рекламных газет, практически вобравших в себя ранее запрещенные политические и общественно-бытовые рубрики. В прошлом стандартная для всех СМИ политическая информация стала дополняться подробностями из жизни зарубежной и местной политической элиты, напрямую затрагиваются острые внутриполитической темы, в т.ч. проблемы безработицы, образования, коррупции. Пресса и телевидение стали более адресными, отвечающими политическим и культурным запросам разнообразных групп населения. Так, ЦТВ ежедневно работает на 10 телеканалах, конкурирующие с ним Пекинское и Шанхайское - на 6 и 5.

Запутанной по-прежнему остается ситуация с периодикой «для служебного пользования». Несмотря на объявленные в 1998г. лозунги покончить с «закрытой печатью», Отдел пропаганды ЦК КПК пошел на отмену ранее принятых решений в интересах «поддержания политической стабильности общества».

Важнейшими «стратегическими задачами» руководство Государственного комитета печати КНР считает: проведение дальнейших структурных реформ в отрасли - выведение основных СМИ из подчинения правит. ведомствам, их «картелизацию и коммерциализацию под партийным контролем» (планируется, наряду с ликвидацией 300 газет и 400 журналов, создать не менее 10 газетных концернов); усиление борьбы с порнографией и нелегальной издательской деятельностью, в т.ч. и с пиратскими печатными и электронными изданиями (компакт-диски); дозированную и подконтрольную «интернетизацию» китайского общества, создание новых влиятельных СМИ, «соответствующих мировому престижу КНР и способных успешно конкурировать на внешнем рынке».

Интернет в Китае.

Темпы роста впечатляющие. Популярность Интернета "зашкаливает" все мыслимые и немыслимые рейтинги. На фоне относительно статичных темпов расширения Интернет-сообщества в Азии китайский бум вызывает восхищение, удивление и зависть. Если же еще учесть, что первые подключения в Китае произошли всего лишь в начале 90-х годов, то станет понятен смысл выражения "китайское технологическое чудо", которое все чаще можно слышать из уст экспертов и специалистов-востоковедов.

Наметившиеся в последнее время центристские тенденции в политике Китая -- особенно после присоединения Гонконга -- дают возможность говорить о "китайском чуде" не только с экономической или географической точки зрения, но и с геополитической. Вместе с небывалым экономическим ростом возрождается "великий китайский дух". Китайцы, особенно в континентальном Китае, все больше ощущают себя великой нацией. Успехи и достижения Китая, а самое главное -- огромная потенциальная мощь, заставляют китайцев всего мира ощущать себя "великой нацией", "нацией XXI века". Немалую роль играет в этом процессе и Интернет.

История.

История китайского Интернета неразрывно связана с Пекинским институтом физики высоких энергий (Institute of High Energy Physics). Web-сайт института -- самый старый и наиболее известный в Китае и за рубежом. Страницы института стали стартовыми для многих государственных и коммерческих страниц; многие Web-дизайнеры и администраторы этого сайта стали важными правительственными чиновниками "от Интернета" или открыли свои собственные фирмы.

В Китае существует несколько специализированных сетей:

· научно-исследовательская CSTNet, объединяющая научно-исследовательские институты, государственные научно-технические органы и некоторые академические учреждения (в том числе и Институт физики высоких энергий); сеть знаменита тем, что именно там был произведен первый выход в Интернет в мае 1994 года через 64-килобитную линию Sprint;

· образовательная сеть CERNET, объединяющая образовательные учреждения Китая, начиная со средних школ и заканчивая университетами в крупных городах страны.

Две другие сети -- China Net и Golden Bridge Network (GBNet) -- являются двумя крупнейшими коммерческими сетями Китая. Причем ChinaNet -- это государственная сеть, которая охватывает более 50% рынка Интернет-услуг в стране и предоставляет Интернет-сервис государственным организациям. На сегодняшний день в Китае, включая Гонконг (Сянган), свыше 100 тысяч провайдеров.

Правительство долго не могло определиться со своей политикой по отношению к Интернету, но уже в конце 1996 года Интернет получил "благословение" государства, и интерактивные технологии были включены в официальные планы развития китайской науки и техники. ChinaNet имеет свои филиалы в каждой провинции, в каждом городе и уезде. Кроме того, государство широко поощряет развитие коммерческих услуг в Сети, особенно связанных с дистанционным обучением, образованием и медициной. Приоритеты в сфере сетевых услуг отдаются, конечно же, банковской сфере. Однако и электронная коммерция, и развлечения, и другие сферы тоже поощряются.

