Приведенная методика позволяет сопоставить различные варианты выбора вида транспорта и транспортных средств для наиболее эффективного выполнения пассажирских перевозок.
Формула преобразится в следующий вид:
.
Применяя эту формулу по видам транспорта, вариантам или типу подвижного состава, можно определить сферы их эффективного применения.
2. Практическая часть
В городе для улучшения транспортного обслуживания населения нового жилого района предусматривается открытие радиального маршрута, связывающего центр района с центром города.
Проектируемый маршрут имеет следующую характеристику:
Протяженность маршрута 18,3 км
Ожидаемый максимальный пассажирский поток в “час пик” 2830 пассажиров в одну сторону.
Среднесуточная продолжительность работы транспортных средств на маршруте 12,3 ч
В качестве основы для выбора экономически целесообразного вида транспорта и транспортных средств предлагаются:
I вариант – трамвай типа РВЗ-6, вместимостью 36 мест для сидения и 18 кв.м свободной площади пола;
II вариант – троллейбус типа ЗИУ-9, вместимостью 27 мест для сидения и 28 кв.м свободной площади пола;
III вариант – автобус типа ИКАРУС-280, вместимостью 37 мест для сидения и 16 кв.м свободной площади пола.
Технико-эксплуатационные показатели по видам транспорта составляют:
· коэффициент выпуска подвижного состава на линию
трамвай - 0,8;
троллейбус - 0,7;
автобус - 0,7;
· средняя эксплуатационная скорость
трамвай - 17 км/ч;
троллейбус - 18 км/ч;
автобус - 20 км/ч.
Экономически эффективным считается вариант, у которого приведенные затраты будут минимальными.
Для расчета экономической эффективности следует определить по каждому варианту капитальные вложения, эксплуатационные расходы и приведенные затраты.
Приведенные затраты определяются по формуле:
, (1)
где С – годовые эксплуатационные расходы, тыс. руб.;
Ен– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,16;
К – капитальные вложения, тыс. руб.
П1 = 8781 + 0,16 · 58871 = 18201 тыс. руб.;
П2 = 7437 + 0,16 · 31183 = 12427 тыс. руб.;
П3 = 12337 + 0,16 · 34072 = 17789 тыс. руб.
Основные показатели вариантов проекта пассажирского транспорта на маршруте Приведены в таблице 1.
Показатели
Единицы измерения
Трамвай типа
РВЗ-6
Троллейбус типа ЗИУ-9
Автобус типа ИКАРУС-280
Протяженность транспортной линии в однопутном исчислении
км
18,3
Вагоны (машины) в движении
ед.
57
42
52
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию
-
0,8
0,7
Вагоны (машины) инвентарные
72
60
75
Пробег вагонов (машин) за год
4350326
3394062
4669080
Время оборота вагона (машины) на маршруте
ч
2,16
2,04
1,84
Нормативная вместимость вагона (машины)
мест
108
139
101
Потребное количество вагонов (машин) в движении (Вдв) на маршруте при известном пассажиропотоке в “час пик” может быть определено по формуле:
, (2)
где П max – ожидаемый максимальный пассажиропоток в «час пик», пасс. в одну сторону;
tоб – время оборота вагона (машины) на маршруте, ч;
е – нормативная вместимость вагона (машины), мест.
ед.; ед.;
Нормативная вместимость вагона (машины) определяется количеством мест для сидения плюс 4 чел. на м2 свободной площади пола салона.
Время оборота вагона (машины) на маршруте определяется по формуле:
, (3)
где Lм – протяженность маршрута, км;
Vэ – средняя скорость эксплуатации вагонов (машин) на маршруте, км/ч.
ч.; ч.;
ч.
е1 = 36 + 4 · 18 = 108 мест; е2 = 27 + 4 · 28 = 139 мест;
е3 = 37 + 4 · 16 = 101 мест.
ед.; ед.; ед.
Пробег вагонов (машин) на маршруте за год определяется по формуле:
, (4)
где tср – среднесуточная продолжительность работы вагона (машины) на маршруте, ч;
Vэ – средняя эксплуатационная скорость вагона (машины), км/ч.
км/год;
км/год.
Получившиеся показатели заносим в тал. 1.
