Рефераты. Транспорт и связь республики Башкортостан






Предприятия ГУП «Башавтотранс», располагающие 4% грузового парка республики, перевезли в 1996 г. более 20% от общего объема автомобильного грузооборота. В то же время большинство приватизированных предприятий не смогло улучшить свою работу, их руководители не перестроили формы управления и организации производственно-коммерческой деятельности в соответствии с новыми требованиями.

В последние годы в структуре перевозимых автомобильным транспортом грузов произошли существенные изменения. Главным видом грузов стали строительные материалы. Второе место занимает продукция сельского хозяйства, третье - грузы для сельского хозяйства (минеральные удобрения, нефтепродукты и т.д.). Значительная доля в перевозках автотранспорта приходится на лесные грузы и товары народного потребления.

Среди автомобильных дорог по грузонапряженности выделяются дороги Самара-Уфа-Челябинск, Нефтекамск-Уфа-Оренбург и Уфа-Казань. Далее по интенсивности движения грузовых автомобилей следуют дороги Булгаково-Белорецк, Буздяк-Чекмагуш-Дюртюли, Октябрьский-Белебей-Бижбуляк, Стерлитамак-Раевский, отдельные участки дороги Ира-Сибай-Магнитогорск.

Автомобильный транспорт осуществляет немногим больше половины перевозок пассажиров всеми видами транспорта общего пользования. Им в 2000 г. ежесуточно перевозилось более 1 млн 810 тыс. пассажиров.

Все города и более 10 поселков городского типа имеют внутригородской автомобильный транспорт (в Уфе представлены также трамваи и троллейбусы, в Стерлитамаке - троллейбусы, в Салавате - трамваи). Общее число автобусных маршрутов более 217, а средняя дальность поездки одного пассажира составляет 5,5 км.

В последние десятилетия особенно большое развитие получили пригородные перевозки пассажиров, что связано с дальнейшим углублением связей городов с окружающей территорией, в результате чего растут повседневные трудовые поездки жителей из пригородной зоны на предприятия и в учреждения городов и обратно, расширяется обслуживание жителей соседних поселений культурно-бытовыми учреждениями городов, а граждан - местами отдыха в пригородной зоне. На развитие пригородных перевозок оказывает влияние расширение индивидуального и коллективного садоводства, огородничества и дачно-жилищного строительства в пригородных зонах городов.

Пригородные автобусные перевозки в большей мере развиты в нефтедобывающих районах, где они обеспечивают доставку рабочих к нефтепромыслам. Большое количество пригородных маршрутов имеют, например, Нефтекамск, Белебей, Дюртюли и некоторые другие центры нефтедобычи.

В 2000 г. количество пригородных автобусных маршрутов составляло 666 общей протяженностью 26,1 тыс.км. Средняя дальность поездки одного пассажира превысила 20 км.

В последние годы доля междугородных и межобластных перевозок стала расти, хотя количество их маршрутов под влиянием реальностей рынка транспортных услуг несколько сократилось за счет тех, которые хронически не обеспечивали наполняемость курсирующих автобусов. В то же время осваивались десятки новых маршрутов (в том числе межобластных), а также чартерные рейсы из ряда городов республики в Москву.

В настоящее время большое число населенных пунктов всех административных районов республик получило постоянную автомобильную связь с железнодорожными станциями, пристанями, районными центрами и городами, а 19 городов и 50 сельских районных центров связаны с Уфой. Кроме того, действуют десятки межобластных (межреспубликанских) автобусных маршрутов. Столица республики связана автобусными сообщениями с Оренбургом, Тольятти, Набережными Челнами, Катав-Ивановском. Города Стерлитамак, Салават, Мелеуз, Кумертау и ряд крупных сел южной части республики (Исянгулово, Зилаир, Самарское и др.) связаны автобусными маршрутами с Оренбургом, Тюльганом, Саракташем, Медногорском. Средняя часть Зауралья связана с Магнитогорском, северная - с Миассом и Челябинском. Северо-восточные районы республики по межобластным автобусным линиям связаны со станциями Сулея, Кропачево, Ункурда, с городами Златоуст, Красноуфимск и Усть-Катав. Город Октябрьский имеет автобусные пассажирские связи с городами Татарстана (Азнакаево, Бавлы, Бугульма, Джалиль, Набережные Челны), а также с городами Самара, Бугуруслан, Оренбург, город Нефтекамск - с Ижевском и Пермью. Средняя дальность поездки одного пассажира в междугородном автобусном сообщении составляет около 45 км.


