29
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ
ФАКУЛЬТЕТ КНИЖНОГО ДЕЛА И РЕКЛАМЫ
Технология редакционно-издательского процесса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Москва
2004
Статья, предложенная для рабочей рецензии - «Слово и его значение, или Как слова замещают вещи» - предназначена для научно-популярного сборника «В мире слов» и рассчитана на юношескую аудиторию. Предварительно проанализировав статью, можно заметить, что стиль изложения ее материала не соответствует некоторым принципам представления научно-популярных текстов.
Во-первых, принципу осмысления материала. В тексте мало примеров, которые могли бы облегчить восприятие изложенных в тексте научных фактов, а приведенные примеры не выполняют возложенную на них функцию пояснения. Само повествование сильно запутано, непоследовательно, часто повторяющееся, перескакивает с одного аспекта темы на другой, возвращается к уже изложенному материалу.
Во-вторых, принципу доступности. Научно-популярное произведение должно рассказывать о достижениях науки, гипотезах и открытиях, не упрощая и, в то же время, не перегружая изложение труднодоступным для широкой аудитории материалом. Текст же предложенной статьи изобилует терминами и понятиями, которые в процессе повествования не расшифровываются, что затрудняет восприятие текста. Также стоит отметить отсутствие иллюстративного материала, который помог бы осмыслению представленного материала. Запоминающиеся, «легкие» иллюстрации украшают научно-популярную статью и очень помогают неподготовленному читателю в восприятии научного текста.
Абзац 8 получился достаточно длинный, он труден для восприятия. Его необходимо разбить. Поэтому убираем повторяющуюся далее мысль, а фразу об академике Павлове помещаем после слов «Наша речь...». Убираем также повтор - «сигнальной системой», «сигналы первичных сигналов» (в тексте уже говорилось о том, что такое первичные сигналы) и упоминание о Летучем острове, так как текст из книги Дж. Свифта был нами удален, а присутствие упоминания вызовет у читателя недоумение, о чем вообще идет речь.
Необходимо так же обобщающую часть текста о значении слова, начинающуюся с «Итак...», оформить в отдельный абзац.
За этой выделенной частью абзаца 8 следует абзац 13, в котором в общем и целом характеризуется мир слов, их значение в жизни человека. Далее можно поместить оставшуюся часть абзаца 17 и абзац 18 о том, как важны слова для человеческой речи. Они являются логическим заключением для данной статьи, в котором автор подводит общий итог.
2. Редактирование отдельных видов литературы: Учебник / Под ред. Н.М. Сикорского. - М.: «Книга», 1987.
3. С. Г. Антонова, В. И. Васильева, И. А. Жарков, О. В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н. З. Рябинина, В. И. Соловьева. Редакторская подготовка изданий: Учебник/Под ред. С.Г. Антоновой. - М.: МГУП, 2002.
4. Сикорский Н. М. Теория и практика редактирования: Учебник для вузов по спец. «Журналистика». - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. школа, 1980.
Содержание