Рефераты. Звукоизоляция автомобиля






Для усиления звукоизолирующего эффекта в дополнение к вибродемпфирующему слою применяют различные звукопоглотители. Как правило, это лёгкие пористые материалы с большим количеством мелких полостей, сообщающихся между собой. В заводской комплектации абсолютное большинство автомобилей имеет такие звукопоглотители на днище и крыше.

Принцип звукопоглощения пористых материалов основан на возбуждении трения между волокнами (порами) энергией проходящей (падающей) звуковой волны и, соответственно, её частичным рассеянием. Максимальное звукопоглощение обеспечивается при непосредственном падении звуковой волны на материал, способный уменьшать интенсивность отражённых волн.

В автомобиле применение звукопоглотителей для уменьшения отражённой энергии широкого распространения не получило. Большинство конструкции имеет дело с волной, проходящей сквозь толщу материала. При этом для звукопоглощения используется комбинация принципов затухания через трение и затухание вследствие возбуждаемого резонанса. Следовательно, автомобильные звукопоглотители и конструкции на их основе правильнее будет называть звукоизолирующими перегородками (звукоизоляторами комбинированного действия). Комбинированные звукоизоляторы монтируются в местах максимальной интенсивности излучения внешнего (по отношению к салону автомобиля) источника: моторном щите, днище, колёсных арках, капотном пространстве. Так же звукопоглотители Абрис используются для прямого уменьшения отражённой волны на крышке капота и внутри дверей, при установке в них акустических систем. Все звукопоглотители Абрис имеют вязкоупругий несущий слой, выполняющий дополнительную вибродемпфирующую функцию, что следует учитывать при разработке схемы звукоизоляции.

Абрис ЛТвл – звукопоглощающий материал с открытым волокнистым слоем. Монтируется на днище и смежные части между слоем вибродемпфера и штатным звукоизолирующим покрытием (пористым, волокнистым). В данном применении звукопоглощение реализуется путём создания звукопоглощающей прослойки между двумя экранами. Одним из экранов выступает днище автомобиля, вторым – плотный прорезиненный напольный ковёр.

Так же Абрис ЛТвл монтируется открытым слоем по отношению к источнику звука в капотном пространстве (прежде всего – на крышке капота) и внутри дверей автомобиля. В данном применении основным рабочим свойством материала является способность к минимизации отражений.

Требования к очистке поверхности для Абрис ЛТвл сходны с требованиями для вибродемпфирующих материалов. Поскольку Абрис ЛТвл монтируется на верхний слой вибродемпфера, то очистка сводится к однократной протирке поверхности спиртом. Монтажный слой Абрис ЛТвл при монтаже материала ни днище нуждается в дополнительном прогреве – для лучшего повторения рельефа. На гладкие поверхности, в том числе и вертикальные, Абрис ЛТвл можно монтировать без прогрева (при соблюдении рекомендаций по температуре).

Перед монтажом материла следует убедиться, что его толщина позволяет беспрепятственно установить элементы интерьера – сиденья, ковровое покрытие. пластиковые накладки и пр. Особое внимание следует уделить обеспечению беспрепятственного функционирования и сохранению ходов органов управления – педалей и рулевого вала.

Раскрой материала осуществляется таким образом, что бы составные части покрытия располагались встык друг к другу, без значительных зазоров. Недопустимы нахлёсты и большие – более 1 см - промежутки между фрагментами покрытия.

При наклеивании Абрис ЛТвл следует соблюдать осторожность и избегать чрезмерных усилий, способных повредить структуру звукопоглощающего слоя. Монтажный слой Абрис ЛТвл обладает очень высокой адгезией, поэтому значительные усилия при приклеивании не требуются.

Абрис Двлф – комбинированный звукоизолирующий материал, конструктивно аналогичный Абрис ЛТвл, но усиленный дополнительным фольгированным слоем. Монтируется на днище и смежные с ним области (колёсные арки, моторный щит, центральный тоннель пола), а так же на крышку капота. Абрис Двлф сложен в нанесении на рельефные покрытия, поэтому применяется только в бескомпромиссных проектах по звукоизоляции, где трудозатраты жёстко не регламентируются. В менее сложных и затратных проектах Абрис Двлф монтируется на моторный щит. Напомним, что Абрис Двлф один из немногих материалов, способных эффективно поглощать низкочастотный гул от дизельных двигателей и элементов трансмиссии внедорожников.

