Рефераты. Функционирование фразеологических единиц в газетных статьях






Шутливые пословицы являются одним из самых распространен-ных малых комических жанров в современной газете. Образуются они путем резкого сдвига в структуре и семантике протопословицы (пословицы - основы). Например: "Что посмеешь, то и пожмешь" (НГ. 2004. № 24) -- Что посеешь, то и пожнешь, "Долг утюгом страшен" (НГ. 2005. № 27) - Долг платежом красен; «Лю-бишь на "Запорожце" кататься, люби и "Мерседесы" чинить!"» (НГ. 2004 г. 15 июня) - Любишь кататься, люби и са-ночки возить; "Одна голова хорошо, а с телом-лучше" (НГ, 2006. № 28)

Подобные выражения, несмотря на производимый ими комичес-кий эффект, не лишены некоторого обобщающего и, подчас, поучи-тельного смысла.

Аналогичны шутливым пословицам по механизму комического крылатые выражения предикативного типа, например: "Человек со-здан для счастья, как птица для бульона" (НГ. 2006. № 36) - Человек создан для счастья, как птица для полета: "Если гора не идет к Магомету, значит Моисей заплатил больше" (НГ. 2006. № 18) - Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к го-ре: "Пришел, увидел, отойди - дай другим посмотреть" (НГ,. 2006. № 21) - Пришел, увидел, победил.

Надо заметить, что в газетах в качестве автономных (независимых от контекста) высказываний, то есть как самостоятельный комичес-кий речевой жанр, используются также шутливые трансформации разных устойчивых выражений непредикативного типа, например, названия кинофильмов, литературных произведений, произведений живописи: "А зомби здесь тихие" (НГ. 2006. № 35) - Трое в лодке, не считая собаки (назва-ние повести Джерома К. Джерома); «Картина "Девочка с персями"» (НГ,. 2006. 31 янв. - 6 февр.) - Девочка с персиками (название картины В. Серова) и т.п.

Подобные шутливые обороты не выражают суждения, лишены обобщающего смысла и поэтому не могут рассматриваться как разно-видность шутливого афоризма.

Шутливое определение (дефиниция), в соответствии с логической структурой определения как такового, содержит в своем составе сло-во или словосочетание, обозначающее определяемое понятие, или словосочетание (или сочетание слов), посредством которого осуще-ствляется определение (через указание на род и видовое отличие).

Возможно, самую удаленную позицию от центра поля афористики занимают шутливые газетные заголовки афористического типа. По своим жанровым признакам они могут совпадать с любым из перечис-ленных видов комического афоризма (чаще всего - с шутливой сен-тенцией. шутливой пословицей, шутливой кры-латой фразой), однако их объединяет особое место и специфическая функция (заголовка) в газетном тексте. Не будучи непременно наста-вительными по содержанию, они своей "вписанностью" в конкретный текст напоминают апофегму (наставительное изречение, имеющее автора и соотнесенное с конкретной ситуацией), сохраняя при этом относительную смысловую самостоятельность. Например:

"На то и теща, чтобы зять не дремал" (НГ. 2006. № 46 - заголовок статьи о роли и отношениях членов семьи); "Нормальные герои все-гда идут в обход" (НГ 2006. 17 янв. - заголовок статьи о на-логах на продажу автомобилей); «Чем меньше знаем мы законы, тем больше "любят" они нас» (Новая газета. 2006. 3 февр. - заго-ловок публикации, направленной против судебного произвола).

Таким образом, фразеолгизмы в газете предстает как рече-вой гипержанр, расслаивающийся на множество субжанров. Для всех разновидностей фразеологизма характерно создание комичес-кого эффекта с помощью таких сложных художественно-риторичес-ких приемов, как пародирование, отстранение, обманутое ожидание. Что касается более конкретной языковой техники комического, то она в шутливых афоризмах разного типа столь разнообразна, что за-служивает специального освещения.

2.2. Индивидуально - авторские преобразования фразеологизмов

Изменение структуры и содержания фразеологизмов усиливает прагматическую функцию газетной статьи, так как разрушение «готовых к употреблению знаков» осуществляется с целью воздействия на интеллект и эмоции адресата.

В каждом периодическом издании существуют свои приемы построения заголовков по мнению журналистов, сотрудников газеты «Новая газета », использование штампов и клише народной и массовой культуры дает возможность получить многослойность текста, которая ощущается читателем как нечто знакомое [5,30].

В газете «Новая газета» широкое распространение получило лексическая трансформация ФЕ, т.е. замена компонента на какую-то другую языковую единицу. Это самый продуктивный тип индивидуально - авторских преобразований, который помогает быстро установить контакт с читателем.

«Замена компонентов той или иной единицы формирует своего рода квазифразеологизмы” [6,45]» которые придают заголовку или всему тексту экспрессивность и оценочность. Например:

“Сержант, он и в Африке сержант” (Свинья, она и в Африке свинья)

А.Сергеев. “НГ” №27 от 10.02.06.

“Что дэн грядущий нам готовит” (Что день грядущий нам готовит)

А.Часнык. “НГ” №18 от 06.05.06.

“Старый солдат окопа не испортит” (Старый конь борозды не портит)

А.Попов. “НГ” №50 2006г.

