Таблица 1*
Динамика перевозок грузов и пассажиров авиационным транспортом
Показатели
Годы
1990
2000
2005
2006
2007
Перевозки грузов (млн. т)
Все виды транспорта...................
6286
1529
1805
1873
Индекс к 1990 г. (%)..................
-
24,3
28,7
29,8
31,7
Авиационный...............................
0,2
0,0
0,1
12
65,3
51,1
53,8
Перевозки пассажиров
Все виды транспорта (млн. чел.)
14977
7780
8200
8242
8214
51,9
54,8
55,0
Авиационный (тыс. чел.)............
14550
1164
3813
4351
4929
8
26,2
29,9
33,9
*Составлено и рассчитано по данным: Статистичний щорічник України за 1994 рік. К., "Техніка", 1995, с. 297, 303; Транспорті зв'язок України - 2007. К., 2008, с. 51, 110.
Таблица 2*
Использование воздушного пространства Украины (тыс.)
2007 г. в % к 1995 г.
1995
Выполнено полетов (всего)
155,2
163,9
312,1
351,1
385,0
248,1
самолетами Украины..........
68,6
47,3
76,6
83,2
92,7
135,1
удельный вес (%)............
44,2
28,9
24,5
23,7
24,1
-20,1 п.п.
иностранными самолетами
86,6
116,6
235,5
267,9
292,3
337,5
удельный вес (%)...........
55,8
71,1
75,5
76,3
75,9
+20,1 п.п.
в том числе:
транзитных........................
68,3
95,6
199,1
222,2
239,3
350,4
3,1
0,8
1,0
1,4
45,2
4,5
0,4
0,5
0,6
-3,9 п.п.
65,2
95,4
198,3
221,2
237,9
364,9
95,5
99,8
99,6
99,5
99,4
+3,9 п.п.
со взлетом или посадкой
на территории Украины...
86,9
112,9
128,9
145,8
167,8
65,5
47,1
75,8
82,2
91,3
139,4
75,4
69,0
67,1
63,8
62,6
-12,8 п.п.
21,4
21,2
37,1
46,7
54,5
254,7
24,6
31,0
32,9
36,2
37,4
+12,8 п.п.
* Составлено и рассчитано по данным: Транспорт і зв'язок України - 2007, с. 153.
Анализируя данные таблицы 2, следует учитывать, что в строке "самолетами Украины" отражены полеты, осуществленные не только на самолетах отечественного производства, но и на тех летательных аппаратах иностранного производства, которые принадлежат авиационным компаниям Украины. Парк отечественных машин, приспособленных к осуществлению региональных перевозок (прежде всего, "Ан-24" и "Як-40"), физически и морально устарел, характеризуется низкой экономической эффективностью, недостаточной комфортабельностью, малыми остатками ресурса эксплуатации, а также не полностью отвечает требованиям безопасности. Эксперты указывают, что, в соответствии с эксплуатационной директивой Госавиаадминистрации Украины № ЕД-01-07, эксплуатанты обязаны оборудовать все воздушные суда тремя обязательными системами (предупреждения о сближении с землей, предупреждения о столкновении и аварийных радиомаяков), каждая из которых стоит по 300—400 тыс. дол. Из-за высокой стоимости самолеты советского производства такими системами не оснащались. Как следствие, из 1037 самолетов, включенных в Государственный реестр Украины, лишь 479 имеют сертификат летной пригодности. Следовательно, большинство самолетов стоят на земле24. Проведенные учеными экспертные оценки эффективности пассажирских самолетов з зависимости от типа и года ввода в эксплуатацию каждого из них свидетельствуют, что среди отечественных ближнемагистральных воздушных судов лишь "Ан-140" и "Ан-148" достаточно конкурентоспособны, тогда как среди дальне-магистральных судов образцов отечественного производства вообще нет. Усугубляет ситуацию и тот факт, что страны ЕС и США вводят запрет на полеты над своей территорией самолетов устаревшего типа, что обусловливает необходимость постоянного обновления машинного парка и переоснащения предприятий авиатранспортной отрасли в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6