Министерство образования Республики Коми
УПО ПУ – 30
Письменная выпускная
Квалификационная работа
Тема: Техническое обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей.
Выполнил: Ермаков Александр Николаевич
Специальность: Автомеханик
Группа: 311
Преподаватель: Холопов Николай Петрович
Мастер П/О: Усатюк Леонид Григорьевич
Работа допущена
к защите с оценкой:
Преподаватель:
Мастер:
г. Ухта 2001 г.
Бедный родственник.
Хороший аккумулятор - это хорошо. А потому послушаем Криса Грэма, который расскажет нам, как продлить срок его службы, а также даст совет, на что в первую очередь следует обратить внимание при выборе нового зарядного устройства. |Классификация аккумуляторов. | |В среде автомобилистов бытует убеждение, что главный признак, по которому следует| |классифицировать аккумуляторы - это их размер. Но если мы вспомним, что эти | |размеры стандартизованы, то вынуждены будем признать, что данный критерий при | |выборе нового аккумулятора является практически бесполезным. С технической же | |точки зрения наиболее существенными являются три следующие показателя. Во-первых,| |это емкость, выраженная в ампер-часах (Ah). Она характеризует способность | |аккумулятора давать определенный ток в течение определенного времени. Например, | |емкость 40 ампер-час означает, что аккумулятор может давать ток в 1 ампер в | |течение 40 часов (или в 2 ампера в течение 20 часов и т.д.). | |Во-вторых, пусковая мощность. А именно - величина максимальной выходной мощности,| |которую аккумулятор может выдавать в течение 30 секунд при температуре минус 18 | |градусов С. Этот показатель характеризует способность аккумулятора запускать | |холодный двигатель. | |И, в-третьих, - резервная емкость. Этот параметр, особенно почитаемый в Америке, | |показывает интервал времени (в минутах), в течение которого аккумулятор способен | |давать ток 25А (т.е. в течение какого времени он сможет подменять собой вышедший | |из строя генератор). | |В ближайшее время планируется введение девятизначных Европейских типовых номеров | |- ETN, призванных как-то упорядочить электрические характеристики, физические | |размеры и мощности аккумуляторов. Однако, в лучших традициях Брюсселя, вопрос | |прочно увяз в обсуждениях и согласованиях. Но проблема давно назрела, поскольку | |сейчас нередко можно столкнуться с ситуацией, когда два одинаково | |классифицированных аккумулятора разных производителей могут, например, сильно | |различаться по своему КПД. | |В настоящее время в Великобритании принята трехзначная кодировка аккумуляторов. | |При том, что в большинстве стран Европы они маркируются пятизначным номером по | |стандарту DIN. Этот стандарт дает, в частности, удобный способ определения | |ампер-часовой характеристики. Если вычесть 500 из первых трех цифр номера, то вы | |получите искомое значение. Например, номер 54532 означает, что это аккумулятор | |емкостью 45 Ah. |
Что там внутри?
Да все то же самое, что и раньше, поскольку принципиально конструкция аккумуляторов остается неизменной с незапамятных времен: свинцовые пластины и кислота. Стандартный автомобильный аккумулятор состоит из шести 2-вольтовых элементов, что дает на выходе 12 вольт. Каждый элемент состоит из свинцовых решетчатых пластин, покрытых активным веществом и погруженных в кислотный электролит. Отрицательные пластины покрыты мелкопористым свинцом, а положительные двуокисью свинца. Когда к аккумулятору подключают нагрузку, активное вещество вступает в химическую реакцию с сернокислотным электролитом, вырабатывая электрический ток. На пластинах при этом осаждается сульфат свинца, и электролит, соответственно, истощается. При зарядке эта реакция проходит в обратном направлении, и способность аккумулятора давать ток восстанавливается.
Автомобильный аккумулятор выполняет три функции: во-первых, он запускает двигатель, во-вторых, питает некоторые электрические устройства, например, сигнализацию и телефон, когда двигатель не работает. И, наконец, он "помогает" генератору, когда тот не справляется с нагрузкой.
Аккумулятор обычно соседствует с двигателем. А как раз высокой температуры этот агрегат не переносит.
Как отмечает Кейт Мак-Ивен, главный инженер фирмы Lucas Yuasa Batteries Ltd., дальше может быть еще хуже.
Вот что он говорит по этому поводу: "Законы, ограничивающие уровень шума, заставляют производителей все тщательнее затыкать любые отверстия в отсеке двигателя, что приводит к повышению температуры в моторном отсеке. На сегодняшний день это, пожалуй, самая большая проблема для производителей аккумуляторов. Ведь верхний предел рабочей температуры этих устройств - 100 градусов С, дальше электролит просто закипает. Но даже если температура и не достигает рокового предела, а только к нему приближается, срок службы батарей все равно снижается в три-четыре раза".
|+,0Холостой режим. | |Простаивание автомобиля зимой в "пробках" - настоящая проблема для аккумулятора.| |Работающие одновременно вентилятор, фары, обогреватель заднего окна и | |стеклоочистители способны забрать больше тока, чем производит генератор. В фирме| |Lucas подсчитали, что за 45 минут такой работы средний аккумулятор может | |истощиться настолько, что повторный запуск выключенного двигателя окажется уже | |невозможным. Для восстановления потребуется не меньше 30 минут нормальной езды, | |прежде чем можно будет снова остановиться. |
Казалось бы, следует просто убрать аккумулятор подальше от двигателя, но это ведет к дополнительным расходам. Придется тянуть к стартеру более длинный провод, который будет "съедать" часть энергии, что потребует увеличить мощность аккумулятора. К тому же этот "ящик с кислотой" окажется тогда близко к пассажирскому отсеку, что небезопасно. И все же, фирмы Audi, BMW, Jaguar и Rolls-Royse убрали аккумулятор из двигательного отсека, а недостатки наличия дополнительного провода уравновесились повышенной надежностью батареи. В моделях класса "супермини" аккумуляторы всегда находились в багажнике.
