Рефераты. Роль средств массовой информации в обществе






Стиль -- явление комплексное, охватывающее аспекты содержания и формы. Зачастую стиль соотносят только с его формальными проявлениями. Последнее, очевидно, связано со способностью стиля к саморазвитию, некоторой его автономностью -- содержание может изменяться, а внешние признаки стиля какое-то время сохраняются.

Применительно к дизайну газеты понятие “стиль” надо рассматривать на нескольких уровнях -- как совокупность особенностей “лица” конкретного издания; как “характеристику физиогномического единства” оформления газеты на определенном этапе ее развития; как совокупность особенностей композиции и графики газет одного типа и, наконец, как стиль определенной национальной школы оформления .

Сегодня мы являемся свидетелями множественности стилистических решений, хотя правильнее будет сказать -- стилистических вариаций на одну “тему”. Ведь стремление к стилевому единству -- также в ряду закономерностей развития нашей оформительской культуры. Композиционно-графическое моделирование стало тем частным методом, пользуясь которым дизайнеры стремятся к типологической завершенности изданий. Еще математик Курт Гедель утверждал, что нельзя до конца формализвать ни одну реальную систему, даже если она поддается самому мощному инструменту формализации -- математике (да и сама математика -- система разомкнутая). Это положение, несомненно, приложимо к газетной форме.

2.3. Метод в оформлении газеты

Метод в оформлении газеты -- система законов, принципов, правил и система приемов дизайна. Внешнее выражение он находит в стиле, который нельзя механически сводить к набору оформительских приемов. Утверждение стиля всегда связано со стандартизацией внешних форм, распространением их в виде унифицированных шаблонов, но это не примитивная унификация. Поиск новых приемов -- вот гарант его развития (значит, стиль -- процесс?). Вспомним и слова Флобера, что стиль -- единственное средство преодоления серой обыденности. Развитие существующих приемов даже необходимо, ведь способы практических действий имеют счастливую возможность перерастать в метод познания. Метод реконструируется в стиле с помощью приемов. Может быть, даже разумно коллекционировать их, рождая по аналогии фирменные дизайнерские приемы. При этом важно, чтобы новый прием органично вписался в стиль дизайна данной газеты, в ее композиционно-графическую модель.

Стиль -- система, которая не может меняться часто; его нельзя намеренно придумать, он возникает нечаянно. Другое дело -- приемы, манера дизайна, постоянно обновляющиеся и до определенной степени влияющие на стиль, который несет в себе свойства целостности и стабильности.

Устойчивость и логичность композиции газеты, стабильность использования унифицированных и выразительных графических средств -- это главные требования прогрессивного оформления, основанного на композиционно-графическом моделировании. Для обозначения системы оформления газеты, предполагающей наличие правил и принципов, закрепленных в тех или иных редакционных документах, в начале 70-х гг. был предложен термин “композиционно-графическая модель” -- КГМ (А. П. Киселев)[7].

Как мы показали выше, содержание, оформление, весь выпуск газеты (журнала, радио- или телепередачи) можно и необходимо рассматривать в системе. И в истории уже имели место прецеденты, когда, к примеру, газету рассматривали как целостную динамичную систему, когда тенденция оформления выражалась “в сознательном стремлении к разработке методов оформления массовой продукции самыми экономичными и целесообразными полиграфическими средствами”, когда для дизайнеров было характерно повышенное внимание “к выражению особенностей изданий различного типа, прекрасное знание издательского дела и типографского дела, фотографии и фотомонтажа, яркая агитационно-пропагандистская направленность”[18]. Имеются в виду 20-е -- начало 30-х гг. -- время расцвета конструктивизма, который оказал заметное влияние на западную дизайнерскую культуру. Конструктивизм -- стиль, проповедовавший лаконичность, рациональность, новаторство форм, создаваемых ограниченными средствами и дающих экономию времени и труда плюс большую выразительность, -- охватил в те годы архитектуру и поэзию, кино и театр, фотографию и дизайн, рекламную графику и оформление книг, журналов, газет. Идеи конструктивизма сегодня переживают своеобразный ренессанс, и это можно объяснить так: “В известный период определенные формы употребляются широко, потом их вытесняют другие, и они отступают на задний план или вообще исчезают, а впоследствии снова возвращаются в практику, хотя и в измененном виде. Это относится прежде всего к жанрам, но и в известной степени и к другим выразительным формам: графическому оформлению, тону изложения, стилю, словарю, иллюстрациям и т.д.”[39]. Подобные явления объясняются цикличностью развития журналистских приемов, происходящего в виде диалектической формы “спиралевидного восходящего развития”.

Конструктивизм, являвшийся “выражением... повышенного внимания к технико-организационным вопросам” (из Декларации конструктивистов 1924 года), имеет несомненное продолжение в современной журналисткой практике -- в упомянутом выше единстве содержания, оформления, всего выпуска газеты. Очевидно, что все лучшее, чем располагал конструктивизм, в большей степени проявилось в архитектуре, но также и в графическом дизайне. Именно оформители, по мнению лефовцев, наиболее близко подтягивались к декларируемому теоретическому пределу: подчинение всех видов искусства задаче производственной -- украшению быта. Понимая сегодня ограниченность крайних теоретических претензий (“идеология технического делячества”, преувеличение роли техники и др.), мы не можем не оценить взгляд конструктивистов на газету не только как чисто литературную форму, но и как своеобразную конструкцию. Показательна тирада Ю.Тынянова: “Факт быта оживает своей конструктивной стороной. Мы не безразличны к монтировке газеты и журнала. Журнал может быть по материалу хорош, и все же мы можем его оценить как бездарный по конструкции, по монтировке, и потому осудить как журнал”[20].

