Рефераты. Разработка конструкции и технология изготовления дублирующего устройства управления учебным автомобилем






p> Лицам, сдавшим теоретический и практический эказмены, выписывается водительское удостоверение установленного образца. В графах категорий транспортных средств, на управление которыми выдается водительское удостоверение, производится соответствующая отметка.

Подготовку водительских кадров ведут учебные комбинаты,. автошколы министерств и ведомств, профессионально-технические и технические училища, а так же частные автошколы.

3.2. ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ.

Система обучения водителей играет важную роль в обеспечении безопасности движения. Водитель приобретает знания, умение и навыки, выполняя различные действия по управлению автомобилем: нажимает на педали сцепления, тормоза, управления подачей топлива, поворачивает рулевое колесо, перемещает рычаги переключения передач.

Знания — совокупность усвоенных сведений, проверенных; практикой их использования в реальной действительности.

Умение — способность своевременно и целеустремленно применять специальные знания в какой-либо деятельности.

Навык—доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи
(чаще — двигательной).

В начале обучения целесообразно выработать у обучаемого навык автоматического отыскания рычагов, педалей управления и необходимую последовательность действий при работе ими. При выработке этих навыков в действии с органами управления устанавливаются мышечно-двигательные представления о направлении соответствующих движений, их амплитуде, скорости, требуемых усилиях, о продолжительности движений, их .сочетаний и последовательности.

Овладение двигательными навыками значительно эффективнее в том случае, если внимание обучаемого не отвлекается на решение других задач. В этом отношении обучение на тренажере имеет преимущество перед обучением на автомобиле.

Основной задачей последующего обучения является формирование соответствующих зрительных представлений. Как известно, при управлении автомобилем большую часть всей информации водитель получает при помощи зрения. В процессе тренировки зрительные представления объединяются в единые комплексы с представлениями мышечно-двигательными и вестибулярными.

Дальнейшее совершенствование навыков управления автомобилем должно быть направлено на увеличение точности и быстроты восприятия дорожной обстановки, быстроты действии при выполнении основных приемов (поворотов, разворотов, остановок в заданном месте, заездов в ворота и т. п.) и привыкания к управлению автомобилем на различных скоростях. а также вождению автомобиля в особых условиях движения (гололед, туман, снег, дождь, темное время суток).

Навыки формируются при выполнении упражнений, в которых одно и то же действие повторяется несколько раз. Продуктивность занятий зависит от метода обучения, способностей и эмоционального состояния обучаемых, от правильного распределения упражнений по времени.

3.3. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ.

Автомобильным тренажером называется комплекс учебно-тренировочных устройств (рис), предназначенный для выработки навыков и совершенствования техники управления автомобилем. Оборудование тренажерного комплекса обычно состоит из следующих элементов: устройства, моделирующего рабочее место водителя автомобиля (модель автомобиля), устройств, моделирующего дорожную транспортную ситуацию, и пульта мастера производственного обучения.
Тренажеры применяются на различных этапах обучения. В зависимости от этого и требования к тренажерам различны. В начальный период обучения при помощи тренажера учащийся знакомится с органами управления автомобилем, их расположением, усилиями при переключении передач, повороте рулевого колеса.
На более поздних этапах обучения учащийся знакомится с методами управления в простых и сложных дорожных ситуациях. Для этого тренажер оборудуется средствами визуализации (кино, теневой или телевизионной установкой), пpи помощи которых обеспечивается обратная связь между поведением управляемого
«автомобиля» и учащимся. Здесь необходимо подчеркнуть значение динамического подобия систем управаления тренажера и автомобиля, так как

Рис.5. Тренажерный комплекс для подготовки водителей

1 – устройство, моделирующее дорожно-транспортную ситуацию;

2 – устройство, моделирующее рабочее место водителя; 3 – пульт управления.

это обеспечивает адекватность действий обучающегося на тренажере и автомобиле. Тренажер с динамически подобной обратной связью позволяет формировать навыки поведения в аварийной ситуации, навыки прогнозирования дорожной обстановки. Он может быть использован на последующих этапах обучения и для совершенствования профессионального мастерства водителей.

Важным психологическим и педагогическим преимуществом тренажера перед автомобилем в процессе обучения и совершенствования водительских навыков является возможность выделить из всей информации только ее часть, которая наиболее существенна на данном этапе обучения. Моделирование конкретных ситуаций (занос, обгон, следование за лидером и пр) на тренажере позволяет не только судить о действиях обучаемого в этих ситуациях, но также позволяет формировать безопасные навыки управления автомобилем в этих условиях.

Применение тренажеров не ограничивается только областью первоначального обучения. С их помощью можно успешно тренировать действия водителей в критических ситуациях, обучать прогнозированию дорожной обстановки, исследовать психофизиологические характеристики водителя в различных дорожных условиях, тренировать водителей при переходе на другой тип транспортного средства или при смене условий работы (крупный город, горные дороги и др.).

Такие тренажеры называют комплексными. В отличие от функциональных они предназначены для обучения и выработки различных навыков. Для расширения области применения тренажера в методическом плане полезно вводить неожиданно для обучаемого различные помехи движению или имитировать возникновение технических неисправностей, затрудняющих управление или создающих опасность для движения.