1.4 Внутренний водный транспорт РБ


Река Белая со своим судоходным притоком - рекой Уфой - составная часть Волжско-Камского водного пути, обеспечивающего республике связь с регионами Западного Урала, Поволжья, Центра, Северного Кавказа и Северо-Запада РФ и выход на Каспийское, Балтийское, Азовское и Черное моря. Важную роль играет внутренний водный транспорт и во внутриреспубликанских перевозках, особенно в сообщении с северными и северо-западными районами, не имеющими железнодорожной связи с остальными частями РБ. В зоне обслуживания внутреннего водного транспорта находится 15 административных районов, на долю которых приходится 22% территории и около трети населения республики.

Для судоходства на протяжении всего навигационного периода используются: река Белая от устья Сима до впадения в Каму, река Уфа -от села Нижний Суян до впадения в Белую и река Кама, с которой территория республики имеет непосредственное соприкосновение на протяжении около 40 км. По большой весенней воде суда могут заходить по Уфе на 77 км выше Нижнего Суяна (до устья реки Аи), на 100 км по Симу, на 15-20 км по Юрюзани и Урюшу. Эксплуатационная длина водных путей превышает 900 км.

Широкое развитие производительных сил республики повлияло на характер и масштабы эксплуатации речных путей. Еще в довоенные годы внутренний водный транспорт Башкортостана стал использоваться для отправки нефти и продуктов ее переработки, поток которых начал стремительно расти с 1945 г., когда был создан специализированный нефтеналивной флот. К 1965 г. объем нефтепродуктов, вывезенный из Башкортостана, достиг 40% объема вывоза этих грузов по всему Волго-Кам-скому бассейну. В дальнейшем, по мере развития трубопроводного транспорта, перевозки нефтегрузов внутренним водным транспортом стали сокращаться. Происходило также систематическое уменьшение объема лесных грузов в общих перевозках внутреннего водного транспорта. В настоящее время по объему перевозок грузов и пассажиров внутренний водный транспорт занимает одно из последних мест.

Перевозки по рекам РБ производятся АО «Бельское речное пароходство» и Башкирским филиалом АО Волжского нефтеналивного пароходства «Волготанкер». Первое из них занимается перевозкой сухогрузов (строительные грузы, зерно и продукты перемола, лесные грузы и т.д.) и пассажиров, второе осуществляет вывоз жидкого топлива с нефтеперерабатывающих заводов РБ. Они имеют в своем составе современный самоходный, несамоходный (буксирный) сухогрузный и нефтеналивной, а также пассажирский флот, способный работать не только в пределах РБ, но и за ее пределами с выходом на судоходные реки Волжско-Камского бассейна, на Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря.

Внутренний водный транспорт РБ, как и железнодорожный, работает главным образом по отправлению. Но в перевозках внутреннего водного транспорта, в отличие от перевозок железными дорогами, более высока доля местного (внутриреспубликанского) грузообмена.

Во внутриреспубликанских перевозках водного транспорта основную роль играют такие массовые грузы, как минерально-строительные материалы (особенно песчано-гравийная смесь), добываемые средствами Вельского пароходства непосредственно со дна Белой, доставляемые баржами строительным организациям Уфы и других прибельских городов и районов республики. Для нужд прибрежных местностей от Уфимского воднотранспортного узла доставляют нефтепродукты, отчасти каменный уголь и товары народного потребления. На Уфимский мелькомбинат для переработки доставляется зерно с элеваторов, расположенных на нижнем течении Белой.

