Рефераты. Проблема пропаганды наркомании на страницах печатных и виртуальных молодежных изданий






Основными потребителями наркотиков является молодежь в возрасте 12-25 лет66 Там же.. По информации Минздрава России, в 2005 году средний возраст приобщения к наркотикам в РФ составляет 15-17 лет, участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9-13 лет и детьми 6-7 лет77 Некоторые факты статистики: рост наркомании в России и в мире/Профессиональная медицина/ http://www.pmed.ru/article1.php .

Это связано с укоренившимся в сознании молодежи представлением о том, что употребление наркотиков:

- необходимо, причем во всех сферах жизнедеятельности человека (наука - «наука и наркотики всегда идут рука об руку»11 Лекарство от жизни//Молоток/http://www.zabey.ru/rpages.php?id2=dfaq&dfaq=2003-10, творчество - помогает «пофантазировать»22 Децл тоже против//Молоток/http://www.zabey.ru/rpages.php?id2=dfaq&dfaq=2002-47 и др.);

- приятно («находящимся под их воздействием кажется, что все отлично»33 No future//Молоток/http://www.zabey.ru/rpages.php?id2=dfaq&dfaq=2002-44);

- способно приносить пользу («все наркотические средства в первую очередь обезболивающие»44 Лекарство от жизни//Молоток/http://www.zabey.ru/rpages.php?id2=dfaq&dfaq=2003-10, «каннабис…признали полезным при астме, невралгии, эпилепсии, запое»55 Там же.);

- способно решить проблемы («на какое-то время ликвидируют чувство тревоги и неуверенности в своих силах»66 FAQ по наркотикам//Narcozona.ru/http://www.narcozona.ru/pnDOC.html ;

- исторически оправдано («Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений»77 Наркотики и общество: история//Narcozona.ru/http://www.narcozona.ru/noDOC.html.

«Есть только 3 причины чтобы не употреблять наркотики: страх смерти, воспитание… и когда это не нужно… И миллиарды причин, чтобы употреблять»88 Имя - наркоман//Молоток/ http://www.zabey.ru/rpages.php?id2=dfaq&dfaq=2003-23.

В распространении информации о наркотиках средства массовой информации играют главную роль - 56,6 % подростков первые сведения о наркотиках получают именно из СМИ, 31,1% - от сверстников, которые, в свою очередь, получают информацию из СМИ99 Спорт против наркотиков//Физическая культура/http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1999N3-4/p61-63.htm.

Молодежные печатные и виртуальные СМИ часто обвиняются общественностью в пропаганде наркомании. Причины и обоснованность подобных обвинений, законодательно-правовые аспекты пропаганды наркомании, общие характеристики современных молодежных СМИ, профессионально-этические качества, необходимые журналистам для работы над проблемой наркомании будут подробно рассмотрены в данной главе.

1.1. Общие характеристики современных молодежных СМИ

За последние десять лет в Российской Федерации структура средств массовой информации для молодежи претерпела существенные изменения, как в тематическом, так и в количественном плане11 Доклад бывшего Министра образования РФ Владимира Филиппова/Всероссийский форум «СМИ - новое поколение»/http://www.newpress.ru/filippov.htm. С одной стороны, значительно выросло общее количество СМИ, ориентированных на молодого читателя. С другой - такой количественный рост, не подкрепленный кадровым потенциалом на фоне существовавшей политической и социально-экономической ситуации, привел к остро негативным последствиям в информационной среде.

В Российской Федерации зарегистрировано свыше 350 периодических изданий для молодежи. Суммарный тираж этих изданий составляет до 3 млн. экземпляров ежемесячно22 Там же..

На современном российском рынке печатных СМИ для молодежи доминируют издания развлекательного характера (их совокупный ежемесячный тираж составляет до 75 процентов от тиража всех типов юношеских и молодежных изданий)33 Там же..

Во всем спектре юношеской и молодежной прессы слабо представлены издания обучающего и познавательного характера44 Там же..

Говоря о современной молодежной прессе России и Казахстана, Сагымбай Козыбаев, профессор, д.и.н., президент Академии журналистики Казахстана, совершенно справедливо отмечает: «В настоящее время с сожалением приходится констатировать, что на рынке прессы для молодежи безраздельно властвуют российские или западные издания, адаптированные для молодежи СНГ, такие как «Cool», «Птюч», «YES», «Ровесник» и др., что еще раз наглядно подтверждает глобализацию информационного рынка. Подобные издания делают упор на развлекательную информацию. Издания идут на поводу у аудитории (которая предпочитает читать о музыке, шоу-бизнесе, сексе, сплетнях), не стремятся поднимать её культурный и образовательный уровень. Огромный крен в молодежных СМИ в сторону музыки, развлечений, моды, анекдотов, приколов»11 Козыбаев С. Какой быть молодежной прессе//Адисоз/http://www.adilsoz.kz/old/l&l/2002/010/09/01page.htm.