Принципы монтажа Абрис Двлф сходны с таковыми у Абрис ЛТвл, требуется лишь сделать поправку на нерастягиваемый верхний слой. Для создания качественного покрытия требуется минимальное количество сопряжений, а сами сопряжения должны быть максимально плотными. Места стыков фрагментов Абрис Двлф следует проклеить полосками «серебристого» скотча (ленты с высокой клейкостью), с тем, что бы внешний слой покрытия представлял собой сплошную поверхность - с промежутками только для креплений элементов интерьера. Чем меньше будет «разрывов» в покрытии, тем значительнее звукоизолирующий эффект.

Абрис ЛТиз 5 авто и Абрис ЛТфиз 5 авто – комбинированные теплозвукоизолирующие материалы, состоящие из демпфирующего каучукового слоя и вспененного пенополиэтилена. Используются в термонагруженных местах автомобиля, а так же в тех проектах, где акцент делается на экономии массы. Так же применяются как теплоизоляторы (самостоятельно или в комбинации с иными вибродемпферами). Оптимальны для автомобилей, эксплуатирующихся в северных районах, а так же для автомобилей с большой площадью панелей.

В стандартных схемах Абрис ЛТиз 5 авто и Абрис ЛТфиз 5 авто монтируются на крышку капота между основным демпфером и поглотителем (как дополнительная прослойка, выравнивающая рельеф, а так же как теплоизолятор моторного отсека), на крышку багажника между рёбер жёсткости.

Принципы монтажа Абрис ЛТиз 5 авто и Абрис ЛТфиз 5 авто сходны с таковыми у Абрис Оптимал. Усилить звукоизолирующие действие Абрис ЛТиз 5 авто и Абрис ЛТфиз 5 авто можно, наклеив поверх Абрис ЛТиз 5 авто слой материала Абрис из серии Абрис (ВБД-1Тк, ВБД-1Тфк, ВБД-1). Это целесообразно делать на днище и смежных с ним панелях кузова (моторном щите, колёсных арках, центральном тоннеле пола). По звукопоглощающим и звукоизолирующим свойствам Абрис ЛТиз 5 авто и Абрис ЛТфиз 5 авто уступают другим звукопоглотителям Абрис, но обладают лучшими теплоизолирующими характеристиками.

При монтаже звукопоглотителей Абрис по возможности не следует удалять штатный звукопоглощающий ковёр автомобиля. В тех случаях, когда штатный ковёр пришёл в негодность, его желательно заменить на аналогичный.

Значительно усилить звукоизоляционную способность штатного напольного звукопоглотителя покрытия можно, наклеив на его несущий каркас (битум, ПВХ) один слой фольгированного вибродемпфера, например, Абрис ВБД-1 или Абрис ВБД-1Тфк. Особенно эффективно это может быть на моторном щите и центральном тоннеле пола. В ряде случаев (например, когда под штатным ковром слишком мало места) это позволит не применять специализированные звукопоглотители Абрис.

После завершения работ по звукоизоляции в некоторых местах следует восстановить антикоррозионное покрытие по кромке вибродемпфера: в нижней части дверей, в нише запасного колеса, в нижней части задних крыльев.

Существенно ослабить передачу структурного шума от работы элементов подвески можно, проклеив места вокруг верхних креплений амортизаторов («чашки») комбинированным вибродемпфером (см. схему).

Ощутимый эффект даёт дополнительная обработка на тех участках моторного щита и пола, где имеются сквозные отверстия. Это место прохода рулевого вала, отверстия с резиновыми герметизирующими вставками для электропроводки, места крепления рычага КП и раздаточной коробки (если есть). Здесь можно применить материалы на каучуковой основе Абрис ВБД-1

Уменьшить передачу вибрации на крышку капота можно, подложив под петли резиновые прокладки. Такие же прокладки можно подложить под крепления электровентилятора системы охлаждения к передней панели кузова.