“То ли девочка, то ли “Евровиденье” (То ли девочка, то ли видение)

В.Полупанов. «НГ2 №19 2006 г.

Яркий стилистический эффект создает пародийное использование книжных фразеологизмов, употребляемых нередко в сочетании с иностилевыми лексико-фразеологическими средствами. Сама природа фразеологизмов, обладающих яркой образностью, стилистической окраской, создает предпосылки для их исполь-зования в экспрессивной речи. Эстетическая роль фразеологических средств определяется умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст. Такое употребление фразеоло-гизмов обогащает речь, служит «противоядием» против речевых штампов.

Однако возможности применения фразеологизмов значительно шире, чем простое воспроизведение их в речи. Фразеологические богатства языка ожи-вают под пером публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров. Художники слова могут обращаться с фразеологизмами как с «сырьем», которое подлежит «творческой обработке». В результате фразеологического новаторства писате-лей, публицистов возникают оригинальные словесные образы, в основе которых «обыгранные» устойчивые выражения. Творческая обработка фразеологизмов придает им новую экспрессивную окраску, усиливая их выразительность. Чаще всего журналисты преобразуют фразеологизмы, которые имеют высокую степень устойчивости лексического состава и выполняют в речи экспрессивную функ-цию. При этом измененные фразеологизмы сохраняют художественные досто-инства общенародных - образность, афористичность, ритмико-мелодическую упорядоченность.

Прием разрушения образного значения фразеологизма, как видим, не затра-гивает лексико-грамматического состава, -- его внешняя форма обычно сохраняется, но смысл толкуется по-новому Фразеологизмы, сознательно употребленные в несвойственном им значении, можно назвать семантическими неологизмами во фразеологии. Их часто используют в речи (рвать и метать - «занимать-ся спортом», быть на побегушках - «участвовать в состязаниях по бегу»).

С целью актуализации фразеологизмов писатели придают им необычную форму. Видоизменения фразеологизмов могут выражаться в сокращении или расширении их состава.

Редукция, или сокращение состава, фразеологизма обычно связана с его переосмыслением. Например: Заставь депутата Богу молиться... (отсечение второй части пословицы - «так он и лоб разобьет» -- лишь усиливает иронию в оценке постановления Думы РФ, обострившего по-литическую ситуацию). Еще пример: Полезные советы: Не родись красивой («ЛГ») - отсечение второй части пословицы Не родись кра-сивой, а родись счастливой привело к изменению ее значения, смысл нового афоризма - «красота ведет к несчастью».

Протовоположно редукции расширение состава фразеологизма. Например: «Это гранитные камни преткновения на дороге знания» - определение гра-нитные, введенное в устойчивой словосочетание, придает образу особую на-глядность. Состав фразеологизма часто расширяется благодаря введению уточ-няющих слов. Изменение состава фразеологизма может стать средством усиления экс-прессивной окраски речи (Не откладывайте в слишком долгий ящик.)(НГ от 29мая 2005г. ) В иных случаях введение до-полнительных слов во фразеологические обороты придает им новые смысло-вые оттенки. Например: «Скверное время для совместных выступлений --можно сесть в грязную лужу, а этого не хочется» (НГ от 12 февраля, 2006г.) сесть в лужу означает «поставить себя в неловкое, глупое, смешное положение»; определение, вве-денное в этот фразеологизм, расширяет смысл: «позволить себя вовлечь в не-честную игру, стать жертвой махинаций враждебно настроенных людей».

В речи с определенной стилистической целью можно из-менять лексический состав фразеологизма, обновляя один или несколько его компонентов: «Смех сквозь пули» -- название статьи о Пятом международном фестивале юмора «Остап» (накануне был убит его соучредитель). Смеется тот, кто стреляет первым. Ради красного словца коммунисты не пожа-лели русских братьев из Приднестровья (ср.: Ради красного словца не жаль ни брата, ни отца) «НГот 25 04 2006»

К замене словарных компонентов фразеологических оборотов часто прибегают журналисты фельетонов. Новые времена подсказывают нашим сатирикам иные шутки: Колбаса как зеркало русской революции; В конце тоннеля есть горячий суп. Тайна, покры-тая крахом; С миру по строчке; Делу время, зрителю -«Времечко» (заголов-ки газетных статей «НГ»).

Обновление состава фразеологизмов усиливает их экспрессивную окраску, но может и не влиять на их значение (От обиды и огорчения она хлопнулась в обморок), однако чаще значение фразеологизма меняется (Служить бы рад, прислуживаться тоже) («НГ»).

Чаще авторы заменяют компоненты фразеологизмов с целью корен-ного изменения их значения и создания острого сатирического эффекта:

Хорошее место социалистическим лагерем не назовут; Критика по-чтила роман молчанием; Хорошо смеется тот, кто смеется без по-следствий. Пришел? Увидел? Помолчи!

Используя этот прием, авторы стремятся к возможно более точному сохра-нению звуковой организации фразеологизма: Что написано опером... (статья о преступности в Москве); Хоть гол на голове теши (о футболисте, который ма-стерски забивает голы головой).(НГ от 23апреля,2004).

Своеобразным стилистическим приемом авторской обработки фразеологиз-мов является контаминация нескольких фразеологических единиц. Например: Пеший голодному не товарищ (пеший конному не това-рищ, сытый голодного не разумеет}.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.