1.2. Цель СМИ при освещении проблемы наркомании

Соглашаясь с тем, что основным назначением современных молодежных изданий является развлечение читателя, определим, в чем заключается их цель при освещении проблемы наркомании.

СМИ, несомненно, могут влиять на уровень потребления наркотических веществ в обществе22 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ http://www.adic.org.ua/nosmoking/books/media/page01.htm. Являясь основным источником информации о наркотических веществах, каждый материал способствует формированию общественного мнения по отношению к проблеме наркомании. И хотя один конкретный материал в СМИ вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию, каждый материал вносит свою лепту в то, чтобы склонить общественное мнение в ту или иную сторону33 Там же..

Цель СМИ при освещении проблемы наркомании - способствовать возникновению у аудитории отрицательного отношения к наркотикам.

«СМИ могут давать необходимые знания о вреде наркотиков, способствовать формированию установки на здоровый образ жизни и неприятие наркотиков. Но СМИ могут способствовать и обратным процессам. Это особенно важно предусмотреть и предупредить при освещении проблемы наркомании, чтобы не получить не планируемого обратного эффекта (пропаганды наркотических средств)»11 Головченко Д.А. Роль прессы в профилактике наркомании/Харьковский институт социальных исследований/http://www.daria.dem.ru/pressa.htm.

Неправильное освещение журналистами вопроса наркомании провоцирует пропаганду наркотиков среди молодежи и осложняет борьбу с этой проблемой22 В столице Грузии прошел семинар для журналистов, посвященный борьбе с наркоманией// Кавказ.Мемо.ру/ http://www.kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/805804.html.

1.3. Причины актуальности проблемы пропаганды в молодежной прессе

Рассмотрим основные причины, по которым проблему пропаганды в молодежной прессе можно считать актуальной.

Непрофессионализм журналистов

«Авторами большинства материалов о борьбе с наркоманией являются начинающие журналисты, которые зачастую не владеют специальными медицинскими познаниями в данной области, не знакомы с законодательством, регулирующим вопросы борьбы с наркоманией»33 Решение клуба журналистов//Европейские города против наркотиков (Россия)/

http://www.ecad.ru/2003-05.html.

«Почти не публикуются статьи специалистов, имеющих прямое профессиональное отношение к решению проблемы наркомании: врачей, психологов, педагогов, сотрудников правоохранительных органов»44 Там же..

К частым ошибкам, допускаемыми молодыми журналистами, можно отнести следующие:

- непонимание сущности наркомании, сведение проблемы к вопросам «употреблять» или «не употреблять»55 Там же.;

- создание «моральной паники» в обществе11 Смирнова Н., Паника или знание? Конструирование проблемы роста потребления наркотиков среди подростков и молодежи в местной прессе/Научно-исследовательский центр «Регион»/ http://www.region.ulsu.ru/books/hero_in_our_time/sketch10/;

- отсутствие конкретных рекомендаций для решения проблемы22 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ http://www.adic.org.ua/nosmoking/books/media/page03.htm;

- употребление наркотиков - личное дело каждого человека33 Там же.;

- описание наркомана как больного, но не преступника (асоциальное поведение наркомана в данном случае будет расцениваться как допустимое для его состояния)44 Архив материалов 2005/Премия имени Никиты Кириченко в области аналитической журналистики/ http://www.kirichenko-premiya.ru/works.php?p=4&b=2;

- разделение наркотиков на «легкие» и «тяжелые»55 В столице Грузии прошел семинар для журналистов, посвященный борьбе с наркоманией// Кавказ.Мемо.ру/ http://www.kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/805804.html;

- освещение аспектов наркомании, в которых может содержаться скрытая пропаганда (вопросы легализации наркотиков66 Там же., финансовая прибыль наркобизнеса77 Там же., героизация звезд шоу-бизнеса88 Там же. и др.);

- неверный выбор источника информации;

- героизация личности наркомана;

- попытка одним материалом воздействовать и на наркоманов, и на людей, не употребляющих наркотики99 С наркоманией нужно бороться/Самарская губерния против наркотиков и СПИДа/ http://www.noaids.samara.ru/action.htm;

- выдача собственного мнения за профессиональную оценку наркоситуации;

- дискредитация опыта профессиональных наркологов, потому что они «никогда не пробовали»;

- создание ареола «элитарности» и «избранности» наркомана;

- попытка глубокого проникновения в субкультуру наркоманов с целью вызвать интерес у аудитории и др.

Это ведет к тому, что «продолжают появляться материалы, которые можно расценивать как скрытую пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»11 Решение клуба журналистов//Европейские города против наркотиков (Россия)/

http://www.ecad.ru/2003-05.html.

Эксперты свидетельствуют, что сложные материалы в СМИ проходят предварительную экспертизу (юридическую, экспертную), но журналисты, пишущие на тему наркомании почему-то редко показывают свои материалы специалистам. Сами журналисты отмечают, что всем коллегам по перу не хватает компетентности, а порой и элементарных знаний для правильного освещения грандиозной общественной проблемы, и этот пробел необходимо компенсировать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.