Для удобства обработки крышки капота рекомендуется снять её с петель. На большинстве автомобилей с передним расположением двигателя эта процедура не представляет никаких сложностей. Достаточно открутить четыре крепёжных болта (по два с каждой стороны) и разомкнуть шланг подачи жидкости к форсункам омывателя лобового стекла («писалкам»). На некоторых автомобилях разъём на трубочке спрятан в глубине заднего профиля усилителя крышки капота, у большинства же разъём располагается близ левой (правой – если смотреть из салона) петли. Если трубочка не снимается с насадки (такое бывает, если штуцер имеет диаметр, сильно превосходящий диаметр трубочки), то часто её можно просто отрезать в месте сочленения и потом «свежим концом» надеть обратно. Иногда бывает проще разъединить магистраль, сняв трубочки непосредственно с «писалок».

Демонтаж крышки капота связан только с одной небольшой проблемой – его невозможно (аккуратно, по крайней мере) снять в одиночку. Это надо делать вдвоём, а ещё лучше – втроём, когда двое держат крышку справа и слева, а третий отворачивает крепёжные болты. Точно так же крышка капота монтируется обратно, с подгонкой по месту и с выравниванием всех зазоров.

Крышку капота следует положить на что-нибудь мягкое и нескользкое, отлично подойдёт кусок двух-трёхсантиметрового поролона или широкий лист пенополиэтилена, изолона, например. В крайнем случае можно воспользоваться тканью, крапетом или просто толстым покрывалом. Разместить всё это можно на полу, но удобнее будет работать на столе. Крышку капота перед обработкой следует промыть и просушить - с лицевой стороны это застрахует от царапин при «ёрзании» во время работы, а чистая внутренняя сторона облегчит «стерилизацию» пред нанесением звукоизолирующих покрытий. Разумеется, приступать к работе следует, демонтировав штатную тканевую звукоизолирующую накладку; её можно выбросить, она больше не нужна.


Краткие схемы монтажа автомобильных звукоизолирующих материалов Абрис


Используемые материалы

Вибродемпфирующие каучуковые:

Абрис ВБД-1

Абрис ВБД-2

Абрис ВБД-3

Вибродемпфирующие битумные:

Абрис ВБД-1Тк

Абрис ВБД-1Тфк

Звукопоглощающие:

Абрис ЛТвл

Комбинированные:

Абрис ДВлф

Абрис ЛТиз 5 авто

Абрис ЛТфиз 5 авто

Обрабатываемые поверхности


Крышка капота: внутренняя сторона

Двери передние: внешняя панель

Двери передние: внутренняя панель

Двери задние: внешняя панель

Двери задние: внутренняя панель

Двери: обивка (внутренняя сторона)

Боковые панели (купе, минивэны, микроавтобусы)

Крыша: внутренняя сторона

Моторный щит: внутренняя сторона

Моторный щит: внешняя сторона

Пол: передняя часть (до средней поперечной балки кузова)

Пол: задняя часть (после средней поперечной балки кузова, до багажника)

Пол: задняя часть (багажник)

Пол: центральный продольный тоннель

Пол: передние колёсные арки

Пол: задние колёсные арки

Места крепления стоек амортизаторов

Задние крылья: внутренняя сторона

Крышка багажника: внутренняя сторона

Дверь багажника: внешняя панель (хэтчбеки, универсалы)

Моторный отсек: панель защиты картера двигателя (внутренняя сторона)

Схема 1. Экономичная


Крышка капота: внутренняя сторона

Двери передние: внешняя панель

Боковые панели (купе, минивэны, микроавтобусы)

Крыша: внутренняя сторона (только на автомобилях с легкосъёмной обивкой крыши)

Двери задние: внешняя панель

Крышка багажника: внутренняя сторона

Задние крылья: внутренняя сторона

Дверь багажника: внешняя панель (хэтчбеки, универсалы)

Пол: задняя часть (после средней поперечной балки кузова, до багажника)

Пол: задняя часть (багажник)

Абрис ВБД-1Тк либо Абрис ВБД-1Тфк

Моторный щит: внутренняя сторона

Пол: передняя часть (до средней поперечной балки кузова)

