Рефераты. Использование PR-методов в работе субъектов современного рыночного пространства с телевизионными СМИ






Телезрителю нужны сериалы, драмы с персонажами, пикантные детали… Предыстория (как все начиналось?), развернутая картина события (какие еще аспекты повседневной жизни, кроме тех, что на поверхности, случившееся затрагивает?), нужные оживленные реакции всех сторон события.

Еще лучше - явления из ряда вон выходящие. Сенсация - то, что нарушает традиционные представления, выпадает из эволюционного русла развития. Интрига - информационный ребус, разгадка которого может находится в том числе и в руках репортера, провокация - вызов, явно задевающий чьи-то мнения.

Однако все эти события, к сожалению или счастью, не имеют привычки случатся каждый божий день. А информационные выпуски выходят в эфир постоянно, рейтинг нужно поддерживать без выходных. И тут на выручку тележурналистам снова приходят пиаровские методы. Ведь новости с равным успехом могут производить и воспроизводить не только PR-агенты, но и телевизионщики. Сокрытие фактов или же их сенсационное обнаружение, наведение блеска или распространение слухов, упоминание события в ряду других фактов, «пристегивание» одного к другому…

Менеджмент новостей становится главным бизнесом третьего тысячелетия. Телеканалы раскручивают собственный бренд, в поте лица занимаются привлечением аудитории, и - что немаловажно! - стараются не вступать при этом в противоречия с собственником/спонсором/государством.

В общем, работа ведется сразу в нескольких направлениях. Ее основа - отбор и интерпретация информации. С отбором вроде бы все понятно. Осведомленность зрителей прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация. А делается это во многом в соответствии с так называемой концепцией «новости дня». В чем ее смысл? На большинстве телеканалов, преимущественно региональных, в эфир идет все, что снято. Машину гоняли, бензин жгли, технику использовали, пленку крутили, мозги напрягали… На общегосударственном уровне дела обстоят по-другому. Предположим, тема номер один сегодня - ситуация в Чечне. Компетентный в данном вопросе политик (назовем его условно Вася Пупкин) открывает выставку в Третьяковкой галерее. Собираются камеры со всех телеканалов. Искусствоведы довольно потирают руки - о выставке узнает вся страна. А Пупкин тем временем отвечать на интересующие вопросы, естественно не про художественную ценность картин на стенах, а по поводу Чечни, отказывается. Телевизионного эфира на главных каналах страны эта новость, скорее всего, не увидит. СМИ непременно нужны комментарии вовлеченного в ситуацию человека - зритель ждет объяснений. При их наличии - общество может ненароком узнать и об этой несчастной выставке - «в Третьяковской галерее побывал Пупкин и рассказал о происходящем в Чечне то-то…»

Другой интересный момент: почти в каждой программе существуют запретные темы и персоны non-grato. Того-то не показывать, о том-то не рассказывать. Конечно, этот свод негласных правил никто не станет афишировать: «сор из избы» выносить не принято. Но иногда доходит до курьезов. Скажем, в одной из телевизионных программ по каким-то соображениям никогда не показывают Аллу Пугачеву. Теперь никто из журналистов уже и не вспомнит, почему так повелось, однако правило соблюдают - скорее по привычке.

Интерпретация же информации требует куда больших усилий. Возможности слова, словосочетания, интонации, логического ударения, изображения, компоновки кадров - широки. Например: критикующие правительство СМИ сообщает о «бомбежке населенных пунктов» в Чечне, а проправительственные телеканалы говорят об этих же эпизодах, как о «поддержке федеральных сил с воздуха». Одни комментаторы, оценивая экономическую ситуацию в стране, констатируют «безработицу», другие - «неполную занятость»…

Несомненно, у каждого телеканала - своя информационная политика, но принципы ее осуществления - одинаковы. О них и пойдет речь. Важная ремарка ко всему тому, что будет сказано далее: не стоит воспринимать этот механизм как «дьявольскую кузницу» и представлять себе демонического вида «влиятельного дядю», который сидит и размышляет над тем, как бы так подать информацию, чтобы исковеркать ее еще сильнее в угоду другому, еще более влиятельному дяде. Не стоит забывать о том, что абсолютной правды не бывает, и у каждого события, как и у медали, по меньшей мере, две стороны.

Итак, начнем с формы, перейдем к содержанию. Сначала ведь к новости нужно привлечь внимание, и только потом им умело манипулировать.

Привлечение внимания

Сомнению не подлежит: чем внимательнее человек отнесется к информации, тем лучше он ее запомнит. Главное условие - представление события должно быть неординарным, отличающимся от других.

Например, непроизвольное внимание позволяет привлечь контрастность, способ, широко применяемый в телевизионной практике. Здесь и представления потребителям информации полярных точек зрения, и суждение известной личности среди рядовых мнений, и цветовое и звуковое оформление телепрограмм… Иллюстрация - передачи, основанные на диалоге двух политических противников («Времена» Владимира Познера на ОРТ).