Конструктивисты пропагандировали оформление печатных изданий исключительно средствами полиграфии, вводили принцип минимальности затрат и максимума целесообразности (при выпуске той же газеты), но, отсгаивая новое в оформлении, в порыве запальчивости были излишне прямолинейны. К счастью, не всегда теоретические ошибки проявляются в практической работе. Творчество А. Родченко, Э. Лисицкого, С. Телингатера, А. Гана как оформителей печатных изданий говорит само за себя -- их разработки методов оформления, повышающих “полезное действие предмета”, до сих пор представляют большой практический интерес (идея системного проектирования в искусстве книги во многом сходна с идеей композиционно-графического моделирования в газете).

В тех редакциях, которые используют компьютерную верстку, рано или поздно приходят к выводу: системное представление о газете и ее оформлении -- не мода, а требование, как бы предъявляемое самой техникой. Оформительский стиль -- это не только эстетическое понятие, но и конкретный компьютерный термин. Стиль разрабатывается для газеты в целом, для каждой полосы, тематической страницы или подборки в отдельности. Первый этап разработки модели -- моделирование групп оформительских элементов; второй -- систематизация и унификация оформления всех тематических объединений материалов; третий -- комплексная разработка модели издания[11]. В диссертации рассматриваются опыты практического моделирования газет различного типа -- от многотиражной вузовской до республиканской общественно-политической.

Природа газеты, изначально текстовая, со временем приобрела словесно-визуальный характер. И если признать визуальные формы передачи информации более ранними, чем письменные, то, окинув взором современную периодику, можно сделать вывод: “диалектическая спираль” развития СМИ завершает очередной виток, роль визуальной коммуникации сегодня необыкновенно велика, и ее значение, по прогнозам ученых, будет возрастать. Газеты сегодня уделяют особое внимание аппарату ориентирования читателя, процессам фотоиллюстрирования.

Фотоиллюстрации -- один из существеннейших элементов графической модели газеты. Размещение снимков -- также очень важный этап при создании типовых макетов, макетов-стандартов. Любая газетная полоса имеет идею, оформительскую в том числе, главный материал, являющийся одновременно и графической доминантой. Нередко в качестве такой доминанты выступает фотография (зрительно-смысловой центр).

Конечно, значение текста и снимка в периодическом издании (если оно не специализированное фотографическое) неравноценно, и все же журналистская фотография играет важнейшую роль при формировании внешнего облика газеты. Во-первых, фото может быть самостоятельно первоклассным пропагандистским материалом, даже иллюстрируя текст. Во-вторых, -- наглядно иллюстрировать события текущей жизни, выделяя явления дня, запечатлевать “свое время, и не только в общих чертах, но и в мелочах, деталях”[2]. В-третьих, контрастируя с серым полем текста, снимок освежает графику и композицию газеты -- тем самым привлекает внимание читателя ко всей полосе, текстовым сообщениям, расположенным вокруг и рядом с фотографией.

Переход газет на офсетную печать, увеличение их формата делает иллюстрации не только красивыми, но и, главное, -- удобными для чтения. Изображение на фотографиях смотрится мягко, оно не теряется даже при самых малых их размерах. Появились специальные приемы: наложение снимков на текст, подпись на снимке и др.

Пресс-фотофафия выполняет различные функции: она сама по себе отличный журналистский материал, хотя иллюстрирует текст; она самостоятельно представляет события текущей жизни, наглядно запечатлевая время в общих чертах и деталях; контрастируя с серым полем текста, она освежает графику и композицию газеты, тем самым привлекая наше внимание ко всему номеру, полосе, отдельным сообщениям. Усиление той или иной функции зависит от многих факторов: мастерства фоторепортера, журналиста-оформителя (работника секретариата), художника, ретушера и даже от способа печати и качества бумаги... Треугольник “редактор -- ответственый секретарь -- фотокорреспондент” уважительно называют равносторонним, думается, справедливо было бы включить в эту цепочку и бильдредактора.

Есть мнение, что профессиональные особенности мышления фотокорреспондентов и литераторов связаны с определенным типом образности: мыслительный тип первых приближается к целостности детского восприятия (единство цвета и контура, буквали-стичность метафор и др.), для вторых характерны быстрота оценочных реакций, противопоставление цвета и контура, умозрительность метафор и проч.[3] Вполне логично предположить, что мышление бильдредактора, скорее всего, визуально-словесное, т. е. объединяющее описанные типы образности. Более того, бильдредактор призван обогатить процесс коммуникации, предлагая, а возможно, и создавая визуальные образы, преодолевающие “догматизм словесных формул”. Профессия бильдредактора представляет собой специализацию универсала, владеющего основами фотомастерства, типог-рафики, теорией и практикой журналистики. Он призван выявлять идейно-тематические и эстетические свойства фотографий, а также использовать их оформительские возможности: выступать в качестве средства акцентирования внимания читателей, средства ориентации, средства, характеризующего определенные вид и тип издания. В последнее время функции бильдредактора расширяются. Но процесс бильдредактирования совершенно не мыслится без творческого подхода к изобразительной журналистике. А творчество, как известно, удел эстетически образованных людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.