Пол: центральный продольный тоннель

Пол: передние колёсные арки

Пол: задние колёсные арки

Места крепления стоек амортизаторов

Абрис ВБД-1Тк + Абрис ВБД-1

Не обрабатываются:

Двери передние: внутренняя панель

Двери задние: внутренняя панель

Двери: обивка (внутренняя сторона)

Моторный отсек: панель защиты картера двигателя (внутренняя сторона)

Моторный щит: внешняя сторона

Схема 2. Среднестатистическая


Крышка капота: внутренняя сторона

Двери передние: внешняя панель

Боковые панели (купе, минивэны, микроавтобусы)

Задние крылья: внутренняя сторона

Крышка багажника: внутренняя сторона

Дверь багажника: внешняя панель (хэтчбеки, универсалы)

Абрис ВБД-1Тк + Абрис ЛТвл (Абрис Двлф)

Моторный щит: внутренняя сторона

Абрис ВБД-1Тк + Абрис ВБД-2

Крыша: внутренняя сторона

Двери задние: внешняя панель

Абрис ВБД-1Тфк

Двери передние: внутренняя панель

Абрис ВБД-1Тфк + Абрис ВБД-1

Моторный щит: внешняя сторона

Абрис ВБД-3

Пол: передняя часть (до средней поперечной балки кузова)

Пол: передние колёсные арки

Пол: задние колёсные арки

Пол: центральный продольный тоннель

Абрис ВБД-1Тфк + Абрис ВБД-1

Пол: задняя часть (после средней поперечной балки кузова, до багажника)

Абрис ВБД-1Тк + Абрис ВБД-1

Пол: задняя часть (багажник)

Абрис ВБД-1Тфк

Места крепления стоек амортизаторов

Абрис ВБД-1Тк + Абрис ВБД-3

Не обрабатываются:

Моторный отсек: панель защиты картера двигателя (внутренняя сторона)

Двери задние: внутренняя панель

Двери: обивка (внутренняя сторона)

Схема 3. Бескомпромиссная


Крышка капота: внутренняя сторона

Абрис ВБД-1Тфк + Абрис ЛТвл (Абрис Двлф)

Двери передние: внешняя панель

Двери задние: внешняя панель

Боковые панели (купе, минивэны, микроавтобусы)

Крыша: внутренняя сторона

Задние крылья: внутренняя сторона

Крышка багажника: внутренняя сторона

Задняя дверь: внутренняя сторона (хэтчбеки, универсалы)

Пол: задняя часть (багажник)

Абрис ВБД-1Тфк + Абрис ВБД-1

Пол: передняя часть (до средней поперечной балки кузова)

Пол: задняя часть (после средней поперечной балки кузова, до багажника)

Пол: центральный продольный тоннель

Пол: передние колёсные арки

Пол: задние колёсные арки

Моторный щит: внутренняя сторона

Абрис ВБД-1Тфк + Абрис ВБД-2

Места крепления стоек амортизаторов

Абрис ВБД-1Тфк + Абрис ВБД-3

Двери передние: внутренняя панель

Двери задние: внутренняя панель

Двери: обивка (внутренняя сторона)

Моторный отсек: панель защиты картера двигателя (внутренняя сторона)

Абрис ВБД-1Тфк

Моторный щит: внешняя сторона

Абрис ВБД-3


Дополнительные элементы звукоизоляции:


1.   Звукопоглотитель (поролон) в полости кузова: поперечные балки, рёбра жёсткости крышки капота, полости стоек (только туда, где нет доступа влаги)

2.   Демпфирование (Абрис ВБД-1Тфк) корпуса воздушного фильтра, воздуховодов системы впуска, крышки акустической полукапсулы двигателя, внутренней стороны пластиковых подкрылков (локеров)

3.   Амортизирующие поролоновые вставки между панелью крыши и каркасом (в местах их неплотного прилегания друг к другу)


Обработка передних дверей под установку акустических систем:


1.   Внешняя панель: Абрис ВБД-1Тк + Абрис ВБД-1 + Абрис ЛТвл

2.   Внутренняя панель: Абрис ВБД-1Тфк

3.   Обивка: Абрис ВБД-1Тк либо Абрис ВБД-1 либо Абрис ВБД-2


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.