Капитальные вложения в варианты проекта пассажирского транспорта на маршруте
Элементы капитальных вложений
В расчете на какую единицу измерения
Трамвай
Троллейбус
Автобус
Количество единиц
На единицу, тыс. руб.
Всего,
тыс. руб.
Тыс. руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Подвижной состав
инвентарная единица
500
36000
300
18000
350
26250
Депо (гараж)
-“-
250
150
9000
100
7500
Тяговые подстанции
вагон (машина) в движении
80
4560
90
3780
Рельсовый путь (обособленное полотно)
км однопутной линии
1500
27450
Контактная и кабельная сеть
17
311,1
22
402,6
Автозаправочные станции
машина в движении
Итого
58871
31183
34072
Таблица 3
Ожидаемые эксплуатационные расходы по вариантам проекта пассажирского транспорта на маршруте
Вид эксплуатационных расходов
На единицу
в год, тыс.руб.
Всего за год,
На движение
10 тыс. вагоно-(машино)-км
436
19
8284
340
21
7140
467
26
12142
По депо (гаражу)
288
3,6
216
По тяговым подстанциям
вагон в движении
0,5
28,5
На содержание авто-заправочной станции
На содержание рельсового пути
147
На содержание проезжей части улиц
км полосы движения
На содерж. контакт-ной и кабельной сети
1,8
33
2,2
41
8781
7437
12337
Показатель
типа РВЗ-6
типа ИКАРУС-280
Капитальные вложения, тыс. руб.
Эксплуатационные расходы, тыс. руб. в год
Приведенные затраты, тыс. руб. в год
18201
12427
17789
Вывод: на основе проведённых расчётов на вновь открываемом маршруте целесообразнее использовать троллейбус ЗИУ-9, т.к. у него основные показатели эффективности на маршруте, такие как: капиталовложения, годовые эксплуатационные расходы и приведённые затраты меньше, чем у двух других вариантов проекта пассажирского транспорта.
Заключение
В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики, немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.
Основными видами городского пассажирского транспорта являются метрополитен, автобус, троллейбус и трамвай. Средства пассажирского транспорта должны обеспечивать соответствующие качественные показатели, быть технически пригодными для выполнения ожидаемой нагрузки и экономически эффективными.
На стадии проектирования обычно выбирается несколько вариантов транспортных средств (или их комбинаций) достаточной провозной способности. Отобранные по провозной способности варианты в дальнейшем сравниваются между собой по экономическим показателям: капитальным вложениям и эксплуатационным расходам.
В курсовой работе описан процесс выбора вида городского пассажирского транспорта на вновь открываемый маршрут. Были изучены такие важные моменты как:
- характеристика основных видов городского пассажирского транспорта;
- условия открытия нового маршрута, и его оборудование;
- факторы, которые необходимо учитывать при выборе вида транспортного средства;
- процесс выбора экономически эффективного вида транспортных средств на вновь открываемый маршрут.
В практической части приведен пример выбора транспортного средства на новый маршрут, связывающий центр района с центром города. На основе проведённых расчётов делаем вывод, что целесообразнее использовать троллейбус ЗИУ-9, т.к. у него основные показатели эффективности на маршруте меньше, чем у двух других вариантов проекта пассажирского транспорта.
Список литературы
1. Кузнецов Е.П., Дыбов A.M., Сутырин Н.М. Техника и технология отраслей городского хозяйства / Учебное пособие. - СПб - Ижевск. Изд-во института экономики и управления УдГУ, 2001.
2. Сутырин Н.М. Городской транспорт: Учеб. Пособие. –СПб.: СПбГИЭУ, 2004.-92с.
3. Лобанов Е. М. Транспортная планировка городов: Учебник для
студентов вузов.— М.: Транспорт, 1999.—240 с.
4. Ларин О.Н. Организация пассажирских перевозок: Учебное пособие. –
Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 104 с.
5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 400 с.
6. Сутырин Н.М. Плановое регулирование развития транспортного комплекса города. В учебном пособии: Муниципальное планирование. / Под ред. В.Е. Рохчина и B.C. Чекалина. - СПб.: СПбГИЭА, 1996.
Страницы: 1, 2, 3, 4