Есть и другие решения. Например, в новой модели Peugeot 406 устанавливается аккумулятор с двойным корпусом. Между стенками прогоняется воздух, что предохраняет батарею от перегрева.
Отчего они выходят из строя?
Вообще-то, в самом аккумуляторе ломаться особенно нечему. Во всяком случае, причина большинства неисправностей связана не с собственными его дефектами, а с наличием дополнительного оборудования, например, сигнализации и телефона. Эти устройства особенно любят преподносить "сюрпризы" во время длительных стоянок автомобиля, например, в аэропортах.
Крис Барретт, управляющий директор фирмы Hoppecke Batteries (UK) Ltd, поясняет: "Производители автомобилей в целях экономии ставят самый "слабый" аккумулятор, какой только можно, поэтому любая дополнительная электрическая нагрузка может привести к неисправности".
Сам аккумулятор в процессе службы, конечно, изнашивается и, в конце концов, выходит из строя. Это происходит вследствие коррозии пластин, обеднения их активного покрытия и истощения электролита. Тому способствует повышенная температура, так что чаще всего повреждения происходят летом, а с первым морозцем начинается "веселая жизнь". Обычно срок службы батареи составляет около четырех лет, но в большой степени зависит от режима эксплуатации.
Однако если ваш аккумулятор вдруг начал барахлить, не спешите его выбрасывать. Кейт Мак-Ивэн предупреждает: "Наш опыт показывает, что огромное количество автомобильных аккумуляторов, считавшихся неисправными, были просто-напросто разряжены. Такой "простой" диагноз выгоден только не очень щепетильным продавцам. Попробуйте зарядить разряженный аккумулятор, причем как можно скорее. Чем дольше аккумулятор остается незаряженным, тем сильнее сульфатация пластин, и тем проблематичнее будет его восстановление".
Аккумулятор требует заботы.
Многие владельцы автомобилей бывают искренне удивлены, когда узнают, что аккумулятор тоже требует "техобслуживания". Это прискорбно, потому что капелька заботы и внимания могут сберечь кучу времени и денег.
Уход за аккумулятором чрезвычайно прост и практически сводится лишь к регулярным проверкам уровня электролита. Низкий уровень может свидетельствовать об излишней зарядке, что обычно вызвано неисправностью генератора. Если же электролита недостает только в одном из элементов, то выход из строя всего аккумулятора уже не за горами. В теплую погоду он еще кое-как поработает, но первые же холода его прикончат.
Несколько лет назад в большом ходу были "аккумуляторы, не требующие ухода", что конструктивно сводилось к глухой герметизации верхней крышки. Со временем мода эта прошла, поскольку, в случае, если, по каким-то причинам, потеря электролита все же происходила, долить его уже было нельзя.
Доливая аккумулятор, помните об одной особенности. Во время зарядки уровень электролита сотворить несколько превышается, поэтому доливать следует с учетом этого эффекта. А что может кислота, попавшая на корпус батареи или на детали кузова, мы все прекрасно знаем. |Меры безопасности при запуске от внешнего источника. | |- Никогда не курите во время запуска двигателя от внешнего источника. | |- Заправьте свободные части одежды и снимите с себя металлические украшения и | |предметы. | |- Убедитесь, что автомобили не соприкасаются друг с другом. | |- Не прикасайтесь сами к кузову автомобиля. | |- Выключите все перед тем, как отсоединять кабель. |
|Вопросы безопасности. | |Помните, что опасность возгорания кислорода и водорода, выделяющихся во время | |зарядки (а также после ее завершения), вполне реальна. | |Хотя большинство серьезных производителей оборудуют крышки аккумуляторов | |ограничителями пламени, призванными предотвратить его попадание внутрь | |аккумулятора, подобная вероятность по-прежнему сохраняется. Правда, эксперты | |фирмы Hoppecke отрицают это, но, как говорится, береженого Бог бережет. | |Помните также, что искра возникает не только при отсоединении клеммы. | |Статического электричества от синтетической одежды может оказаться достаточно, | |чтобы вызвать взрыв. | |Взрыв аккумулятора можно сравнить по мощности с выстрелом из ружья калибра 12 | |мм. Результат представляет собой жуткое зрелище, и происходит это чаще, чем вы | |можете себе представить. Например, в осторожной Америке в год бывает более | |десяти тысяч подобных случаев. | |При том, что взрыв, вероятно, не будет смертельным, он может серьезно | |травмировать вас, особенно лицо, так как осколки пластика разлетаются во все | |стороны. Поэтому всегда следует быть в защитных очках. |
Страницы: 1, 2, 3, 4