Контраст - и в основе известного прием мобилизации внимания через внезапное появление звука нового тембра или остановку звучания вообще. Психологическая закономерность: восприятие информации автоматически обостряется, когда после небольшой паузы снова раздается голос диктора или музыка. Ближайшие 10-20 секунд внимание зрителя из относительного превращается в абсолютное, а значит, хорошо пережевывающий и неплохо усваивающий сообщение зритель у экрана телевизора гарантирован. «Звуковые провалы» телевидение использует либо для передачи краткого и важного сообщения, либо для привлечения внимания к начавшейся программе.

Контрастность может проявляться и в использовании в информационных передачах сообщений разной длительности (новость короткой строкой в среди более подробных и долгих), и в манере подачи материала (если среди сухого, сжатого изложения информации вдруг проскальзывают образные выражения или «лирические отступления от темы», это акцентирует внимание), и в цвете.

Однако не всякая цветовая гамма вызывает у телезрителя одинаковый интерес. Напротив, неудачные цветовые сочетания могут воздействовать на человека угнетающе. Красный и темно-синий вместе вызывают удовольствие, а красный и желтый действуют сомнительно, красный и фиолетовый и вовсе раздражают.

Еще один вариант зацепить интерес аудитории - прием повторения. С его помощью увеличивается число людей, которые узнают о некотором факте или событии. Кстати, повторение - хороший способ превращения потенциальной аудитории в реальную.

Но и на этом возможности повторения не исчерпываются. Оно еще и на процесс запоминания влияет. Чем больше количество модификаций, в которых одно и то же сообщение повторяется, тем больше шансов, что хоть что-то останется у зрителя в памяти. Повторение неизменно вызывает ассоциативную работу психики. А ассоциации, как известно, расширяют сферу восприятия информации, повышают ее субъективную значимость и усиливают вероятность того, что сообщения будут приняты сознанием.

Значительную роль в формировании установок телезрителей играет также расположение сюжета в блоке информационных сообщений. Выделено два основных эффекта:

эффект очередности информации: сообщению, направленному на изменение зрительского мнения, должно предшествовать любое другое, не связанное с решением этой задачи. Действие данного феномена основано на существующей психологической закономерности, так называемом «краевом эффекте памяти», согласно которому лучше всего запоминается та информация, которая располагалась в начале или конце информационного блока. В соответствии с этим правилом строятся практически все выпуски новостей. Первой идет «новость дня», репортаж, направленный на создание определенного общественного мнения, а в конце выпуска основные новости кратко повторяются.

эффект первичности коммуникационного воздействия: если телезритель получил какое-то важное сообщение, его сознание готово к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. А если далее появятся факты, противоречащие первому впечатлению, отказаться от того, во что уже поверил, достаточно сложно. В связи с этим в США, например, существует строгая система передачи материалов из районов боевых действий. Все сообщения из зоны боев предварительно проходят проверку в специальных органах военной цензуры. Для представителей СМИ действуют жесткие правила аккредитации.

Форма формой, но и о содержании информационных сообщений забывать нельзя. Все же внутренние проявления важнее внешних. Нужное воздействие осуществляется на основе простейших психологических закономерностей. Спорить с этим бесполезно, и телевизионные СМИ, чаще всего неосознанно, работают в соответствии со всеми ниже изложенными правилами, поскольку заинтересованы в качественном потреблении новостных сообщений. А информация лучше принимается сознанием, если:

совпадает с психологическими нуждами зрителей. Не случайно же практически все политические блоки используют в предвыборных программах слова «порядок» или «стабильность», то есть именно то, чего, по мнению большинства населения, так не хватает современной России.

содержание новости согласуется с нормами референтной группы (то есть той, к которой принадлежит человек и мнение которой является для него значимым). Например, большинство американцев до сих пор не могут себе представить, что действия вооруженных сил США вызывали жертвы среди мирного населения. В частности, после нанесения ракетных ударов по Югославии американцы воспринимали подобные сообщения как пропагандистский трюк.

источник информации ассоциируется в сознании аудитории с носителем высокого престижа, а также за счет высокого социального статуса, личностного обаяния, компетентности коммуникатора. Например, во время вышеупомянутой операции НАТО в Югославии американцы доверяли заявлениям военных руководителей блока об отсутствии разрушений гражданских объектов больше, чем словам потерявших кров жителей в сербских городах.

если эмоциональное представление информации подкрепляется логическим доводом.

Сознательные и несознательные телевизионные манипуляции

Ни для кого не секрет, общественное мнение формируется и изменяется. Пресса не может быть пассивным участником изменений в обществе. Средства массовой информации всегда контролируют вектор движения, опираясь на два известных метода: убеждение и внушение.

Убеждение - это воздействие на сознание через обращение к критическому суждению. В основе - логическое упорядочивание фактов и выводов согласно единой мировоззренческой концепции человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.