Проблема № 1 -- государственная безопасность.

Беспрецедентный компьютерно-сетевой бум в Китайской Народной Республике вплотную поставил китайские власти перед проблемой защиты своих национальных и государственных интересов. Широкое сообщество пользователей Интернета в Китае, напрямую завязанное со всем миром, дает не только преимущества китайским торговым компаниям, производителям, маклерам, финансистам и ученым по выходу на мировые экономические и информационные рынки, но и таит в себе массу угроз, связанных с утечкой информации, капитала, недобросовестной конкуренцией, международными спекуляциями, а также с проникновением запрещенных материалов (порнография и оппозиционная идеология) в страну. Сети, предназначавшиеся прежде только для научных обменов, получают широкое применение в коммерции и повседневной жизни граждан. И китайские власти законно предполагают, что эти сети могут быть использованы внутренней оппозицией для пропаганды "подрывных" идей в массах.

Авторитаризм КНР в вопросах контроля над средствами массовой информации вполне понятен многим китайцам, даже тем, кто относится к нынешнему политическому руководству отнюдь не лояльно. Многие зарубежные исследователи отмечают, что полная свобода слова в совершенно особых, специфических китайских условиях не только невозможна с точки зрения национальной безопасности, но и чревата весьма серьезными последствиями для безопасности международной. Соответственно -- применительно к Интернету -- китайские власти боятся "выпускать джинна из бутылки". Однако желание Китая -- быть если не впереди, то хотя бы не позади планеты всей на фронте информационных технологий. Тем более что последние связаны с новыми возможностями для стабильно развивающейся китайской экономики и крепнущих позиций китайского бизнеса на международных валютно-финансовых и торговых рынках. Китайские власти были поставлены перед дилеммой: "отпустить" Интернет, проигнорировав возможные угрозы государственным интересам, или "зажать в тиски", упуская многие выгоды использования Сети в экономических целях. В результате недолгих и не афишируемых широко дебатов китайцы решили, как и во многих других случаях, подойти к проблеме комплексно.

Подход Китая к вопросам защиты государственных интересов в Сети можно образно охарактеризовать как "разнесенный тотальный контроль". Опасения, касающиеся "человеческого фактора" в Интернете, власти разрешают именно за счет этого человеческого фактора. Отдавая себе отчет в том, что будет невозможно отследить "правонарушения" нескольких миллионов (а может, и десятков миллионов) пользователей, власти перераспределили функции контроля и учета между операторами связи и администрирующими органами. На централизованном уровне была предпринята лишь блокировка широкого доступа к сайтам порнографического содержания и к некоторым новостным сайтам, таким, например, как "Рейтер" или "Нью-Йорк таймс". Специальные фильтры, которые провайдеры Интернет-услуг обязаны устанавливать за свой счет, блокируют также доступ к зарубежным ресурсам политического содержания, используя такие ключевые слова, как "Тайвань", "диссидент", "Тибет" и др.

В основном же наблюдение за работой пользователей ведется на местах и начинается уже с момента регистрации пользователя. Для того чтобы стать пользователем Интернета, физическое лицо должно пройти проверку в местном полицейском отделении и предоставить провайдеру справку установленного образца. По некоторым неофициальным данным, кадровые работники Министерства общественной безопасности (=МВД) нередко работают на руководящих должностях в крупных провайдерских фирмах.

Для физических лиц существует целый ранжир разнообразных наказаний: от денежных штрафов до лишения права пользования Интернетом на определенный срок. Требования, предъявляемые к корпоративным пользователям, на порядок выше, чем к физическим лицам. Проверка на благонадежность той или иной компании, желающей "вступить" в Интернет, занимает иногда несколько месяцев. Для солидных коммерческих компаний или государственных организаций, имеющих штатную службу безопасности или первый отдел, практикуется снятие блокировок в интересах бизнеса. Однако любые "шалости" сотрудников этих компаний тщательно фиксируются на специальном оборудовании, и нарушители режима строго наказываются. В фирмах ведется журнал, где аргументируется посещение каждого сомнительного сайта.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.