Внутренним водным транспортом из республики вывозятся, главным образом, нефтепродукты, нерудные строительные материалы, зерно, различное оборудование, товары народного потребления. Уфимский транспортный узел выступает значительным перевалочным пунктом грузов с воды на железную дорогу (песчано-гравийной смеси для последующей транспортировки в города и районы республики и отчасти соседних регионов, не примыкающих к речным путям).

Размеры и структура речного грузооборота Башкортостана большей частью определяются грузовой работой, выполняемой по реке Белой. В общереспубликанских речных перевозках около 15% приходится на долю реки Уфа; по Каме выполняется очень незначительная часть речных перевозок РБ.

По Белой, Каме и Уфе осуществляются также пассажирские перевозки по маршрутам Уфа-Пермь-Уфа, Уфа-Казань-Уфа, Уфа-Н.Новгород-Уфа, Уфа-Астрахань-Уфа и др.

В республике насчитывается около десяти портово-пристанских пунктов. Наиболее значительными по грузо" и пассажирообороту являются Уфа -самый крупный Вельский порт, Бирский, Дюртюли на реке Белой, Николо-Березовка на реке Кама и Караидель на реке Уфа.

Социально-экономическое положение, которое сложилось в стране в последние годы, определяет нынешнее состояние речного транспорта. За 1990-2000 гг. объем перевозок грузов уменьшился с 19,5 млн т до 6,1 млн т (в 3,3 раза), пассажиров - с 0,7 млн человек до 0,2 млн (в 3,5 раза). Недогрузка флота, вызванная резким сокращением поступления грузов и поездок населения, обусловленная повышением тарифов и снижением платежеспособного спроса на перевозки, привела к тому, что значительная часть флота, оборудования и механизмов портов и пристаней находятся на консервации. Условия рынка требуют от речников перестраивать свою работу. Если раньше Вельское речное пароходство работало по заказам на доставку грузов, спущенным сверху, то ныне оно само ищет клиентуру, расширяя географию перевозок, осваивая совершенно новые для себя маршруты: Россия-Болгария, Россия-Чехия, Россия-Югославия (через Азовское и Черное моря и реку Дунай).


1.5 Воздушный транспорт


В силу графических особенностей расположения республики важное экономическое значение имеет воздушный транспорт. Воздушный транспорт на территории республики начал функционировать в 1932 г., когда был организован первый авиаотряд в составе 4 самолетов для перевозки почты и борьбы с вредителями сельского хозяйства. В 1933 г. была открыта первая местная авиалиния по кольцевому маршруту Уфа-Магнитогорск-Белорецк-Мелеуз-Мраково-Баймак-Архангельское-Уфа. В том же 1933 г. воздушным транспортом Башкортостана перевезено 12 т почтовых грузов и 200 пассажиров .

В послевоенные годы были установлены авиаперевозки между Уфой и Москвой, некоторыми другими крупными городами и многими районными центрами республики. Коренной перелом в воздушном транспорте Башкортостана произошел в середине 60-х гг., когда в Уфе был введен новый аэропорт и на воздушные линии вышли новые типы самолетов (АН-24, ТУ-124, ТУ-134 и др.). Впервой половине 70-х гг. Уфимский аэропорт вошел в число 15 крупнейших аэропортов Союза. По данным Госкомстата РБ использование воздушного транспорта достигло максимального уровня по перевозке грузов в 1980 г. (30,0 тыс.т), пассажиров - в 1990 г. (1753 тыс.чел.), почты - в 1990 г. (2,9 тыс. т), по проведению авиахимических работ в сельском и лесном хозяйстве в 1985 г. (840 тыс.га). Значительного уровня достигло применение воздушного транспорта в оказании скорой медицинской помощи населению отдаленных районов, обслуживании геолого-поисковых партий и нефтепромыслов (доставка вахт и грузов), в патрулировании лесных массивов и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.