При правильно организованном процессе обучения у обучаемых в результате систематических занятий уменьшается время реакции, число ошибочных действий, правильно организуется внимание и повышаются его характеристики и, как следствие, наряду с элементарными навыками развиваются навыки более высокого порядка. Результаты объективной регистрации позволяют устанавливать индивидуальные особенности каждого из обучаемых, выявлять их типичные ошибки и оценивать качество проведенной тренировки.

По конструкции и способу воспроизведения дорожной обстановки автомобильные тренажеры разделяют на: теневые, с подвижным полотном дороги, телевизионные, кинотренажеры. По конструкции основания различают тренажеры с подвижным и неподвижным основанием. По количеству учащихся, обучаемых одновременно, различают тренажеры одноместные (индивидуальные) и многоместные (групповые).

В настоящее время автотренажеру такого плана отошли в прошлое, а их место занял компьютер, позволяющий более широко моделировать различные ситуации на дороге.

3.4. АВТОДРОМЫ.

Важнейшим дополнением к процессу тренировки водителей на автомобильном тренажере являются тренировочные занятия на специальных учебно- тренировочных трассах — автодромах. Навыки, приобретенные водителем на автомобильном тренажере, должны получить свое завершение в естественных условиях движения на дороге или на автодроме. Занятия, проведенные на учебном автодроме, дают возможность выявить наиболее типичные ошибки при управлении автомобилем в реальных условиях.

В международной практике автодромы широко используются для первоначального обучения управлению автомобилем, повышения мастерства гонщиков.

Процесс формирования навыков вождения на автодроме имеет ряд очень важных преимуществ по сравнению с учебной ездой по городской улице или загородной дороге. Здесь npежде всего необходимо отметить значительно более высокую безопасность учебного процесса в результате снятия психологического напряжения обучающегося в связи с отсутствием движения пешеходов и транспортных средств. Это существенно облегчает учебный процесс. Кроме того, при рациональной организации учебного процесса, как показывает практический опыт, на автодроме преподаватель может вне учебного автомобиля руководить обучением сразу нескольких учеников, одновременно совершающих езду на нескольких автомобилях.

Наконец, очень важной особенностью автодрома является возможность оперативной смены упражнений путем перестановки препятствий или изменения направления движения. Имеется также практическая возможность упражняться в движении по скользкой дороге, которую легко создавать при помощи мыльной эмульсии.

Не обязательно обучению на автодроме должна предшествовать тренировка на автотренажере. Достаточно эффективно весь начальный период обучения может быть отработан на автодроме.

По мере роста интенсивности движения на всех дорогах необходимость в автодромах будет неуклонно возрастать. Основным сооружением автодрома является обычно кольцевая дорога (рис.) с асфальтобетонным покрытием шириной 6.. . 9 м и учебные площадки для фигурного вождения автомобилей.
Легковые автомобили могут развивать на кольцевой дороге скорость до 120 км/ч. Все повороты на дороге выполнены без поперечного уклона для усложнения движения на повороте и отработки мастерства вождения на кривых.
Внутри кольцевой дороги расположены два пересекающихся проезда, образующие перекресток, на котором может быть установлен светофорный объект для выработки навыков проезда регулируемых перекрестков. Направление движения по трассе — против часовой стрелки. Для квалифицированных водителей, возможно проведение тренировок на повышенных скоростях, особенно при входе и выходе из поворотов. Автодром может быть использован для проведения автомобильных соревнований. Для подготовки водителей различных категорий, где могут одновременно обучаться 15 ... 18 водителей, может быть рекомендован автодром, разработанный в ЦК ДОСААФ (рис.). На автодроме можно проводить широкий комплекс упражнений, в том числе имитировать реальные условия движения, установив различные дорожные знаки, светофорные объекты и нанеся различные виды дорожной разметки.
[pic][pic]

Рис. 6. Автодромы:

I — железнодорожная платформа; 2 — погрузочная площадка;

3 и 7 — соответственно левый и правый косогоры; 4 и 6 - колейные мосты;

5 — воронка; 8 — кольцевой маршрут 9 — холм; 10 и 19 — габаритные тоннели:

11 и 18 — «змейки»; 12 и 16 — боксы; 13 и 17 — «восьмерки»;

14 и 15— габаритные дворики; 20 и24— эстакады;

21 и 22 — доски; 23 — площадка начального обучения;

25—28 — места для разворотов. Размеры на .рисунке. даны в метрах.

3.5. УЧЕБНЫЕ МАРШРУТЫ

Успешное обучение вождению автомобилей во многом зависит от правильного подбора маршрутов для упражнений, отрабатываемых вне автодрома.
Так как все упражнения по своим задачам отличаются одно от другого, то для каждого из них должен быть подобран свои маршрут, включающий необходимые условия для отработки всех его задач. Для отдельных упражнений в зависимости от сезона года следует иметь не один, а два самостоятельных маршрута. При организации занятии в сетке расписания, когда одно и то же упражнение отрабатывается одновременно на 15—16 автомобилях, надо для каждого упражнения иметь не менее двух идентичных маршрутов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.