Характеристики аудитории не исчерпываются внешне прояв-ляющимися факторами поведения: выбором того или иного источника, того или иного материала, длительностью подписки на газету и пользования телевизором и т. д. За внешне одинаковыми я поведенческими актами стоят разные потребности, интересы, ожидания. С другой стороны, одни и те же потребности, интересы, I- ожидания по-разному проявляются в поведении аудитории. Среди связей (отношений) аудитории с другими участниками системы информации можно выделить связи объективные и субъективные. К первым относятся те из них, что проявляют себя в поступках, фактах поведения людей: выбор источников инфор-мации, письменные и устные контакты с «журналистом» и «издателем». Ко вторым -- интересы и мнения, представления и требования и многие другие формы внутреннего отношения аудитории.
Все рассматриваемые группы частных отношений на уровне конкретного исследования предстают как система характеристик, имеющих качественную и количественную определенность -- как система качественных и количественных показателей. Сочетания однотипных показателей могут рассматриваться как индексы , (например, интерес к определенной тематике может быть описан через индекс, составленный на основе ряда проявлений -- заявленного интереса, линии выбора источников информации и от-дельных сообщений и т. п.).
В конкретных социологических исследованиях изучаются как сами проявления отношений аудитории со средствами массовой информации, так и их факторы. Эти факторы многообразны и лежат в самом субъекте отношения, в объекте отношения, а так-же конкретно-исторической ситуации, в которой имеют место изучаемые отношения.
Для задач конкретного анализа отношения аудитории к массовой информации может быть представлена система уровней от-ношения, выстроенных «по линии потребления», выбора массо-вой информации (то же может быть сделано и по линии участия аудитории в производстве информации).
Включенность в систему массовой информации, выбор средств (газеты, журналы, радио, телевидение), использование «наборов» средств.
Выбор источников информации в рамках отдельных средств (центральные и местные каналы, отдельные издания), использование «наборов» источников.
Выбор отдельных сообщений (материалов, передач) в объеме материалов, поставляемых данным источником информации.
Избирательное восприятие (запоминание, усвоение, оценка) материала и его частей.
Актуализация (последействие) информации в сознании и поведении потребителя информации.
В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации. Последняя вытекает из сущности социальной системы как системы информационной, в которой взаимодействие (сотрудничество) между подсистемами и элемен-тами протекает не только в форме энерговещественных, но и ин-формационных процессов. Потребность в информации выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обес-печении практически всех видов человеческой деятельности и предопределяет включение личности в существующую в обществе систему социальной информации. Потребность в информации как бы пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит и самостоятельный характер, выражая творческую сущность чело-веческого сознания. Ведь информация обеспечивает процесс мышления, который «имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение к извне поступающим дан-ным» .
Жизненные интересы и порожденные ими информационные ин-тересы специфически реализуются в разных системах социальной информации. В принципе всякая информация апеллирует к жизненным интересам личности, обслуживает выполнение ею разных социальных ролей. Особенности массовой информации состоят в том, что, рассчитанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей, обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна, доступ-ность (ведь здесь выбор идет не от профессионально - должностной обязанности).
Эти особенности массовой информации отражаются в характеристиках аудитории, полученных в ходе конкретно - социологических исследований. Опрашиваемые гораздо чаще объясняют характер своих взаимоотношений с источниками массовой инфор-мации не долгом или обязанностью, а «просто интересом».
Исследование информационных потребностей должно исходить из их типологии: общепсихологические, ком-муникативные, науковедческие, информативные. Выявле-ние степени их удовлетворения -- первоочередная зада-ча. Во всех случаях подобного исследования за основу необходимо брать предметную область СМИ, т. е. изу-чать не только интересы, но и мотивы. Всестороннее вы-яснение мотивационного диапазона информационных по-требностей даст возможность управлять мотивировками.
Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержа-ния и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и ре-шения проблемных ситуаций, для достижения внутрен-него равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целе-направленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связана с социальной активностью человека. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности СМИ их роль в удовлетворении и развитии информационных потребностей населения.
Анализируя содержание информационных потребно-стей и их удовлетворение разными, в том числе и массо-выми, средствами общения, следует учитывать образ жизни населения. Это позволит объяснить закономер-ности формирования аудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населе-ния. Проведенные социологические исследования пока-зывают, что увеличение роли телевидения в удовлетво-рении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, боль-шим количеством свободного времени, в третьих, боль-шей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-чет-вертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная актив-ность участия в общественной работе, трудовая деятель-ность, связанная с решением управленческих, общест-венных и творческих проблем, порождают специфиче-ский комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением газет, книг, журналов. Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов вне трудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам (в том числе и к специаль-ной литературе) связано в первую очередь с характером его профессиональной деятельности, статусом личности, т. е. с его трудовой сферой. Это обусловливает выбор целей деятельности СМИ и критериев эффективности, Функции, которые выполняют средства массовой инфор-мации, оказываются различными для разных групп на-селения в зависимости от образа жизни, информацион-ных потребностей аудитории. Например, для определен-ных групп населения телевидение стало доминирующим каналом удовлетворения всех культурных запросов и интересов, занимая большую часть их свободного вре-мени. А для людей, активно вовлеченных в другие виды духовной жизни и пользующихся широким спектром источников печатной и межличностной информации, те-левидение выполняет лишь второстепенные функции.
Рассмотрение проблемы эффективности СМИ с точки зрения удовлетворения и развития информационных по-требностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в общей системе идеологической работы, выявить резервы и недостатки, которые мешают слажен-ной и эффективной деятельности всей информационной системы современного общества.
Наиболее значительная часть материала, накопленного в кон-кретных социологических исследованиях аудитории, посвящена первому из названных выше уровней отношения: включенности населения страны и ее отдельных регионов в аудиторию разных средств массовой информации и пропаганды, отражает меру та-кой включенности.
Страницы: 1, 2, 3