2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория и практика средств массовой информации»
«Аграрная пресса».
Работу выполнила: студент гр. СО-324 М.С. Задорина
Работу проверил: доц. Каф. ФиСК
В.М. Слабодян
дата сдачи: _______
дата проверки: _______
Омск 2007
Оглавление:
Введение
Глава 1. Аграрная пресса России
1.1. Становление аграрной прессы и ее современное состояние
1.2. Периодические издания аграрной прессы ...
Глава 2. Место аграрной прессы в системе СМИ
1.1 Анализ аграрной прессы
1.2 Макет журнала
Заключение
Список литературы
Введение:
Аграрный вопрос в России всегда был одним из главных. Этому вопросу не один год своей творческой деятельности отдали такие журналисты как Вален-тин Овечкин, Борис Можаев, Георгий Радов, Юрий Черниченко, Иван Васильев. Об-суждение в печати проблем деревни всегда вызывало и вызывает об-щественный резонанс. А сегодня, когда развитие сельского хозяйства является одной из приоритетных задач российского государства и наиболее обсуждаемой темой в российских СМИ, совершенствование аграрной тематики является актуальной проблемой современной журналистики.
Объект - аграрная проблематика.
Предмет - аграрная пресса России.
Цель моей работы проанализировать существующую аграрную прессу.
Выявить плюсы и недостатки изданий, данной тематики;
Предложить вариант аграрного периодического издания, наиболее отвечающего современным требованиям.
Практическая значимость - привлечь внимание к проблеме современной аграрной прессы, расширить читательскую аудиторию, увеличение числа изданий, отражающих данную тематику.
Глава1. Аграрная пресса России
Развитие системы аграрной прессы, как и всей российской журналистики, в постсоветский период, носит противоречивый характер, во многом обусловленный кризисными явлениями в жизни общества. Несмотря на потери и трудности, аграрная прес-са выжила: в стране издаются десятки специализированных газет и журналов, рассчитанных как на сельских жителей, так и на го-рожан-землевладельцев. Наряду с традиционной «Сельской жиз-нью» выходят еженедельник «Крестьянская Россия», хорошо известная читателям газета «Ваши 6 соток». В последние годы появи-лись и новые издания: «АиФ» на даче», «Мой прекрасный сад», «Сельскохозяйственный оптовик» и др. Есть аграрные издания и в регионах.
Если говорить об аграрной теме в современной российской журналистике в целом, то следует отметить две тенденции. С одной стороны, аграрная периодика расширила свою тематику, с дру-гой -- общественно-политические издания увеличили объем аг-рарной проблематики.
Аграрный вопрос в России всегда был одним из главных. Об-суждение в печати проблем деревни всегда вызывало большой об-щественный интерес. Не случайно имена видных журналистов были связаны в советский период именно с аграрной темой. Достаточно обозначить журналистику 50--80-х гг. такими именами, как Вален-тин Овечкин, Борис Можаев, Георгий Радов, Юрий Черниченко, Иван Васильев.
Проблемность нынешнего положения аграрной прессы кроет-ся в том, что утрачены многосторонние связи с читателями. Так, одна из самых массовых в прошлом газета «Сельская жизнь» сни-зила свой тираж с 10 млн. до 100 тыс. экз., а вместо одной тысячи ежедневно получаемых редакцией писем сейчас приходит не бо-лее ста. Исчезли когда-то традиционные рубрики «Газета выступи-ла» или «По следам наших выступлений». Издание просто инфор-мирует. Аналитические и организующие начала уже не имеют преж-ней актуальности.
Для советской печати была характерна активная аграрная про-паганда, ведущая свою родословную от «Сельскохозяйственной лаборатории "Бедноты"» и сменных полос «Крестьянской газе-ты», предназначенных для отдельных республик, краев и областей (позднее этот опыт использовали газета «Сельская жизнь» и неко-торые областные и краевые издания). Кроме специализированных газетных изданий, ориентированных на массового сельского чита-теля, в стране выходили отраслевые издания журнального типа -- центральные и республиканские, рассчитанные на специалистов сельскохозяйственного производства. В роли главного пропаганди-ста аграрных идей партии и арбитра по всем спорным вопросам выступала не «Сельская жизнь» (что было бы логично), а орган ЦК КПСС -- газета «Правда». Так, в середине 70-х гг. «Правда» публиковала по 3--4 сельскохозяйственных передовых статьи в ме-сяц (до 40 и более в год).
Аграрная пропаганда была рассчитана одновременно на все слои населения и на отдельные группы представителей сельскохозяй-ственного труда и специалистов сельского хозяйства. Соответственно аграрной проблематикой занимались как общеполитические, так и специализированные и отраслевые издания.
1.2. Периодические издания аграрной прессы
Современная аграрная периодика достаточно представительна. Сами названия изданий говорят о разнообразии прессы, пишу-щей для села и о селе: «Сельская жизнь», «Нива России», «Крес-тьянские ведомости», «Крестьянская Россия», «Сельский коммер-сант» и т.д. Среди десятков крупных российских аграрных изданий можно назвать как традиционные журналы («Животновод», «Земледелие»), так и новые («Фермер», «Новый фермер»). В боль-шинстве своем эти издания распространяются по подписке.
Во многих областях появились специализированные, рассчитан-ные на село издания. В Ярославле вышла «Северная пчела», заявлен-ная издателями как «крестьянская газета России». Популярным стал у горожан и «Ярославский садовод и животновод», выходящий с приложениями. Сельская тематика занимает значительный объем газетной площади в районных изданиях. Ярославская районная об-щественно-политическая газета и название взяла исходя из сути про-блематики -- «Ярославский агрокурьер».
Среди других региональных изданий можно упомянуть пермс-кую «Крестьянскую газету», газеты «Притяжение земли» (Ивано-во), «Сотка» (Тверь), «Земля Нижегородская» (Нижний Новго-род), «Сам хозяин» (Казань), «Фазенда» (Самара). Эти издания, рассчитанные на садоводов и огородников, фермеров и дачников, выходят тиражом от 5-7 до 10--15тыс. экз. Они дают информацию о специфике сезонных работ, полезные советы, публикуют мате-риалы в помощь агрохимическому самообразованию и т.п.
Стремление горожан самим хозяйствовать на земле отразилось в появлении целого ряда специализированных изданий: «Дачни-ки», «Наша дача», «Ваши 6 соток», «Граунд» и др. Такие приклад-ные, как правило, издания подчеркнуто аполитичны и носят су-губо «инструментальный» характер.
Для развития современной аграрной прессы большое значение имеют издания, которые принято считать одновременно и обще-ственно-политическими. Назовем некоторые из них. На информа-ционном рынке закрепилась «Сельская жизнь». Практически весь тираж газеты распространяется через подписку. Выходит «Сельс-кая жизнь» три раза в неделю (дважды на 4 полосах форматом А-2 и один раз «толстушкой» на 16 страницах форматом А-3). Основ-ная проблематика связана с экономикой и социальной практикой. «Сельская жизнь» не избегает проблем текущей политики. Тради-ционными остаются рубрики «Зеленая аптека», «Астрологический календарь огородника», «Новые книги» и т.д. В газете немало «внут-ренней» рекламы.
Несмотря на общие трудности и резкое падение тиража, «Сель-ская жизнь» остается своего рода флагманом аграрной прессы. Ее читают и анализируют в президентских структурах. Она авторитет-на среди политиков-аграриев, на нее делаются ссылки.
Возобновленная в 1991 г. газета «Крестьянская Россия» (ос-нована в апреле 1906 г.) является общественно-политической и сельскохозяйственной газетой. Ее тираж -- 100 тыс. экз. (20 тыс. экз. идет по подписке), аудитория же издания, по мнению са-мой редакции, гораздо больше -- «более 420 тысяч по всей Рос-сии». Этот еженедельник выходит на 16 полосах, имеет ежеме-сячный журнал-приложение «Сельскохозяйственный продоволь-ственный рынок» с семитысячным тиражом и объемом от 60 до 120 страниц.
Основные разделы издания -- «С пылу с жару» (актуальная информация дня), «О чем говорят» (политика, астрология, на-родная медицина), «Ваше право» (юридические консультации на все случаи жизни), «Сад и огород», «Страницы истории», «Се-мейный кошелек». Немало страниц отведено под раздел «Бесплат-ные объявления», который имеет рубрики: «Разное»; «Живность, семена и саженцы»; «Недвижимость, земля»; «Работа»; «Знаком-ства»; «Техника и технология».
Три раза в месяц на 16 полосах выходит всероссийская газета «Нива России». Ее тираж колеблется в пределах от 35 до 100 тыс. экз. Представление о содержательной структуре издания дают на-звания разделов: «События, факты, мнения», «Информация и анализ», «О хлебе, земле и реформе», «Институт бизнеса», «Ваш дом, ваше подворье», «Прошлое и настоящее».
Среди изданий, ориентированных на горожан, заметна вось-миполосная еженедельная массовая газета «Дачники: ваш дом, сад и огород»; ее тираж более 100 тыс. экз. Газета выходит в московс-ком издательстве «Пресса», а сама редакция расположена в одном из подмосковных совхозов. К основным разделам относятся «Дела житейские», «Сад», «Мастерская», «Юридическая консультация», «Разные разности». Издание имеет ежемесячное приложение «Дач-ный калейдоскоп».
Газета «Ваши 6 соток» выходит дважды в месяц на восьми по-лосах. Ее тираж -- 150 тыс. экз. Это издание сугубо практического назначения, с обилием материалов-консультаций, советов. Чита-телей информируют, просвещают о болезнях растений и о спосо-бах прививки, о зимней витаминной подкормке, о качествах раз-личных сортов овощей и т.д.
Газета «Наша дача» при относительно небольшом тираже (50 тыс. экз.) и ежемесячном выпуске распространяется во многих российских
Страницы: 1, 2